Судьба солдата

Утро было пасмурным. Небо затянуто тяжелыми, низко висящими, тучами. Накрапывал мелкий дождь. Поселок Турский просыпался. В частных домах топились печи, трубный дым стелился над землей.
Егор Матушкин легкой трусцой бежал по давно выбранному маршруту, выполняя утреннюю пробежку. Уже два года занимается этим полюбившимся занятием. Впервые побежал, когда к бабе Наташе приехал в отпуск младший сын Андрей, для Егора родной дядя. Выпускник военной артиллерийской академии, ловкий, сильный, красавец в военной форме лейтенанта, словно сказочный герой, сошедший с картинки.
Егор тогда окончил девять классов средней школы, всерьез думал о выборе профессии. Родители советовали поступать учиться в лесотехнический колледж.
– Получишь профессию техника-технолога, поступишь работать на наш лесопильный завод, – мечтал отец, Степан Евдокимович. – Я, вот, сколько лет работаю, пилю бревна на доски и брусья, занимаю ведущую должность рамщика. Не каждому это дано! Да и мать твоя Клавдия Максимовна получила не последнюю должность в отделе технического контроля. Зарплата достойная. Дом свой. Так что, давай, сынок, поступай в этот колледж.
Егор сомневался. Что они родители, кроме бревен и досок, да своего огорода ничего в жизни не видели. Конечно, им хочется, чтобы сын был при них. А тут дядя Андрей. Казалось, в жизни он может достигнуть всего. Смотри, с какой легкостью общается с современными гаджетами, чувствовалось, для него препятствий нет. Живой пример лейтенанта покорил воображение подростка.
 Егор – заметный парень, имел рост метр восемьдесят сантиметров, плотное телосложение, слегка вытянутую голову с карими глазами на добродушном лице и русыми прямыми волосами. Руки накачаны гирями, но дыхалка, как подметил дядя, подводила. Тогда офицер и решил взять шефство над племянником. Уговаривать не пришлось. Парень полностью доверял.
В вопросе выбора профессии дядя неожиданно поддержал родителей:
– Правильно советует твой отец. Учеба в колледже – самый краткий путь получения среднего образования и первой профессии. Затем, заметь, приближается время службы в армии. Следует сейчас подумать, как служить – по призыву, или по контракту. После окончания колледжа можно подписать договор, пока на два года, и нести военную службу по контракту. Контрактники – свободные люди, как вольно наемные. После окончания рабочего дня они имеют право уходить куда угодно, получают заработную плату, сначала по 20 тысяч в месяц. Если тебе понравится такая жизнь, можно поступить в военную академию. Понимаешь, какой карьерный рост? Но для этого надо трудиться, чтобы приблизиться к поставленной цели.
Сначала надо поднять физическую выносливость. Появились утренние пробежки. Требовалось поднять уровень школьных знаний, и Егор стал дополнительно заниматься математикой и физикой.
Так под влиянием многих факторов Егор стал студентом лесотехнического колледжа. После окончания учебного заведения младший Матушкин обратился в военкомат с просьбой призвать его на службу в армии по контракту. Дома рассказал о своем решении родителям. Отец отнесся к выбору сына сдержанно:
– Это твоя жизнь, сынок, тебе ее обустраивать.
Мать приняла известие с тревогой:
– Как же так, Егорушка, из-за денег ты соглашаешься служить в армии не год, а два. Зачем тебе эти деньги?
– Мама, если такая жизнь мне покажется достойной, я попытаюсь поступить учиться в военную академию, хочу получить звание офицера, как дядя Андрей.
Вечером приходили друзья, приглашали собраться на обычном месте у реки. Егор отказался, сославшись на недомогание. Позднее, когда солнце спряталось за горизонт, во дворе дома Матушкиных зазвучала гитарная музыка, не веселая, как когда-то, а задумчивая, грустная. Егор сидел на крылечке, привычно держал гитару и пальцами перебирал струны. На душе было тревожно. Неизвестность будущего пугала. Мама чутко угадала настроение сына и, уединившись, всплакнула. Отец тревожно хмурился, успокаивал себя: «Ничего, все будет хорошо, не на войну ведь уходит».
Пришло время, Егор благополучно прошел все положенные процедуры, подписал контракт и уехал в часть. Уехал и пропал, как в черный ящик канул. В таком ящике известно есть только вход и выход, что делается внутри, неведомо. Время шло, известий от сына никаких не было. Родители извелись от неизвестности. Побежали за объяснениями в военкомат. Там спокойно отвечали:
– Ваш сын служит в армии, с ним все нормально.
– Но почему же не позвонит по сотовому телефону?
– Сотовые телефоны в армии запрещены, – вот и все ответы.
Прошел год с небольшим. Сформированная часть из контрактников прибыла на Украину, чтобы выполнить специальную военную операцию по освобождению Донецкой и Луганской республик от нацистов. Егор не испытывал никакого страха. Был уверен, что справятся с поставленной задачей легко. Да, что представляет Украинская армия? Недавно им устраивали один котел за другим. На деле оказалось не так. Оснащенная с избытком НАТОвским вооружением, инструкторами и наемниками, армия оказалась хорошо подготовленной. Вся НАТОвская свора обрушилась на Российские войска. Бои были жестокими, бескомпромиссными. Появились раненые и убитые. Вот, тут и появился страх.
Однажды разведка получила данные о скоплении украинских военных у села. Командир минометного расчета Буланов получил приказ выдвинуться к подготовительной позиции и нанести удар по врагу. Расчет в составе пяти человек, как учили ранее, взял на плечи ствол 82 миллиметрового миномета, ящики с минами и выдвинулся к цели. Выбрав место на позиции установили миномет, заряжающий послал мину в ствол. По данным корректировщика огня наводчик Егор Матушкин настроил прицел. До цели было около трех километров. Выстрел.
