Путешествие во времени с епископом Омским

Виниченко Сергей Николаевич

Путешествие во времени с епископом Омским

Более века назад, осенью 1913 года, епископ Омский и Павлодарский Андроник совершил поездку по епархии. Завершилось длительное путешествие посещением сел и станиц западной части  Петропавловского уезда, земель  нынешних Узункольского и Сарыкольского районов Костанайской области.
Приведённые ниже материалы очень интересны  не только для изучающих историю православия, но и для людей, когда-либо живших в этих местах. Сквозь сухие официальные строки отчёта, среди многочисленных повторов, пробивается живой дух прошедшего времени. Епархиальный наблюдатель Виноградов кропотливо записал передвижение епископа по уездам, вкратце дал характеристику посещаемых мест, состоянию церквей и молитвенных домов и, главное, дал оценку религиозно – нравственному состоянию населения.
В целом духовное состояние граждан Российской империи в год празднования 300-летия дома Романовых в уездах находилось на весьма  слабом уровне.  Особенно это касалось казаков Горькой линии – теплохладное отношение к вере проявляется во всём, даже в непочтительном отношении к епископу. Об этом с горечью говорит о.Андроник в храме станицы Пресногорьковской. Он чувствует всей душой, что вера в Бога утеряна, и прямо предрекает смутные годы.  Меньше чем через год начнётся начало конца – никому непонятная, кровопролитная война с Германией привела к октябрьскому перевороту 1917 года и гонениям на христиан. О. Андроник остался верен до конца своим убеждениям. Священномученник Андроник(Никольский) 7 июня 1918 года был закопан живым пермскими чекистами на Сибирском тракте.
         
Рассказ о поездке я посчитал правильным дополнить своими комментариями, схемами и фотографиями.
16 сентября.  Село Севастопольское.
Владыку встретили: о. благочинный Булгаковъ при входе въ молитвеный домъ и местный священникъ о. М. Буткевичъ. При встрече присутствовалъ крестьянскій начальникъ I. Дудоладовъ. Поселку шесть летъ; молитвенному дому, очень и очень убогому, четыре года. Въ поселке церковно - приходская школа. Народу на встречу собралось много, хотя было уже весьма темно. Преподавъ всемъ благословеніе, Его Преосвященство отбылъ на ночлегъ въ квартиру священника. Квартира тесная, сложенная изъ земляныхъ пластовъ, обмазанныхъ глиной. Думается, что хотя поселокъ и небогатый, но мало и усердія народа. Поэтому и не могутъ дружно взяться на пользу дома Божьяго.
«В Севастопольском посёлке на площади жалко маячит, накренившаяся на бок колокольней и главами, церковь из самана. Прогнивающая соломенная крыша. Ни один крестьянин не говорит о том, что крышу надо перекрыть. Это обреченная церковь. В церковь почти никто не ходит. Она как - то живет сама по себе, не привлекая даже стариков..»(писали о церкви в газете «Степной крестьянин» в 1928 году).
 
