Дагестанские заметки

 Во время поездки по Дагестану в сентябре 2022 года привелось слышать интересные истории и повествования от местных жителей ,гидов ,водителей, просто незнакомых людей, что и послужило созданию настоящих заметок. Дагестан открывается здесь через портреты отдельных людей и их рассказов ;люди- это самое большое достояние и богатство нации ,чтущие свою культуру ,язык и обычаи ,а также свою религию. Дагестан по религии ислам суннитов, есть и иудаизм.

      Рассказ Руслана. Дербент.

 Руслан ,водитель нашего такси из Дербента к Луню, местной достопримечательности, экраноплану на побережье Каспийского море вблизи села Арабляр, был лезгином ,худым, невысоким, кареглазым ,с грузинским акцентом и низким голосом .Машину даже по городу он вел быстро и смело, как все дагестанцы, но аварий в городе мало, они как то понимают ,когда нужно тормозить и уступить дорогу .В Дербенте еще светофоры нормальные. А вот в Махачкале привелось видеть светофоры, где у пешеходов и у машин на поворот горит одинаково - зеленый свет. Руслан задал нам типичный для всех водителей такси вопрос :
-откуда?-
И узнав, что мы из Марокко, сразу кинулся рассказывать свою историю.
-Из Марокко? Слышал. Я сидел с марокканцем вместе в дербентской тюрьме,,..а дело вот как было.....

  Был 1999 год. В Азербайджане был голод, и в то время на границе Азербайджана и Дагестана в 76 км от Дербента были огромные очереди из фур, которые везли в Азербайджан муку и все необходимое продовольствие. Очереди были огромные на насколько часов ,а у многих фур были грузы со скоропортящимися товарами.

  У нас был знакомый таможенник . И вот мы стали предлагать водителям фур за дополнительную плату пропускать их без очереди. Деньги делили с работником таможни. Все шло хорошо, но однажды фура с азербайджанским водителем не заплатила обещанные деньги после пересечения границы, хитрые азербайджанцы! Хотя их понять можно. Они тоже страховались и обещали заплатить после пересечения границы ,но не заплатили! Мы помчались за ними в погоню, догнали их и силой взяли у них наши деньги. Но они решили заявить на нас в полицию, и дело зашло далеко. Даже после их признания, что это по их вине так получилось, что они должны были нам деньги ,нам  это не помогло, всю вину повесили на нас и осудили на  6 лет за грабеж.

  Вот так я оказался в Дербентской тюрьме. В то время я был студентом юридического факультета. Мои родители образованные люди :мама- преподаватель английского языка ,дядя- судья ,папа тоже преподаватель ,физик .

  В тюрьме я познакомился с марокканцем. Его звали Абдулла, очень живой парень, может за себя постоять. Он вообще не знал русского языка. Мы стали общаться каждый на своем; он по мароккански ,а я по лезгински и, к моему удивлению, в наших языках много похожих слов. Короче ,за полгода тюрьмы я научил говорить его по лезгински.

  Абдулла попал в тюрьму из -за незаконного перехода азербайджанно русской границы .Он направлялся на войну в Чечню. Он был из бедной и многодетной семьи. За незаконное пересечение границы он был осужден на полгода тюрьмы. Парень не промах, как наши лезгины. Через полгода его должны были освободить и отправить из России в Азербайджан или еще куда. Я через полгода тоже вышел. Моя мама выкупила меня.-
  За какую сумму Руслан не назвал. Эта история  с тюрьмой поставила крест на его юридической карьере ,хотя институт он закончил. Руслан мечтает вскоре открыть свою туристическую фирму. Вот такая дагестанская история.


        Водитель Гасбан(Махачкала)

 Дагестан, многонациональный край. Здесь проживают более 100 народностей со своими языками, диалектами, причем люди могут не понимать диалекты сродных языков . Об этом нам рассказал  наш шофер бомбила Гасбан   по дороге из аэропорта в город Махачкала.
 Гасбан был даргинцем, худощавый ,невысокий и очень деловой. За время нашего пути он спросил, где мы остановились и сколько платим за отель ,предложил свои услуги гида  и шофера для поездки в Сулакский каньон, информировал нас, что его жена занимается сдачей квартир в Махачкале ,если вдруг понадобится.

