Лыжная прогулка

        Стояла настоящая русская зима. Не такая, как сейчас – с постоянными оттепелями и перепадами температур, а холодная, снежная, с метелями и вьюгами, с частыми и сильными морозами.
        Ваня жил в деревне Марково, в Кировской области. Деревня была небольшая  домов тридцать. Летом здесь было неплохо: вокруг лес, покосы, а зимой все засыпало снегом. Дорог в деревне практически не было, сани проедут – вот тебе и дорога; дома заметало иногда по самую крышу.
        Тот зимний день был солнечный и яркий, а по ощущениям – даже теплый. В послевоенное время в деревне, конечно, не было никаких измерительных приборов, всяких там градусников, термометров. Температуру определяли по ощущениям – холодно или тепло. Вот и тот день маленький Ваня определили как теплый, несмотря на то, что была середина февраля.
        У Ванюшки было хорошее настроение: яркий, солнечный денек, приближается весна. После обеда ребята решили поехать кататься на лыжах.
        Про лыжи надо сказать особо. Это сейчас можно зайти в любой спортивный магазин и выбрать любые лыжи на свой вкус и кошелек. После войны в деревнях было совсем по-другому. «Спорттоваров», конечно, не было, а лыжи часто делали самостоятельно. Брали две ровные доски с загнутыми носками, доски обязательно должны были быть из чистого дерева, посреди каждой лыжи крепились ремни, куда вставлялся носок валенка, и к ремню еще была привязана веревка, чтобы валенок держался. Лыжи, конечно, получались тяжеловатые, но для мальчишек вполне подходящие. Однако надо сказать, что у Вани лыжи были настоящие, отец их купил в магазине в райцентре.
        Компания собралась подходящая – около десятка мальчишек, все разных возрастов, но Ваня был среди них самый маленький. Хотя для деревни 6-летний мальчик – это уже почти самостоятельный человек. Родители отпускали его одного кататься на лыжах, знали, что он – мальчик серьезный, умный, один не пропадет, а уж в компании и подавно.
        Вокруг Марково были и другие деревни, тоже небольшие. Они все располагались друг от друга не более чем в 2-3 км. Вокруг них стоял лес, в нем было много оврагов, горок, пригорков, где так здорово было зимой кататься на лыжах.
        Сначала ребята катались рядом с деревней, потом зашли чуть дальше в лес. Покатавшись на одном пригорке, переходили на другой, подальше, потом еще дальше. Погода стояла чудесная: светило солнышко, ветра не было, снег вокруг искрился, и настроение у всех было отличное. Ребята заезжали в соседние деревни, катались все время в разных местах. Компания тоже постоянно менялась – одни ребята уходили, другие появлялись, к компании прибивались незнакомые мальчишки с друзьями.
         В конце концов, уже под вечер, компания оказалась далеко от знакомых мест, далеко от Марково. И тут выяснилось, что все приятели и знакомые Вани потихоньку отстали или ушли, а он оказался в незнакомой компании и в совершенно незнакомом месте.
         Зимой темнеет рано; быстро наступили сумерки и резко стемнело. Ребята разбежались, а Ваня оказался один в темноте в лесу зимой поздно вечером. Он не имел представления, где он находится и как добраться до своей деревни. Он даже не знал, в какой она стороне. Стало очень темно, но, к счастью, на небо выкатилась очень яркая Луна, и все вокруг заискрилось серебряным светом.
         Ванюша огляделся – вокруг него стоял лес, мальчика окружали высокие сосны, ели, лиственницы, осины, дубы. Хотя все они зимой выглядели одинаково, кроме елок и сосен. Как ни странно, паники не было. Хотя Ваня и не знал, где оказался, он понял, что примерно помнит путь, которым попал сюда. Он сообразил, что ему нужно пройти по тем местам, где он катался с ребятами, но в обратную сторону. Иван покрепче закрепил валенки на лыжах, ухватил поудобнее палки, и отправился в обратный путь. Он шел спокойно, не торопясь, и точно по тому пути, которым они шли с ребятами. Шел и вспоминал про себя: «Вот тут мы посидели», «вот с этого пригорка мы долго катались», «а вот в этом овраге я упал».