Поселокъ Ермаковское.
Жители поселка встретили Владыку очень трогательно: по всему пути следованія Его Преосвященства стояли столы со св. иконами и хлебомъ-солью, а семейства почти все на коленяхъ стояли кругомъ около столовъ. Поселокъ существуетъ съ 1908 года. Молитвенный домъ построенъ въ 1910 году. Школа здесь министерская.
Встретилъ Владыку въ молитвенномъ доме священникъ Антоній Соловьевъ изъ поселка Ананьевскаго. Народу было много. Школьники отвечали неважно, но одинъ мальчикъ Симеонъ прекрасно прочелъ молитвы съ положенымъ „началомъ" и бойко ответилъ Владыке, что: „такъ его научила мама! “.  По приглашенію народа, Владыка, благословивъ всехъ собравшихся, осмотрелъ домъ для священника и, посетивъ старшину, отбылъ, провожаемый пеніемъ церковныхъ песноп;ній всемъ народомъ.
Село Всехсвятское, Петропавловского уезда.
Поселокъ съ 1896 года, храмъ зъ 1910 года во имя Святой Великомученицы Екатерины.  Школа министерская.  Храмъ деревянный, по посёлку маловатъ. Встретили Его  Преосвященство благочинный свящ. о. Булгаковъ и местный свящ. о. Лимановъ при многочисленномъ собраніи народа.
Кара-Обинскій монастырь.
Дорога въ монастырь идетъ чрезъ село Сорочинское, где назавтра назначено освященіе храма.
После всенощного бденія Его Преосвященство преподалъ Архипастырское благословеніе братіи, собравшимся и отбылъ въ приготовленную келію, провожаемый о. іеромонахомъ Макаріемъ при красномъ звоне монастырскихъ колоколовъ.
До всенощной, тотчасъ по прибытіи, Владыка внимательно осмотрелъ все монастырскія постройки, осведомился попутно объ угодьяхъ монастыря, о работахъ и о всехъ нуждахъ обители.  Иеромонахъ Макарій рассказалъ, что почва земли здесь хорошая. Онъ попробовалъ посадить арбузы и урожай былъ прекрасный, а арбузы большіе и вкусные.  На вечерней трапезе о. настоятель предложилъ, действительно, прекрасные арбузы. „Не хватаетъ рабочихъ рукъ“, говорилъ о. Макарій, „а то бы можно было большое количество земли обработать на пользу обители".
Макарий , 48 лет, из крестьян, был пострижен в монашество 19 января 1905 года.
Монастырь располагался на месте Аманкарагайского пикета, где 30 августа 1834 года старшим султаном Аманкарагайского округа был избран Чингис Валиханов, отец знаменитого Чокана. Казенной земли было отведено около 1500 десятин. Два иеромонаха, иеродиакон, три монаха и сорок послушников были не в состоянии обработать такое огромное количество земли. После гражданской войны монастырь был разгромлен. Сарыкольский краевед В.В.Стародуб полагает, что это случилось в 1918 году. Во время войны здания использовали для детского дома, потом открыли клинику для душевнобольных. В середине 70-х годов обветшавшие постройки окончательно забросили, сегодня даже фундаменты найти сложно.

17-ое сентября. Село Сорочинское.
Поселокъ существуетъ пять летъ, храмъ деревянный три года. Его Преосвященство при входе въ храмъ встр;тилъ благочинный о. Булгаковъ, а въ храме торжественно встретили Владыку священнослужители, прибывшіе на освященіе храма: Епархіальный Наблюдатель о. В. Виноградовъ, о, Лимановъ, о. М. Передольскій, о. К. Полтораусъ, о. Буткевичъ и діаконы о. Мансветовъ и о. М Покровскій. Владыка, по приглашенію народа, посетилъ частный домъ, где отъ общества былъ предложенъ чай (здесь причта нетъ, такъ какъ церковь только приписная).
4 часа дня. Златоустъ.
Поселокъ довольно большой, а молитвенный домъ вмещаетъ не такъ много, поэтому и поселяне не имели возможности все присутствовать въ молитвенномъ доме и слушать Владыку. Многіе стояли на улице, окружая молитвенный домъ.
Существуетъ поселокъ съ 1909 года. Молитвенный домъ построенъ съ 15 августа сего года.
Преподавъ целый рядъ наставленій и не оставивъ, кажется, безъ вниманія и соответствующаго нравственнаго освещенія ни одной стороны обычной житейской сутолоки, Владыка зам;тилъ и о томъ, что ихъ поселокъ окруженъ молодымъ березнякомъ, а скотъ ходитъ и портитъ молоднякъ. «Берегите свой лесокъ-онъ вамъ всегда нуженъ».
Въ поселке Ивановке, Владыка остановился и преподалъ Архипастырское благословеніе собравшимся „повидать" Его Преосвященство. Побеседовавъ съ народомъ объ условіяхъ новой теперь для нихъ жизни на новомъ месте, Владыка отбылъ въ Новопокровское, куда и прибылъ въ 5 час. вечера. Местный священникъ о. благочинный Булгаковъ встретилъ Владыку. При встрече принимали участіе два діакона: о; Мансветовъ и о. Покровскій. Присутствовалъ въ храм; и крестьянскій начальникъ г. Крикуновъ. Поселокъ существуетъ 17 летъ, каменный храмъ въ честь Воскресенія Христова построенъ 12 летъ. Колокольня и куполъ храма деревянные. Обращаетъ вниманіе очень большая люстра въ храм; и стенная роспись, Въ селе министерская школа.
После благословенія народа, кстати заметимъ, собравшагося не въ большомъ для поселка количестве, Владыка отбылъ для ночлега въ квартиру священника.
18 сентября , утро. Поселокъ Павловскій.
Поселокъ существуетъ 18 летъ. Храмъ начатъ постройкой съ мая месяца сего года. Теперь крестьяне пожелали, чтобы Владыка самъ положилъ основаніе престолу въ ихъ сооружаемомъ храм;. Владыку встретили священники: благочинный о. Булгаковъ, о. Г. Рожковъ и о. А. Богословскій и діаконы: о. Мансветовъ и о. Покровскій. Въ сослуженіи техъ же священнослужителей и Епарх. Наблюдателя о. Виноградова, Владыка совершилъ закладку храма ( закладку основанія св. престола, [такъ какъ стены храма уже подведены подъ крышу). Поздравивъ народъ, Владыка преподалъ всемъ Архипастырское благословеніе, посетилъ частный домъ, где обществомъ былъ предложенъ чай и отбылъ по маршруту.
(В Павловке в 1906 году родилась бабушка автора Елена Николаевна, здесь же она вышла замуж за Николая Яковлевича Яроша. В 1930-м году они были вынуждены уехать за Байкал по причине страшного голода. Дед работал на лесопилке, варили отвар из сосновой хвои и тем спасались от цинги. В Павловке после возвращения оказалось совсем мало жителей и дед ушел пешком в Кустанай, в поисках работы. Позже он перевез семью в выкопанную на улице Железнодорожной землянку. В ноябре 1942 года дед ушел в армию и пропал без вести через год. Бабушка скончалась в Кустанае в марте 1986 года).

