Queen Jazz

Разбираемся, что в этом альбоме Queen взбесило критиков до такой степени, что группу обвинили в фашизме.
Скажу сразу - Jazz не мой любимый альбом. Но вердикт некоторых журналистов того времени показался мне интересным хотя бы ради того, чтобы с ним поспорить.

Иоганн Гёте
Крысолов
Певец, любимый повсеместно,
Я крысолов весьма известный,
И в этом городе с моим
Искусством впрямь необходим...

Певец, хвалимый повсеместно,
Я также детолов известный.
Под лютню запою, и вмиг
Стихают детский плач и крик!
И как мальчишки ни резвятся,
И как девчонки ни дичатся -
По струнам проведу рукой,
И все они бегут за мной.

Певец, честимый повсеместно
К тому ж я женолов известный.
Такого городишка нет,
Где мною не оставлен след.
Пускай девицы боязливы,
Молодки чинны и спесивы -
Все покоряются сердца
Искусству пришлого певца.

 Перевод - В. Бугаевского

Мне все казалось, что две предыдущие публикации не просто не завершены, но так и просятся, чтобы их объединили каким-то послесловием (ссылка на них в конце публикации).
Поэтому я не прекратила поиски новой информации, которая как-то могла пролить свет на такой «демарш со стороны Марша». Что он имел в виду, когда написал слово «фашизм»?
В моем представлении это связано с темой, затронутой Грином в статье 1986 года, где он сравнил рокеров с Пестрыми Флейтистами, которые, увлекая толпу своими гармониями, полностью овладевают их мыслями и чувствами. Попытаюсь объяснить, почему мне кажется, что Марш имел в виду одно, а сказанул другое.
Под фашизмом он понимал полное подчинение воли толпы одним человеком. Ведь правда?
В моем представлении фашизм начинается там, где одна группа людей мнит себя выше и лучше других (по любому признаку) настолько, что присваивает себе право вершить судьбы народов. Может быть, это такое мое бытовое видение вопроса. Но это к данной теме не относится.
Как бы там ни было, а мне все же кажется, что эти две статьи (Марша, обозвавшего Queen фашистами, и Грина, сравнившего рокеров с Пестрым Флейтистом), статьи, между которыми пролегли почти 8 лет, связываются в одно целое. Они начинают отображать некую тенденцию в мировоззрении, и касалось это не только группы Queen.
Для этого надо вернуться к теме Пестрого Флейтиста и ее отражении в поп-культуре. Ну, предположим 70-х годов XX века, так как именно эта эпоха нас и интересует.
Начну с того, что мне покоя не давает песня ABBA  The Piper.
Почему считается, что такая мелодичная песня с таким, я бы сказала, трогательным сказочным текстом, повествует нам об ужасах фашизма? Или Бьорн Ульвеус что-то преувеличил?
Стала искать информацию о песне или хотя бы ссылку на интервью Бьорна. Но нет, ничего не нашла. Лишь все те же слова – вдохновился романом Стивена Кинга «Противостояние», страх, что человечеству потребуется диктатор фашистского типа. Никак не увязываются у меня слова песни с идеей. Послушайте! Потрясающая средневековая стилистика, звучащие как заклинания повторяющиеся слова припева, латынь. Я нашла информацию, что из-за этой песни их даже обвиняли в сатанизме) Как интересно получается - The Piper – сатанизм, Stairway To Heaven - сатанизм, Jazz - фашизм. Ради красного словца не пожалеешь и отца.
Зацепило меня это определение пусть не самого любимого мною альбома Queen! И я продолжила поиск всяких Pied Piper'ов, но только на этот раз в связи с музыкой 1970-х.
Поиск вывел меня на вот такой прелюбопытный сериал 1976 года «Чудо- женщина» (Wonder Woman). В эпизоде, который так и называется «Pied Piper», речь идет о рок-певце, который силой своей музыки пленяет женские умы и полностью покоряет их своей воле. Чудо-женщина спасает девушек и пытается усовестить певца, которого зовут Гамлин Рул (совсем «прозрачная» аллюзия на Гамельнского Крысолова). Звучит и смотрится все это очень наивно и мило. Перед вами пару скриншотов и как раз этот фрагмент, длящийся три минуты. Она ему говорит – «Тебе был дан дар, способностью осчастливить людей своей музыкой, а вместо этого ты…» Причем, что любопытно, Гамлин Рул рассказывает ей ситуацию с продюсерами и другими воротилами от шоу-бизнеса, которые обирали его, несмотря на успех, оставляя ни с чем. То есть такое его поведение была спровоцировано несправедливостью общества. Ну, не буду говорить вам, что, вероятно, описываемая ситуация в мире рок-музыки была настолько типичной, что стала клише. Вы и сами это поняли. Мне же здесь было интересно упоминание Флейтиста вкупе с рок-музыкой.