 Когда мы въехали в Махачкалу уже стемнело. И вот начался транспортный коллапс- в центре города машины веретеницей ехали одна за другой.

   И тут Гасбану звонит жена по телефону и форс мажор. Гасбан уже не может нас вести дальше и готов нас высадить на маршрутку, чтобы отвести куда- то свою жену .Меня это даже немного развеселило:
- Как  же так Гасбан? Такого уговора не было !Ты обещал довести до отеля и вообще мы ваши гости.-
  Он так и стал объяснять своей жене это по телефону. Она несколько раз бросала трубку, чем очень злила Гасбана. Потом они договорились поменяться машинами, так как она уже взяла машину и уже куда то ехала .На самой оживленной улицы Махачкалы ,у парка обмен произошел .Мы пересели в такси жены, а она в наше, к своему мужу .Гасбан дал нам свой номер телефона и обещал отвезти нас в каньон через 2 дня. Но мы к нему больше не обращались, потому что у него 7 пятниц  на неделе.
  Жена его была худощавой молодой женщиной, в платке и длинном платье, с 2 маленькими детьми. И тоже очень деловая, что мы узнали от водителя такси, в котором она к нам приехала. Она узнала что у водителя  есть дом в центре Махачкалы и предлагала свои услуги по сдачи его дома .Вот так! Все деловые ,все любопытные!






      Руслан, работник отеля на ресепшен Махачкала.

  Руслан был уже зрелым мужчиной и немолодым, кареглазый, невысокий и не худой, работал в отеле уже давно. Он был табасаранцем и его родное село находится рядом с границей с Азербайджаном .Даже внешне он был похож на азербайджанца, очень приятный в общении и улыбчивый .Я по простоте душевной или по незнанию сравнила азербайджанцев с кавказцами , на что получила эмоциональный ответ Руслана :
 -Азербайджан- это даже не Предкавказье!-

  Руслан поведал мне о особенностях кавказцев: любят женщин, любят соперничество по силе. Так в селах устраивают соревнования, кто дальше барана на плечах унесет .Вообще критерий силы и формы у мужчины ,это очень важно здесь. Если парень в Махачкале не ходит в спортзал ,его сверстники будут косо смотреть в его сторону и  осуждать за это.:
 - Он даже в спортзал не ходит!-
  К особенностям кавказцев хочу добавить от себя, что они свято чтут свои традиции и требуют уважения к ним, но в тоже время очень общительные.

         Шамиль -гид, Махачкала.

 С Шамилем мы познакомились на экскурсии в Гуниб от Этнотура Махачкалы. Он был нашем гидом. Молодой человек, лет 27,   с добрыми карими глазами ,спортивный, энергичный, веселый. Он был лакец, хотя родился в Узбекистане. Имя ему дала его русская няня . Она же учила Шамиля русскому языку. Папа его умер рано и воспитывала его бабушка вместе с его многочисленными братьями , сестрой и  с племянницами своего мужа, у которых тоже рано скончались родители.

 Его бабушка была очень религиозной женщиной  и с малого возраста привила ему и всем своим воспитанникам почтение к исламу и его культуре . Шамиль умеет читать по арабски, специально учил этот язык в школе при мечети  с 6лет.


       Рассказ Шамиля об обычаях и традициях Дагестана.

                Род,Тухум
 Как рассказал нам Шамиль ,в Дагестане, в селах еще до сих пор сохранились родово - племенные отношения .И их структура ,как я поняла ,такова:

 первые родственные отношения ,это по семье и фамилии отца,  второй уровень родства, это по общему предку, более древнему  по роду .Это называется Тухум . И тухум носит имя или фамилию этого древнего предка.

 Так на примере Шамиля ,у него фамилия Аминов и имя тухума  -Аминкъал, в честь древнего предка Амина который был иманом и богатырем села . На примере его мамы: ее девичья фамилия- Магомедова ,а имя ее тухума Мюртузкъал.

 Во главе каждого тухума стоит старейшина или аксакал. Вот так получается ,что  дагестанское село объединяет 10-15 тухумов .И администрция села обязательно прислушивается к советам аксакала из каждго тухума.