 
11 ч. дня.  Село Демьяновское.
Поселокъ основанъ 17 летъ, храмъ деревянный, построенъ 5 летъ, во имя Святителя Николая. Вместе съ о. благочиннымъ Булгаковымъ Владыку встретилъ местный священникъ о. А. Богословскій. Въ храмъ собралось народу очень много.

Основано у озера Балыкты в 1896 году переселенцами  из Полтавской губернии. Псаломщик Зенченко Василий Федотович, 29 лет, сын крестьянина , обучался в сельской школе Полтавской губернии, служит с апреля 1912 года.

2 ч. дня с. Ксеніевское.
Поселокъ существуетъ 17 летъ: храмъ начали строить два года назадъ. Предполагаютъ скоро окончить постройку храма. Кроме своихъ средствъ, поселяне на храмъ получили 5000 рублей отъ казны. Въ поселке имеется министерская школа.
Среди всехъ строеній выделяется храмъ. Онъ небольшой хотя, но красуется на видномъ месте, умело избранномъ для храма.

5 ч. вечера.  Село Феодоровское.
Село на пригорке, около большого озера. Никогда не приходилось видеть такого огромнаго количества дикихъ утокъ, какъ на этомъ озере: оно было, буквально, усеяно утками. Храмъ виденъ издалека. Построенъ въ 1905 году, въ честь Рождества Христова —деревянный. Поселокъ существуетъ 17 летъ. Въ 1909 году село посетилъ Преосвященный Гавріилъ. Кром; о. благочиннаго свящ. Булгакова, Его Преосвященство встретилъ местный священникъ о. Василій Динковъ. Въ селе русско-киргизская двухклассная министерская школа. Преподавъ всемъ Архипастырское благословеніе, Владыка отбылъ для ночлега въ квартиру священника, чтобы съ 6. ч. утра подняться въ дальнейшій путь.

Вдова штабс-капитана Мария Кирилловна Павлова завещала 18500 рублей на постройку храма и причтовых домов.
Современная Фёдоровка расположена у шоссе Костанай - Петропавловск. Озеро по- прежнему огромное и богато рыбой. Разросшийся погост примыкает к асфальту. На нём лежит несколько поколений замечательных людей, воевавших за родину, строивших в неимоверно тяжелых условиях мирную жизнь, свято веривших в светлое будущее своих потомков. Здесь и захоронение расстрелянных колчаковцами весной 1919 года, лежащих по братски под обелиском с красной звездой.
Не торопись, проезжающий мимо путник, вечно спешащий по своим делам, притормози, а ещё лучше – остановись на гребне, вдохни вольного воздуха и поклонись этим людям. Это всё, что ты можешь для них сделать.
В русско - казахском училище, располагавшимся за озером, до октября 1919 года преподавал народный просветитель, автор романа «Калым» Спандияр Кобеев.

