Бердичев театр им. Маяковского В. В

Режиссер-постановщик, Никита Кобелев
Художник-постановщик, Михаил Храменко
Художник по костюмам,  Наталья Войнова
Художник по свету, Игорь Капустин
Композитор, Ави Беньямин

Дата премьеры: 20.02.2014
Дата просмотра: 10.11.2022


В постановке молодого режиссера Никиты Кобелева по пьесе Фридриха Горенштейна «Бердичев» Московский Театр имени Маяковского значительно расширил свою аудиторию. Бердичев – город, находящийся в Житомирской области, в Советском союзе население евреев в этом городе составляло большую часть. Пьеса написана в 1970-е годы, что удивительно никогда не ставилась на театральных подмостках. По сюжету пьесы в одной квартире живут две сестры портниха Злота (Татьяна Аугшкап) и ее сестра Рахиль (Татьяна Орлова) у которой на выданье две дочери, режиссер раскладывает нам их жизнь на протяжении 30 лет. На сцене, то и дело меняют табличку с цифрами разных периодов. Мы застаем наших героинь, сразу в после войны, когда лишний половник супа для соседской девчонки мог стать спасением. Две сестры с абсолютно разными характерами, решительная и уверенная Рахиль озабочена, как и где добыть пропитание, и совершенно неземная покладистая красавица Злота, зарабатывающая себе на жизнь шитьем на дому. Горенштейн описал действительно еврейский национальный колорит, очень приятно смотреть на сцены с героиней Татьяны Орловой этот темперамент с его искрометным юмором, какая интересная роль Рахиль от женщины с сарказмом,  до глубоко переживающей утрату своих родных, когда она по одному достает из шкафа пиджаки и называет имена тех, кто уже никогда их не наденет, момент когда по коже бегут мурашки. Красивая и скорей всего самая торжественная сцена свадьбы, старшая дочь Рахиль выходит замуж. За большим столом тихонько напевают национальные песни, и есть даже, что-то похожее на танцы. Хотелось бы отметить особенно, игру жениха Мили (Виталий Ленский) и невесты Рузи (Зоя Кайдановская) прекрасное перевоплощение от зарождающейся семьи с нежными чувствами, до людей потрепанных жизнью и вырастивших детей, где муж чуть не стал пьяницой, а жена, явно натерпевшаяся от него, стала совершенно угрюмой и скандальной женщиной. Режиссер Никита Кобелев вместе с художником Михаилом Краменко и художником по костюмам Натальей Войновой, очень атмосферно передают каждый этап жизни наших героев. Но, постоянная перемена реквизита со сменой табличек (годов), очень утомляет зрителя и сам просмотр пьесы теряет смысловую суть. Если Вы хотите, чтобы зритель встал и ушел, то постоянно во время показа начинайте, что-то убирать, переставлять и ремонтировать с выключенным светом. Конец спектакля затянут, получается какой-то балаган с постоянной перестановкой мебели, все равно разницы во временных пространствах не видно, достаточно было бы смены табличек и телевизора. Я очень редко это пишу, но если Вы уйдете со второго акта Вы ничего не потеряете. Привкус от спектакля остается грустный, так как постоянная ругань героев, хоть и с каплей юмора выявляет деструктивные отношения в Бердичевской семье. Почему-то режиссер совершенно не захотел привнести в эту семью хоть капельку любви, когда бурные ссоры все равно заканчиваются семейной теплотой. Так скажем их ссоры, как раз и происходят от большой любви друг к другу. Почему не было Хавы Нагилы? Была песенка на свадьбе, но такое ощущение, что актеры, не поющие и для этой постановки этого мало, если все ссорятся, то пусть хоть в конце пьесы возрадуются. При всех недочетах, режиссер хорошо обозначил нетерпимость, выражающуюся во враждебном отношении к евреям, в сцене Мили с его коллегой по работе. Конечно, красной линией затронута тема отцов и детей, а также дружбы двух сестер.


Рецензии