Как учили, за несколько секунд сделали восемь выстрелов, в течение минуты разобрали миномет и поспешили сменить позицию. Вражеские наблюдатели с первого выстрела засекают место пребывания миномета и дают команду своим расчетам поразить цель. Так и случилось. Не успели минометчики Буланова отойти на двести метров, как туда, где они только что были, полетели мины вражеского миномета.
Буланов, опытный командир, побывавший во многих минометных перестрелках. Учил своих подчиненных по звуку летящей мины определять, куда она летит, приближается или удаляется. Для выживания в бою эти знания важны. Услышав звук приближающейся мины следует немедленно падать на землю, вжиматься в нее, закрывая голову руками.
В тот раз расчет Буланова удачно менял позиции несколько раз и поражал врага огнем своего миномета. Опорожнив ящики с минами, расчет вернулся в расположение взвода.
Тот, роковой, бой начинался как обычно. Выдвинулись на позицию, установили миномет, наводчик настроил прицел и … Вдруг засвистела приближающаяся мина.
– Ложись, – последовала команда командира.
Бойцы расчета упали на землю. Егор почувствовал, как необузданный страх сковал все тело. Хотелось забраться в какую-нибудь канавку, но вставать было нельзя. «Господи, спаси и охрани», – стучала в голове бабушкина молитва. «Спаси и охрани, спаси и охрани». Взрывы серии мин оказались где-то справа. Сильный удар осколков пришелся по ногам Егора. Солдат закричал от боли. Рядом еще кто-то стонал. Значит ранения получили двое, пронеслось в сознании командира. Но подниматься, чтобы оказать помощь пока нельзя. По правилам должны прилететь еще мины, на добивание. Вот и характерный свист. Мины рвались правее, осколки больше никого не задели. Командир приказал разобрать миномет, сменить позицию и бросился к солдатам, оказать первую медицинскую помощь.
Нога Егора сильно кровоточила. Сделав положенный укол и перетянув ногу жгутом, подошел к другому раненому. Здесь травма была легкой, осколки задели только мягкие ткани. По связи вызвал помощь для эвакуации раненых до медицинской роты. Помощники прибыли быстро, раненых забрали, оказали квалифицированную медицинскую помощь, а затем на вертолете отправили в госпиталь.
Егор со своим боевым товарищем Олегом лежали в двухместной палате госпиталя. У Егора ампутировали часть раздробленной правой голени, у Олега наметилось быстрое выздоровление. Егор замкнулся в себе, молчал. В мозгу стучало навязчивое: «Все, конец. Все, конец». Другие мысли не приходили. Ночью не спал. Жалея себя, даже всплакнул в подушку. «Зачем я согласился на этот контракт? Отслужил бы по призыву один год и вернулся бы домой здоровым. Олегу, вот, легко. Идет на поправку. Говорит, соскучился о боевых товарищах. Торопится вернуться назад. Пристает с разговорами, дескать идет настоящая война. История показывает, в человеческом обществе войны идут постоянно. Люди ценой своей жизни, защищают родину, свои семьи, жен, стариков. А на войне случается всякое, и убивают, и калечат. Сейчас война свалилась на нас. Если не мы пойдем воевать, то кто защитит наших родных. Егор, ты ведь знал, с войны вернутся домой не все. Кому-то придется сложить голову в бою. Не убивайся ты так. Начинай думать, как жить дальше. Перестраивайся на мирную жизнь. А бить врага буду я, обещаю, за все им отомщу.»
После такого разговора Егору полегчало. Он выполнил свой долг перед Родиной. Пусть его покалечили, но жизнь продолжается.
Положительное изменение в настроении отметил лечащий врач:
– Сейчас вам принесут телефон, позвоните родителям. Поговорите, успокойте их. А с ногой, сделаем протез, будете ходить, хромоту не заметишь.
Вечером, когда родители были уже дома, Егор набрал номер домашнего телефона.
– Мама, здравствуй, это я.
– Егорушка, сынок, что с тобой? – на той стороне раздались всхлипывания, слезы парализовали голос, мешали говорить.
– Сынок, что с тобой, ты где, – раздался голос отца.
– Папа, со мной все хорошо. Только я лежу в госпитале.
– Ранение, серьезное?
– Голень правой ноги. Да вы не переживайте. Через месяц я вернусь домой. Папа, успокой маму, я вас очень люблю. Сейчас уж все, моя служба в армии закончилась. Ждите домой. До свидания.
– До свидания, сынок, выздоравливай.
После выздоровления Егора Матушкина комиссовали и демобилизовали из армии.
Стоял теплый летний день. Вечерело, по небу плыли легкие кучевые облака. По центральной дороге поселка Турского неспеша шел солдат, возвращался с войны. 
– Егор, здравствуй!
– Здравствуйте тетя Маша.
– Вернулся? Вот, родители-то будут рады.
Солдат остановился перед родительским домом, подумал, как давно он здесь не был, и вошел во двор. Двери дома были заперты. Знал, где лежит ключ, но доставать не стал. Устроился на лавочке, стал ждать родителей. Скоро примчалась запыхавшаяся мама.
– Сынок!
Они обнялись.
– Ко мне прибежала Маша, сын говорит вернулся, – рассказывала, плакала, исподволь разглядывая раненую ногу.
Пришел отец, крепко обнял сына и сказал:
– Ты вернулся, сейчас давайте будем начинать новую жизнь.


Рецензии
Трогательная история, и современная, что редко бывает. Хорошо написано.
Всего Вам самого доброго!

Буковский Юрий   14.12.2022 17:05     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо за добрые слова

Иван Глебов   15.12.2022 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.