3 Кому служат современные русские писатели?

Юрий Горбунов

Выступление крупнейшего русского писателя и одного из ведущих идеологов русской национальной интеллигенции современности АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ПРОХАНОВА на съезде писателей в 2018 году



1

Он начал своё выступление с воспоминаний. Он нарисовал картину событий, происходивших в 1991 г., когда Ельцин со своей либерально-буржуазной бандой, размахивал тяжелой дубиной и, пьяно крича от восторга и вседозволенности, убивал советскую пролетарскую литературу и душил советских писателей руками прилетевших ему на подмогу наемников.

А. Проханов вспоминал: «Государство ведь не просто отказалось от нас с 1991 году, оно не просто бросило нас. Оно на нас ополчилось. Оно, государство, называло русских писателей фашистами. Оно называло фашистами Бондарева, Распутина, Белова... И в эти страшные годы диффамации, когда слово «русский» в устах либералов было тождественно слову «фашист», Союз писателей существовал. Без денег, без дотаций, без средств массовой информации.»

Тяжело было после советской вольницы и свободы оказаться под пятой нахлынувших со всех сторон русскоязычных «мастеров» массовой буржуазной культуры Запада. Эти убийцы и душители советской и русской литературы торжествовали, загнав советских писателей в подполье, а некоторых деятелей культуры — в могилу. И не видно пока просвета в конце темного туннеля...

В таких тяжелейших условиях «Союз писателей тоже был огромным брошенным домом. Мы этот дом отстаивали, его конопатили, продолжали возглашать наши великие русские смыслы о вечной русской мечте, о русском мессианстве, о нашем русском горе, которое неизбежно превращается в победу. ... Об этом мы говорили все эти годы. Об этом мы то кричали, то шептали, то молились со слезами на глазах.»

И хотя, как всегда, говорил витиевато на свои любимые темы — «о вечной русской мечте, о русском мессианстве, о нашем русском горе, которое неизбежно превращается в победу», думаю, слушатели прониклись его печалью и прочувствовали ещё раз ту трагедию, из которой не вышла великая русская литература и русские писатели до наших дней.

2

Мне показалось, что эмоции писателя и идеолога явно недостаточно. Надо было заострить внимание на трагичной эпохи в которой живут не только русские люди, но 99% населения планеты. Я вспомнил речь

М. Горького, который, выступая на I съезде советских писателей в августе 1934 г., так описал кратко империалистическую эпоху, в которой мы живем до сих пор — в «эпоху всеобщего одичания, озверения и отчаяния буржуазии, — отчаяния, вызванного ощущением её идеологического бессилия, её социального банкротства, в эпоху её кровавых попыток возвратиться, путём фашизма, к изуверству феодального средневековья.»

М. Горький всегда связывал политику с литературой, потому что литература является одним из слоёв всегда классовой идеологии правящего класса.

Мало что изменилось за прошедшие десятилетия. Не успела закончиться холодная война, как началась третья мировая война. Россия лежит в развалинах - разграбленная, униженная и брошенная из социализма прямо в мрак «феодального средневековья».

Однако придавленные насилием нынешнего правящего режима, писатели вынуждены соблюдать законы РФ. И чтобы еще раз не пострадать, Проханов и другие русские интеллигенты пытается изо все сил на словах идеализировать российскую государственную машину. Он утверждает, что якобы российское государство хорошее и оно «должно вернуться к нам, в литературу, потому что сегодняшнее государство желает иметь идеологию.» Он идеализирует его и российскую конституцию и делает вид, что верит в заявления об отсутствии официальной идеологии у властей.

Идеология есть у любого господствующего класса, у государства, включая российское. Сегодня это — обыкновенная буржуазная идеология мелкого и слабого империалистического государства. Не государству и народу «мало ракет, мало баз в Сирии», а мало той кучке русскоязычных грабителей народного добра, кучке прЕдателей и прОдателей русского и других братских народов России. 

Однако дальше он выдвигает тезис, с которым трудно согласиться, о том, что «государство — это идеология, это высшая идея». Известно, что современные идеологии и государства бывает только двух видов — либо частно-собственнические, буржуазные, либо общенародные, социалистические.