19 сентября, 9 часов утра, станица Пресногорьковская.
Храмъ каменный, съ стариннымъ иконостасомъ По средине средней части храма проходитъ поперекъ глухая стена съ небольшой дверью. Отъ этого храмъ и тесенъ и неудовлетворителенъ по плану. Только те, коимъ удалось стать за стену къ иконостасу, могутъ видеть священнодействія, остальные
же хотя и присутствуютъ въ храме, не только лишены возможности услаждаться богослуженіемъ и священнод;йствіями, но даже плохо разбираютъ чтеніе и пеніе.
 
 Это храмъ летній, въ честь Казанской Божій Матери. Къ летнему храму прилегаетъ и зимній, имеющій одну стену, общую съ летнимъ. Эготъ храмъ тоже небольшой, но открытый, безъ перегородокъ. Встречали Владыку благочинный свящ. о. Булгаковъ и местный свящ. о. Василій Преображенскій. Въ станице две школы, обе казачьи: мужская и женская. Дети отвечали порядочно.  Ответы мальчиковъ были лучше. Девочки одеты въ однообразную форму: коричневое, платье съ белыми фартучками и накидками или пелеринками. У детей незаметно робости, отчего и ответы были смелы.

Узнавъ, что казаки не озаботились отводомъ надлежащихъ зданій для школъ, Владыка пристыдилъ ихъ: „станица существуетъ давно, а вы, казаки, до сихъ поръ не думаете о томъ, чтобы детямъ вашимъ было удобно учиться. Стыдно и стыдно вамъ, казакамъ, темъ более, что многіе переселенцы опередили васъ," говорилъ Владыка.
После благословенія всехъ собравшихся, Владыка посетилъ священника, а затемъ и местное „Братство" где ознакомился съ ходомъ дела Братства, осмотрелъ библіотеку и пожелалъ процветанія доброму делу. Войдя въ экипажъ, Владыка вновь сталъ поучать народъ, прося беречь „ Братство“ и заботиться объ умноженіи его членовъ.
Заметимъ кстати, что обычно навстречу Владыки народъ высылалъ верховыхъ встречныхъ, а потомъ провожатыхъ. Пресногорьковцы выслали первыхъ лишь за несколько саженей до станицы, а о последнихъ и не подумали. Очевидно, казаки поотстали отъ благочестія и хромаютъ въ этомъ отношеніи порядочно. Очевидно, трудно и старательному местному священнику „пронять" казака".
 
Храм в Пресногорьковке освящен в 1805 году и стоит по сей день в центре бывшей земляной крепости. У его стен до революции хоронили известных людей и священников. Ныне следы погоста стёрты. Сохранились лишь фрагменты чугунных надгробных плит и остатки кованого забора у здания почты и местных жителей. У стен храма похоронены генерал В.И. де Сент-Лоран(июль 1835), генерал И.Я.Нарбут (апрель 1919), версия о захоронении полковника Ф.К.Набокова в 1831 году требует проверки( примечание автора).
 Продолжение речи Владыки в пресногорьковском храме :
— Видимся мы с вами не часто, а и теперь вас собралось маловато. Значит, вообще вы ленитесь посещать храм. Если же вы таковы, то где дети ваши увидят добрый пример? Смотрите, чтобы дети ваши не пошли еще хуже и не запечатали бы храм. Крест Христов вы носите, а христианскую жизнь не показываете. Так жить нельзя. Такая жизнь походит на то, как если бы казак надел военные доспехи, а при нападении неприятеля струсил и побежал.  Вы называетесь христианами, а грехи одолевают, и вы малодушествуете, вместо того чтобы благочестием искупить их и к благочестию и детей приучить. В старину добрая мать, едва только ребенок начинает лепетать, вкладывала в его сердце святое, рассказывая ему о житиях святых. А теперь? Теперь дети только и знают то, что учат в школе, да и это, по нерадивости родителей, забывают за лето. У вас, например, две школы, но вы плохо заботитесь о них и детей начинаете учить поздно, даже с двенадцати лет. Какая уж тут забота, где тут говорить об усердии? Кроме этого, до меня дошли слухи, что вы не хотите отапливать храм. Если это так будет, то знайте: храм ваш будет закрыт, вы будете приписаны к другому приходу, и Господь вам не простит этого — Он тогда накажет вас... Подумайте о том, что жизнь наша начинается в храме в Таинстве крещения и здесь же оканчивается, когда нас приносят за молитвой на вечное упокоение».
Речь епископа была пророческой – храм закрыли, конфисковали все имущество в мае 1923 года, репрессировали священнослужителей. Дважды разбирали колокольню. Сегодня на службах немного людей, но пока останется хотя бы один, Господь попустит сохранить Пресногорьковку.
О расстреле священника Василия Александровича Преображенского в 1921 году, обнаружении его праха в 1977 году и судьбе его детей автор писал в ранее изданных книгах.
12 ч дня. Поселокъ Воскресенскій.
Названный поселокъ-не самостоятельный приходъ, а приписной къ Пресногорьковской станице. Существуетъ поселокъ летъ 100. Храмъ -деревянный, освященъ 2-й годъ. Иконостасъ хорошій съ порядочной живописью. Архіерея  поселокъ не видалъ летъ 35. Народу собралось для встр;чи  Преосвященнаго очень много и гораздо больше, ч;мъ въ большой Пресногорьковской станице. Встречали Владыку: благочинный. свящ о. Жемчужниковъ, свящ. Преображенскій, свящ. С. Коляда и о, діаконъ Мансветовъ. Въ поселке министерская школа. Преподавъ каждому въ храм; Архипастырское благословеніе, Владыка посетилъ священника, местныхъ благотворителей Мальцевыхъ и отбылъ.
 