 Особенностями тухума является и то, что  в нем  живут не только братья или сестры , двоюродные братья и сестры, но и троюродные братья и сестры. Для продолжения рода в Дагестане стараются поженить детей из одного тухума, начиная с троюродного родства, троюродной сестре,  например .Но это не правило. Можно жениться на девушке из другого тухума. А сейчас есть и браки между разными кавказскими национальностями -лезгинец и черкесска ,например .Но обязательное условие -научить детей своему языку на котором разговаривают дома. А потом и в школе есть уроки по родному языку.

  Папаха ,рассказ гида Шамиля

 Всем известный нам предмет горца- папаха, имеет  в Дагестане особое значение, назначение и смысл. Мальчика в семье стараются растить смелым ,сильным и отважным. Эти качества прививаются ему уже с детства под присмотром главы семьи отца .

 Папаха на голове горца имеет особое значение .Горец может ее носить уже с 6-7 лет. Но ее статус меняется. Сначала это папаха из овечьей или козьей шерсти. У уважаемых горцев она каракулевая. Это знак чести и достоинства. Почетную каракулевую папаху ,горец может получить после 14 лет и то, за особые заслуги или должен прославиться в хорошем смысле этого слова. Никто не может сорвать с головы мужчины папаху .Это будет восприниматься как личное оскорбление.
 
           Сватовство папахой.

 Есть в Дагестане обычай -сватовство папахой. В Дагестанских селах  молодые парни стараются носить папахи ,отличные между собой, чтобы молодые девушки обратили на них внимание .

 Когда парню понравилась девушка и он хочет об этом заявить ей и ее семье с дальнейшем намерением жениться на ней, он бросает в окно комнаты девушки свою папаху. Если девушка выбрасывает папаху обратно через окно значит -это отказ и парень  уходит восвояси. Если папаха не возвращается через окно, то парень идет к дому счастливый и стучится в дверь. Глава семейства ,отец, открывает дверь и возвращает парню его папаху .Это значит, что сватовство произошло и он теперь жених его дочери Если девушка, не дай бог спала в это время и парень ей не нравится, все равно ей придется выйти за него за муж, потому что папаху придется вернуть ее отцу через дверь, а это обозначает ,что сватовство состоялось.


             Сватовство хлебом


 Другим способом сватовства является- хлеб ,который родители жениха незаметно оставляют в доме невесты после гостевого визита к ее родителям.  Родители девушки ,обнаружив его, понимают зачем к ним приходили гости. Если они согласны, то они отламывают от хлеба кусочек ,оставляя его на своем месте, если нет, то оставляют нетронутым .Возвращаясь к ним в дом на чаепитие в следующий раз, родители жениха забирают свой хлеб с ответом –Нет или –ДА.

 Вот такие дагестанские тонкости сватовства в селах. После сватовства  девушка все равно может отказать перед свадьбой. Вся семья девушки ,тетки особенно ,начинают собирать информацию о женихе и, не дай бог, им что то не понравится, например в случае Шамиля :
-Долго в Москве жил .-
 Все, отказ! И отличный ,добрый  ,красивый парень остался без невесты.

 Вот такие дагестанские истории от Шамиля .И еще Шамиль жаловался ,что  ему 27 лет, а он еще не женат. Для горца- это уже поздний возраст для женитьбы .В горах мужчины созревают для женитьбы уже в 19- 20 лет.

      Воровство невесты.

 Воровство девушек было древней традицией у некоторых родов в Дагестане. По рассказу нашего гида Шамиля, раньше воровали девушек из знатных родов грузинских князей с целью выкупа. Но потом это стало так популярно ,что старейшие в Грузии решили ,что не нужно выкупать девушек, горец должен жениться на ней. Так зародилась традиция кражи невест.

 В настоящее время эта традиция тоже существует ,но с согласия невесты, если родители не согласны с ее выбором. Наш гид Шамиль сам участвовал в таком похищении, помогал другу выкрасть его возлюбленную из другого тухума прямо из под венца. Поехали к невесте ,опередили кортеж жениха и увезли невесту, и он прикрывал друга своей машиной от погони. Он нам честно сказал:
-Хорошо, что у них не было огнестрела, а то бы стреляли бы по нас.-

 Вот такие дагестанские страсти.   


 ноябрь 2022г.


Рецензии