Государство не может быть НИ высшей идеей, и НИ идеологией. Оно есть машина НАСИЛИЯ. Либо буржуазии над пролетариатом и всеми трущимися, либо пролетариата — над своими недобитыми врагами. Оно включает в свой состав кроме правительства, назначаемое кучкой баснословных богатых жуликов: нацгвардию, армию, полицию и тюрьмы. Эта машина нужна буржуазии для охраны наворованной собственности, отнятой у трудящихся. Это — кровавая машина, помогающая богачам подавлять насилием протесты рабочего класса и крестьян. Таково сегодня буржуазно-олигархическое государство, созданное в 1991 г.

3

Что касается идеологии, то она — НЕ «высокие смыслы», как утверждает известный писатель. Она создаётся НЕ в литературе. НЕ создаётся она и художниками. Великие учения рождаются не сами по себе НЕ в литературе, а в политической, экономической ЖИЗНИ определённого общества в конкретную историческую эпоху. И только затем возникшее новое учение описывается гениальными литераторами, способных понять объективно возникшие противоречия в обществе и зафиксировать их в ярких художественных образах, как это сделал великий русский писатель М. Шолохов в «Тихом Доне» и «Поднятой целине». Как Бальзак в романах цикла «Человеческая комедия». 

Интеллектуалы и писатели первыми обнаруживают противоречия, накопившиеся в обществе, и предлагают определенному классу подумать, как разрешить их мирно или насильственно. Так было всегда: и во времена перехода феодального общества к буржуазному, и во времена перехода буржуазного общества через революцию к социализму. Так было и так будет всегда в любом классовом обществе.

Именно в философской, политической и художественной литературе «обретает ... свою духовную оболочку, свои смыслы» новый класс, рвущийся к власти и захватывающий все богатства в свои руки. На основе этих идей он создаёт своё государство.

Общественные отношения и противоречия между классами, накапливающиеся в обществе, а НЕ писатели, могут способствовать прогрессивному развитию человечества. Литература лишь закрепляет на бумаге и в сознании людей новые идеи. Их берут на вооружение политические и общественные организации.

4

Воспитанный на советской и русской классике, я не воспринимаю многих особенностей искалеченной, по моему разумению, западным и белоэмигрантским влияниями современной художественной литературы. Не воспринимаю я и новорусской критики и либерально-буржуазного литературоведения. И совершенно не поддерживаю православных наклонностей некоторых литераторов, задурённых на мой взгляд, церковной пропагандой и агитацией. И особенно тех из них, кто насквозь пропитан ненавистью к нашей революции, к ее вождям. К марксизму.

Я поклонник М.  Горького и А. Луначарского, Есенина и Маяковского. Я ретроград и неисправимый мечтатель.

На съезде не звучали призывы к революционному переустройству жизни и к воспитанию нового человека, способного бороться за справедливость, искать пути к изменению жестокой и бесчеловечной реальности, в которой прозябает вновь, как и до 1917 г., русский человек; найти правду и не сдаваться на милость одержавших пиррову победу русскоязычных банкиров и обслуживающих эту касту либералов.

Но не могу я понять, как Проханов и его единомышленники дошли до мысли обратиться к церковникам за помощью и почему согласились вести пропаганду и помогать расширять круг влияния РПЦ в государстве. Не без их участия, церковная идеология заполонила головы обывателей и даже некоторой части русской интеллигенции. Неужели они забыли прописную истину о том, что церковь везде и всегда обслуживает интересы правящего класса, и тот содержит ее как свой рупор обмана народных масс.

Самая большая опасность для российского общества возникает тогда, когда писатели добровольно превращаются в рупор националистических (модернизированных белогвардейских, черносотенных или власовских) идей, а также когда их непосредственно используют самые реакционные круги церковной иерархии! Тогда случаи того, что на днях произошло в Дагестане, могут участиться и привести к новым этно-религиозным войнам, как это уже случалось в Чечне и других регионах бывшего СССР! Не дай бог! Вот в чем опасность церковной пропаганды и агитации, которую ведёт и РПЦ, и писатели, перешедшие на ее сторону.

