Глава 19. Наталья Головина и аллилуйные службы

Множество было у нас столкновений с начальством по тайному благословению отца В. Но переполнили чашу матушкиного терпения аллилуйные службы. По традиции такие службы совершаются только Великим постом. Но по Типикону их можно совершать в любой пост, если служба простая, то есть нет праздничного знака.


 Следовательно, помимо Аллилуия вместо Бог Господь на утрене, мы собирались читать часы с междочасиями и изобразительны вместо Литургии. А матушка, наоборот, благословила служить Литургию, как это и принято во всех нормальных современных монастырях. Мы в смятении позвонили батюшке.
Он в свою очередь набрал Наталье (в Сергиев Посад). Нужно еще отметить, что Наталья Головина была русская эмигрантка из Франции и по-русски говорила с акцентом. Она не могла понять быструю речь. И формулировала свои фразы также с напряжением. Поэтому неудивительно, что в ответ на батюшкин звонок поступило «благословение старца» выйти алтарницам из алтаря, певчим с клироса, а свечницам из-за ящика. Присутствовать на Литургии старец вроде как разрешил, но не участвовать, поэтому так и пришлось сделать. Это было неподчинение настоятельнице и откровенный бунт.

 
Мы тщательно изучили "Богослужебные указания" (вспомогательная книга для священно- и церковнослужителей, которая содержит подробное описание всех возможных вариантов служения, изменяемых песнопений и чтений на каждый день года). Там не было оговорки на аллилуйные службы «аще изволит настоятель». Потом во всех последующих изданиях оговорка эта присутствовала. Видимо, мы нашумели сильно тогда в церковных кругах. Много прошло горячих баталий, споров, ночных посиделок; даже сама Наталья приехала к нам тайком и долго передавала нам наставления старца. Мы слушали ее, не дыша, ловя каждое слово «старца».

 
Матушка Параскева тоже уже не выдерживала нашей наглости и тупого упорства. Она позвонила владыке, не знаю какому. Съездила на приём. После этого в монастыре была устроена чистка. Приехал епископ Тихон с комиссией. Нас строго допрашивали по одному, раздали анкеты для поступления, велели заполнить. Нам было запрещено причащаться архиерейской властью за неповиновение игумении. Епитимия налагалась на сорок дней на всех сестер, и штатных, и нештатных. Хотя странно, что владыка над нештатными заимел такую власть отлучить от Причастия, будто мы убили кого-то. Владыка Тихон назвал имена сестер, которых со следующего дня отправляли домой. Предлог был такой: наши кандидатуры им неизвестны и требуют рассмотрения(а если мы неизвестны им, за что тогда было наказывать?!). В этот список попали десять трудниц, которые не числились в епархии. Но трудились и жили в монастыре не менее двух-трёх лет наравне с сёстрами. Это были две Наташи, я с Иулианией, Таня Поликарпова, Аннушка, Ксеня, Вера, Александра и Наталья Маркова (мать Сережи Маркова, телеобозреватель и журналист из Останкино). Все остальные были штатными насельницами и выгнать их было сложнее.


Лично мне домой было совсем нельзя. Я много лет (8, если быть точной) скрывала от папы свою принадлежность к христианству. Он был уверен, что мы с сестрой мусульманки. Мы, так ничего ему и не сказав, уехали в обитель. Чтобы избежать страшного конфликта с родителями, нельзя было показываться им на глаза. Поэтому даже мысли не было ехать домой.


  http://proza.ru/2022/11/23/677


Фото К.Брагина "Зажжение лампад на паникадиле"(личный архив)


Рецензии
Доброе утро Эмилия!

За участие в заговоре и смуте всегда следует наказание, и в этот раз оно и произошло.

Григорий Рейнгольд   03.10.2025 02:26     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Григорий! Спасибо большое за отклик! Наказание должно было последовать. Но главный виновник(батюшка), который смуту провоцировал, наказан не был. Мы теперь на много лет стали бомжами, скитались по чужим людям, терпели вражду, лишения и унижения. А он не потерял ничего. С уважением,

Эмилия Лионская   03.10.2025 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.