Церковь в Воскресенке
Ныне село Половинского района Курганской области на границе с Казахстаном. Мальцевы были раскулачены в годы коллективизации. Церковь не существует.
2 ч. дня поселокъ Починовскій
Поселокъ приписной къ Пресногорьковской станиц;, существуетъ 80 летъ. Молитвенный домъ небольшой - съ 1903 года. Встречали Его Преосвященство свящ. В. Преображенскій и о. діаконъ Мансветовъ. Народу много. Школа казачья.
Поселок известен тем, что в период Западно-Сибирского восстания 1921 года практически все мужчины ушли в Китай с отрядами Токарева и Дурнева. Часть из них возвратились и были амнистировны. Однако, репрессии в годы Большого террора не обошли казаков – до 50-х годов дожили лишь единицы.
4 ч. дня. Редутъ Пресногорьковской станицы (въ маршрутъ не входилъ).
Редутъ существуетъ летъ 100. 4 года тому назадъ освященъ храмъ въ честь Казанской Божіей Матери. Школа казачья. Въ 1909 году здесь былъ Преосвященный Гавріилъ. Его Преосвященство встретили благочинный, свящ. о. Жемчужниковъ и священникъ изъ Казинскаго женскаго монастыря о. Сергій Полевой. При встрече присутствовалъ и г. заведующій станицею. Школьники молитвы отвечали хорошо, заповеди Закона Божія несколько слабее. Народу было много. Благословивъ всехъ, Владыка отбылъ въ Казинскій женскій монастырь.

Поселку Пресноредутскому на момент посещения исполнился 161 год. В нём провёл детство и юность автор известного дневника, написанного в плену, Сергей Николаевич Воропаев (1921 - 1945).
6 ч. вечера Казинскій женскій монастырь.
Его Преосвященство у воротъ обители встретили все насельницы монастыря во главе съ игуменіей Евпраксіей „со кресты и иконы". Какъ только Владыка вышелъ изъ экипажа, матушка игуменія, а вследъ за нею и все монашествующія земно поклонились Его Преосвященству и поднесли хлебъ-соль. Владыка приложился къ св. иконамъ, благословилъ и поцеловалъ хлебъ и проследовалъ въ монастырскій храмъ.
По пути следованія Владыки по обе стороны стояли послушницы и певчія въ присвоенныхъ имъ одеждахъ и головныхъ уборахъ и также земно кланялись Преосвященному въ ответъ на благословеніе.
 