         Вокруг стояла полная тишина, ветра не было совсем. Не было слышно даже собак в деревнях, ведь раньше в деревнях собак не держали – лишний рот. Иван брел целенаправленно, не осознавая всей серьезности ситуации, просто шел по лыжне, по своим следам. Мальчику помогала ясная Луна и полное безветрие: лыжню не занесло, и их следы не замело.
         Уже став взрослым, Иван часто вспоминал эту необычную лыжную прогулку. При лунном свете на снег очень приятно смотреть, глаза нисколько не слепит. Снег весь в голубоватых искорках, над головой – черное бархатное небо с маленькими колючими огоньками звезд, и яркая Луна. Настоящая волшебная ночь из сказки.
         Шел мальчик долго, часов у него, конечно, не было, но, по его ощущениям, прошло несколько часов. Он добрался до своей деревни и своего дома уже глубокой ночью. Дома, конечно, была настоящая паника. Из соседей на поиски ребенка собиралось настоящее ополчение. Изба Вани была полна людей – соседи, друзья, которые уже собрались с фонарями и факелами бегать вокруг деревни. Начало поисков осложнялось тем, что никто не знал, куда и с кем, ушел кататься мальчик. Люди хотели уже просто выйти в лес и звать его.
         Электрического света в деревне не было. В домах люди жгли керосиновые лампы, щипали лучины. Однако в доме у Ваниных родителей электрический свет был. Говорили, что у отца Ивана, Алексей Осеевича «золотые руки». Он сам установил на дубе около дома ветряк с генератором от трактора. Этот ветряк крутился от ветра, кружил генератор, тот вырабатывал ток и заряжал списанный аккумулятор. А от аккумулятора уже ток шел в лом. Свет был, конечно, слабый, но все-таки это был настоящий электрический свет.
         На этот свет, лившийся из окошка родного дома, в два часа ночи и вышел усталый и голодный, замучившийся полуживой мальчик. Однако, хоть он и замерз, но не обморозился. Радость в доме была неописуемая. Отец, мать, соседи сгрудились вокруг ребенка, спрашивали его, где он был, не пострадал ли. В конце концов, соседи, успокоенные, ушли, а среди родителей опять поднялась легкая паника: мальчик замерз, ему срочно нужен компресс, а то он заболеет.
         Компресс в те времена был только водочным. Мать Вани взяла стакан, налила туда наполовину водки, и они с отцом начали собирать все, что нужно для компресса – клеенку и чистую тряпку. Ваня увидел, что на стол поставили стакан с водкой, и при этом говорили, что все это для Ивана. И поскольку он очень хотел пить, а стакан, по словам родителей, был «для него», то он подошел к столу и выпил всю водку из стакана. На вкус она показалась ему очень горькой, но ребенок подумал, что это лекарство. А раз лекарство, то оно и должно быть горьким, так что все в порядке. После этого Ваня забрался на теплую печку, укрылся еще одним одеялом и стал отогреваться. Постепенно усталость взяла свое, и мальчик заснул.
         Проспал он недолго. Сквозь сон он услышал разговор на повышенных тонах. Мать отчитывала отца, когда это он успел выпить водку из стакана. Отец говорил, что он и не притрагивался к стакану. В это время Ваня проснулся, громко сказал, что с печки: «Это я выпил» и заснул окончательно.
         Вот тут снова началась настоящая паника. Мать кричала, что, если сын не замерз в лесу, значит, сейчас точно отравится, и надо срочно везти его в больницу или бежать за врачом. Отец был более спокоен, он сказал, что мальчик проспится, и ничего страшного не случится. Прав оказался отец. Мать продежурила возле печи всю ночь до утра, но мальчик за ночь даже ни разу не проснулся.
         Утром Ваня встал, и за завтраком рассказал родителям про свою ночную «лыжную прогулку». Отец похвалил его за находчивость и умение не впадать в панику.
         Действительно, именно спокойствие и память помогли маленькому мальчику выйти из этой непростой ситуации.


Рецензии
Замечательно.
Поддержу для читателей.

Виктор Николаевич Левашов   14.01.2023 22:05     Заявить о нарушении