5

Заканчивает свою речь на съезде А. Проханов мыслью о том, что «Россию ждут великие перемены. Её ждёт рывок, развитие, ждут огромные экспромты - политические, идеологические. И в этих экспромтах для художника, для писателя - большое поле деятельности», то есть не надо менять буржуазный эксплуататорский характер нынешний власти. Пусть буржуазия правит бал.

Что такое «экспромт»? Экспромт, как известно, — это небольшое литературное произведение, созданное в момент исполнения, без подготовки. Значит, Проханов предлагает своим коллегам без подготовки писать произведения, в которых надо будет «выразить русскую идею, русский фактор» в государстве; «.... осталось взрастающее государство российское, и наш художник видит в государстве смысл существования народа и России в целом. Здесь схватка, здесь новые герои, здесь свет будет сражаться с тьмой, здесь будут написаны наши новые великие произведения.» Какой свет? с какой тьмой?

Следущая мысль тоже не переводима на понятный язык.

«Поэтому государство (машина насилия или коррумпированное чиновничество? - ЮГ) приходит в литературу.» То есть по мнению писателя «государство должно вернуться в Союз писателей России,... обязав губернаторов, содержать писательские организации»...  Губерния должна взять на себя уход ... «за культурой, литературой, за великой русской словесностью....»

Не понятно, зачем чиновникам, большинство которых коррумпировано и думает только о своих карманах, брать на себя «уход ... за культурой, литературой, за великой русской словесностью». Им что делать нечего? Только думать?

По-моему, этот «экспромт» был придуман на ходу. Он не имеет реального содержания хотя бы потому, что нигде в капиталистическом мире губернаторам не ставится подобная задача. Россия ныне ничем не отличается от них.

Я полистал несколько англоязычных пособий по литературному ремеслу. Их авторы убеждают начинающих писателей не бросать работы по основной специальности до тех пор, пока не будет завоёван успех и пока заработанных писательским трудом деньжат не станет достаточно хотя бы на пропитание. 

В буржуазной России сегодня начинающим писателям следует помнить этот совет и не требовать себе особых привилегий после публикации десятка стишков или статеек.

«Необходима большая русская государственная премия,     которая поощрялась бы нашим Союзом писателей,  - наивно мечтает А. Проханов. - Необходимо организовать издательство. Сегодня русский писатель не может жить на те ничтожные гонорары, которые получает за книгу.»

Но кто виноват в том, что начинающий писатель не заслуживает большего гонорара. А конкуренция? А волчьи законы капитализма? А эксплуатация человека человеком?

Ни в одной стране капиталистического мира государство не занимается благотворительностью. Оно само или Соросы поддерживают материально через спецслужбы и подставные фонды только тех писателей, которых они с выгодой для своей классовой пропаганды, могут использовать на полную мощь для оболванивания масс трудящихся.

«В этом большом начинании, в этих переменах Союз писателей — Проханов предполагает — должен совершить рывок». Цветисто, по привычке красиво и непонятно, заканчивает своё выступление: «Тот бутон, который мы всё это время сберегали, должен раскрыться в новый цветок, в новый выход писателей в государство, в идеологию, в веру, в войну, в политику».

Смысл его выступления прост и банален: г-н Медведев, дай нам денег. Почему либералов поддерживаешь,  а нашему Союзу писателей России не даёшь? Мы тоже готовы обманывать русских холопов и держать их вместе с РПЦ в ежовых рукавицах Кремля. 

Ясен и ответ правительства Медведева, высказанный им пять лет назад: «Не дадим вам денег. У нас уже есть одна дивизия русскоязычных пропагандистов и агитаторов и вторая нам пока не требуется. Самим не хватает!! Так что держитесь!! Выманивайте деньги у церковников. Они давно превратились в богатеньких купцов...

 


Рецензии
"...после советской вольницы и свободы..." - после этих слов и читать далее не стоит. Но это - шедевр, не знаю, не стал уточнять, Проханов ли это сказал или автор настоящего опуса додумал.

Шильников   28.12.2023 06:35     Заявить о нарушении
Ну вот, вы еще далеко зашли. А уже после "крупнейшего русского писателя Проханова" сломался.

Саша Кметт   28.12.2023 06:39   Заявить о нарушении
Не смешите мои тапочки! «Друзья» современных писателей?!!?

Горбунов Юрий Иванович   12.01.2024 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.