Подъ красный монастырскій колокольный звонъ Владыка вошелъ въ св. храмъ.
Здесь монастырскій священникъ о. С. Полевой встретилъ Его Преосвященство въ облаченіи со св. крестомъ краткой приветственной речью, въ которой „выразилъ отъ лица обители радость, просилъ войти и преподать всемъ Архипастырское благословеніе". Во встрече принимали участіе: благочинный священникъ о. Жемчужниковъ, о. А. Богомоловъ, о. С. Патрушевъ, о. С. Елдашевъ и діаконы: о. А. Поповъ, о. Рыбалкинъ, о. Швидкій и о. Г. Товкачевъ. Храмъ монастырскій—деревянный, небольшой, съ довольно хорошимъ и благолепнымъ иконостасомъ, посвященъ Архистратигу Михаилу.
Около 7 ч. вечера началось торжественное всенощное бденіе, которому предшествовала обычная встреча Владыки. Монастырскій хоръ стройно пропелъ тропарь храму. Владыка преподалъ Архипастырское благословеніе и благословилъ начало бденія.
Къ Архіерейскому служенію собрались и крестьяне ближайшихъ селеній, такъ что храмъ былъ полонъ народу. Сослужили Его Преосвященству те же священнослужители и о. Епархіальный Наблюдатель свящ. В. Виноградовъ. По окончаніи литургіи преподавъ всемъ Архипастырское благословеніе, Владыка осматривалъ подробно все службы и зданія монастыря, побывалъ во всехъ келліяхъ насельницъ и, разделивъ трапезу, отбылъ на заимку монастыря, где также знакомился съ положеніемъ дела. Преподавъ благословеніе сопутствовавшей матушке игуменіи, Владыка отбылъ изъ монастырскихъ владеній.
Казинскій монастырь основанъ на средства, пожертвованныя в месте съ большимъ количествомъ земли Г. Казинымъ (военнымъ). По его имени монастырь получилъ свое названіе. Матушка игуменія, въ міре г-жа Казина, по смертіи мужа постриглась въ иночество и теперь всецело отдалась устроенію обители, вместо светской жизни со средствами. Намъ приходилось видеть келлію матушки: это - самая обычная, очень скромная келлія монахини, безъ всякихъ претензій на удобства, возможныя для игуменіи монастыря. Мало того, у матушки нетъ даже койки, она смиренно покоится на полу.

История монастыря и трагическая судьба монахинь прослежена по документам и свидетельствам очевидцев в книгах автора. В отрывке епархиального наблюдателя отмечены новые штрихи к его истории. Священник Виноградов допустил неточность, назвав храм во имя Св.Троицы, освящённый в 1903 году, именем Св. Михаила. Заимка монастыря располагалась в двух верстах восточнее монастыря. Сегодня прослеживается цепь из земляных насыпей с очертанием улицы вдоль северного берега монастырского (детдомовского) озера. Храм использовался советской властью в качестве школы до 1966 года. Сегодня  откопан фундамент алтаря. Поставлен поминальный крест  на месте, где некоторое время покоились тела расстрелянных монахинь и матушки Евпраксии.
   
11 ч. дня-с, Макаровское. Храмъ—деревянный, въ честь Казанской иконы Божіей Матери, Построенъ летъ 10 тому назадъ, поселокъ существуетъ 17 летъ. Почему-то храмъ стоитъ одиноко — вдали отъ села.
Правда, около храма причтовые дома и еще несколько (два-три) домовъ, но, все таки, непонятно: какую цель имели въ виду строители, избравшіе настоящее место. Неужели бы среди села не нашлось более удобное - хорошее место для храма? А теперь, конечно, нельзя ждать усерднаго посещенія дома Божьяго прихожанами.
Десять летъ уже стоитъ домъ Божій. За этотъ промежутокъ времени можно бы усердіемъ народа создать не мало для храма, а мы видимъ какъ будто только лишь недавно и очень недавно построенный и освященный храмъ. На стенахъ храма иконъ весьма мало и только лишь иконостасъ свидетельствуетъ о высокомъ назначеніи храма. Стены не штукатурены, безъ иконъ,—а отъ этого внутреннее убранство отдаетъ бедностью, пустотой и, если бы не было иконостаса, то о чувств; благоговенія при богослуженіи въ сердцахъ молящихся говорить было бы почти невозможно.
Надо заметить, что храмъ и причтовые дома построены на средства казны. И вотъ, на что хватило даровыхъ денегъ, то и сделано, а своей трудовой копейки народъ не хочетъ тратить и не тратилъ.
Въ селе церковно-приходская школа. О церковной школе, единственной въ селе, народъ тоже мало заботится. Встречали Его Преосвященство благочинный свящ. о. Жемчужниковъ и местный о. А. Богомоловъ.
Благословивъ всехъ собравшихся и посетивъ священника, Владыка отбылъ изъ села съ печальными думами и далеко неутешенный виденнымъ.
Село Макарьевка была основана переселенцами из Полтавской губернии в 1896 году на берегу озера. Прадед автора, Руф Григорьевич Винниченко приехал в 1898 году из села Макиевка Линовицкой волости Пирятинского уезда и поселился в наскоро сооруженной при помощи поселенцев саманной землянке. 1 декабря 1901 года, согласно записи в метрической книге Пресногорьковской церкви, от воспаления легких скончалась жена Екатерина Васильевна. Ей было 46 лет. Прадед остался в двумя детьми – Иваном и Хрисантием. Вновь женился на Прасковье Григорьевне, у них был большая семья – Трофим( участник Курской битвы), Ульяна, Дмитрий(узник Дахау, дед автора) Алексей( кавалер орденов Славы), Михаил (пропал без вести осенью 1943 года), Александра.
Церковь стояла до начала 30-х годов далеко от села, почти у самого кладбища и сгорела от удара молнии в тот момент, когда комсомольцы приняли решение о создании в ней клуба. Большие иконы использовали в качестве столов на колхозном стане, перевернув их ликом вниз.
Сегодня от церкви не осталось даже фундамента – на нем обосновались постройки машдвора и МТМ. Лишь название озера «Церковное» напоминает о том, что на его берегах некогда стоял храм.
Известный казахский писатель Сабит Муканов, уроженец здешних мест, неоднократно упоминает Макарьевку в трилогии «Школа жизни».  Бывал здесь и Габит Мусрепов – он родился в десятке километрах южнее – в ауле Жана Жол.