Неправильно будет не сказать, что в том же 1976 у Jethro Tull на альбоме Too Old to Rock ‘n’ Roll: Too Young to Die! появилась песня... правильно! Pied Piper. Там наш Флейтист тоже увлекает за собой неокрепшие души и вообще слегка следует заветам дедушки Фрейда. Похож этот персонаж на п…ила, но никак не на фашиста.
Если же абстрагироваться от 70-х и посмотреть в прошлое, то там можно найти группу, сформированную в 1930-х, которая так и называлась The Pied Pipers. И еще есть множество всяких Piper’ов. Судить об их популярности я не берусь, но идея живет в сердцах музыкантов если не столетиями, то десятилетиями уж точно!
Легко понять, чем этот образ так привлекал музыкантов. Загадочный персонаж подносит к губам волшебную флейту (под ней мы понимаем любую музыку) - повиновение толпы ему обеспечено. Pied Piper (оставила бы в таком варианте, потому что любой русский перевод не отражает всего, что стоит за этим образом, а Крысолов так вообще звучит отталкивающе) занимал и воображение Меркьюри. У меня на канале подобрался целый ряд статей, где он прямо об этом говорит. Особенно памятна мне та, где он описывал свое пребывание в Японии. "Я как Пестрый Флейтист, - говорил он, - где ни появляюсь, за мной устремляется толпа"...
Давайте подойдем к вопросу с другой стороны. А именно посмотрим на альбом Jazz. Даже пристальный взгляд на названия и тексты песен не дали мне ключ к пониманию точки зрения Марша.
Mustapha - о нем скажу чуть ниже.
Fat-bottomed Girls - сексистский, но никак не фашистский (стройным девушкам обидно, однако!)
Bicycle Race - туда же, к толстопопым девицам.
Между ними вклинилась прекрасная, трепетная и очень любимая мною Jealousy. Почему именно в этом месте? Не знаю...
Let Me Entertain You - ни текстом, ни музыкой не нравится мне эта песня.  Но фашистского в ней ничего нет. Наоборот, она выражает точку зрения на творчество, которая у Queen сформировалась после первого американского тура в 1974. Читали слова? "Мы сделаем все, чтобы вас развлечь. Мы вас завертим, мы вам раскачаем, вы будете танцевать между рядами... " и т.п. Набор слов, выражающий мысль, заложенную в названии песни.
При этом, называя Queen фашистами, Марш упоминает We Will Rock You с предыдущего альбома. Логика наше всё!
Чуть-чуть поменяем ракурс.
Если посмотреть на группу Queen, просто смешно говорить о фашизме.
Да, каждый артист хочет быть признанным и популярным. А, если учитывать, что в группе были как минимум два нарцисса (грандиозных? ранимых? – тоже интересно), три очень амбициозные личности и четыре весьма талантливых музыканта, то само самой разумеется, группа жаждала признания. Согласитесь, каким бы ты ни был гениальным, если тебя некому оценить, то твой гений так и пропадет в безвестности. А такое положение дел мало кого может устроить.
Как мне кажется, резкая перемена тематики и отказ от сложных гармоний, который был свойственен им на первых альбомах, обусловлены именно стремлением к популярности.
Совсем недавно читали мы с приятельницей текст (lyrics) I guess we're falling out. Ну прочитали. Прекрасная песня. А где второй смысл? Где богатейшая образность ранних текстов Queen? Вы скажете - это песня Мэя. Хорошо, возьмем Khashoggi’s Ship (лично мне очень нравящаяся) или любую песню Меркьюри с того же альбома Jazz. Где, интересно мне знать, изысканные аллюзии и реминисценции, которыми в изобилии были усыпаны тексты песен Меркьюри на первых двух альбомах? Их нет! Они исчезли, вернее начали исчезать аж в 1974 году. Как раз после злополучного первого американского тура. Mustapha - скажете вы мне. А я вам отвечу - я бы не искала там каких-то бездонных философских глубин и призывов обрести Христа и и.д., как это сделала М. Ахундова. Я думаю, это просто удачная стилизация под арабские песнопения, которые действительно дают простор для разнообразных вокализов. Кстати, не уверена, что, напиши он такую песню сегодня, ему бы не прилетело.
Это упрощение текстов не могло не броситься мне в глаза, покуда я пыталась понять ранние песни Фредди Меркьюри. Ведь если бы не сложный запутанный, я бы сказала, подобный готическому роману, текст Great King Rat, я б сейчас здесь не сидела и не писала.
Интуитивно я ощущала, что неспроста они так изменили тематику песен, мелодику.
Ранние песни символичны, сюжетны, их тяжело напеть. Но к 75-76 годам эти многокомпонентные песни уступают место песням-лозунгам, песням-речевкам. Как раз об этом и говорит Марш. Мелодии запоминающиеся, их удобно скандировать, легко подпевать. Размер 4/4/ - как и положено маршу. Так марш таким и должен быть - открываем википедию. Характерные ритмические рисунки маршей ведут своё происхождение от барабанной дроби и фанфарных сигналов.
Марш (журналист) оправдывает свою фамилию - именно с такими фанфарными сигналами он и попер на наших Queen.
Тут уместно продолжить следующую мысль.
Я вспоминаю эпизод, произошедший во время первого тура по Америке с Mott The Hoople, описанный со слов Йена Хантера, когда после выступления Фредди метался по гримерке с криками – «Почему эти тупые ублюдки ничего не понимают!?»
А вот Мэй в 1999 году «Мы все упростили так, чтобы людям, черт возьми, стало доступно… что и сработало!». (интервью журналу Mojo)
Почему шедевры типа Fairy Feller;s Masterstroke, Great King Rat, My Fairy King и подобные сменились да хотя бы теми же Don;t Stop Me Now и Bicycle Race если уж мы говорим об альбоме Jazz?
Несколько раз в своих интервью Фредди Меркьюри повторял, что пишет такие песни, которые ему нравятся. Я пересмотрела интервью в Австралии с Молли Мелдрамом, и в Японии в 1985 году. Вот выдержки.
«Я хочу писать песни о том, что я чувствую. А чувствую я любовь и эмоции. И чувствую это хорошо». Япония 1985.
На вопрос Молли Мелдрама в Астралии в 1985 году о причинах популярности музыки Queen Фредди отвечает – «Я думаю, что также это потому, что мы всегда делали то, что хотели делать, никогда не подстраивались под вкус публики. А также, мы всегда пытались идти на шаг впереди. Фактически, хорошая музыка говорит сама за себя. Мы пишем хорошие песни, и мы хорошо их играем».
И вот какой вопрос у меня возник – если Фредди писал всегда только те песни, которые были глубоко прочувствованы, то что же вызвало такую резкую перемену в содержании?
На ранних Queen обрушивалось море критики. Они были начинающей амбициозной группой. Тут и гадать не надо, что уход от сложных песен в сторону более простых и запоминающихся был необходим для привлечения более массовой аудитории. Они жаждали огромных аудиторий и признания. Шли они к ним экспериментируя и меняя стили. Они достигли беспрецедентной популярности.
Насколько далеко простирались их амбиции? На что они готовы были пойти, когда Меркьюри не стало, а удержаться на гребне успеха стало практически невозможно? Закономерно, популярность группы стала падать.
В принципе, и эпатажный и вульгарный нынешний солист, и заявления Мэя о том, что Ламберт круче Меркьюри, да и фильм, который появился в 2018 году – это попытки возродить былую популярность. И ведь сработало! Но это не тема нынешней публикации.
Вернемся к Маршу. Он обрушился на Queen с  критикой 8 февраля 1979 года через пару месяцев после выхода альбома Jazz (ноябрь 1978). 17 сентября 1978 для продвижения альбома состоялся скандальный велопробег с голыми велосипедистками. Скандально, эпатажно, может даже можно выразиться резче. Но фашизм ли это?
Через месяц после разгромной статьи Марша появилась еще одна в журнале Creem (марта 1979). Я даже не стану ее переводить. Приведу лишь выдержки - "двусторонний платиновый сингл аристократической, напыщенной, торжествующей надменности в размере 4/4...", "безрадостная, отупляющая, презрительная музыка, достигающая массовой аудитории...", "их музыка настолько абсурдно скучна в Jazz, настолько наполнена тупыми идеями и подражательным позированием...", "пародия на собственную никчемность"...Совершенно разгромная рецензия. За этими двумя последовало много других весьма негативных отзывов.
Что же такого на этом альбоме, что так вокруг сдетонировало? При этом минимум половина песен на этом альбоме - до сих пор абсолютные фавориты у поклонников группы.
Интересно было бы продолжить эту тему.
Но! по-моему, я уже давно превысила нормальный формат обычной публикации на дзене. Перенесу-ка я свои рассуждения в следующую публикацию.
А чтобы закруглить эту, вернусь-ка я к теме Пестрого Флейтиста.
Follow the sound of the pipe, follow this song
It's a bit dangerous but I'm so sweet
I'm here to save you, I'm here to ruin you
You called me, see? I'm so sweet
Follow the sound of the pipe
Следуй за звуком флейты, следуй за этой песней
Это слегка опасно, но так сладко.
Я здесь, чтобы спасти тебя. Я здесь, чтобы погубить тебя
Ты звала меня, правда? Я так сладостен
Следуй за звуком моей флейты…
BTS Pied Piper (сентябрь 2017)


Рецензии