2 ч. дня поселокъ Кабаній, Пресновской станицы.
Храмъ построенъ 90 летъ, деревянный, небольшой, штукатуренъ, съ довольно хорошей живописью въ иконостасе. Поселку свыше 100 летъ.
Храмовой праздникъ во Св. Троицу. Года 4 назадъ здесь былъ Преосвященный Гавріилъ. Школа—казачья. Во встрече Его Преосвященства принимали участіе о. благочинный Жемчужниковъ, местный свящ. о. С. Патрушевъ, протоіерей о. Л. Андреевъ и о. діаконъ А. Поповъ. Присутствовалъ и заведующій станицей хорунжій Народу собралось много. Дети отвечали слабовато. Владыка, главнымъ образомъ, говорилъ о необходимости молитвъ и о важности посещенія храма. Казаки почему-то здесь везде не отличаются прилежнымъ посещеніемъ храма, но любятъ, чтобы у нихъ былъ храмъ и все въ немъ было въ порядке.
Поселокъ Усердное.
Храмъ деревянный, построенъ 3-й годъ во имя Святителя Николая Чудотворца. Поселокъ казачій, - существуетъ 100 летъ. Школа казачья. Храмъ построенъ на средства прихожанъ, небольшой хотя, но благолепный, что относится къ усердію прихожанъ. Обращаетъ вниманіе чистенькій, новый, съ хорошей живописью, светло-розовый иконостасъ. Куполъ внутри храма выкрашенъ, очевидно, это положено начало росписи храма. Жители оправдываютъ названіе поселка "Усердный", что непохоже на казаковъ. Народу собралось очень много. Встречали Его Преосвященство благочинный свящ. о. Жемчужниковъ и села Архангельскаго свящ. о. Николай Троицкій. Ребята отвечали молитвы хорошо, заповеди слабовато.
6 ч. вечера—казачій поселокъ «Казанскій».
Храмъ деревянный, въ честь Казанской иконы Божіей Матери, построенъ 12 летъ. Иконостасъ хорошій—красный, живопись довольно порядочная. Народу собралось очень много. Встречали Его Преосвященство о. благочинный Жемчужниковъ и о. Н. Троицкій, такъ какъ вновь назначеннаго священника еще не было. Школа казачья. Дети отвечали порядочно. Владыка беседовалъ: о воспитаніи детей, о вреде пьянства и о мерахъ борьбы съ нимъ.
8 ч. вечера—станица Пр;сновская.
Эта станица существуетъ уже давно, со времени основанія ея насчитываютъ около 400 летъ( основана в 1752 году – С.В.). Храмъ построенъ 75 летъ тому назадъ, во имя Архистратига Михаила, деревянный. Года четыре назадъ станицу посетилъ Преосвященный Гавріилъ. Здесь две казачьи школы: мужская и женская.
 
Его Преосвященство встретили благочинный о. Жемчужниковъ. свящ. о. Н. Поповъ и о. діаконъ А. Горчаковъ. Въ храме обращаетъ вниманіе сравнительно старинный иконостасъ съ сребропозлащенными иконами. Храмъ штукатуренъ, окрашенъ масляной краской.
Несмотря на позднее время и темноту, народу собралось много, а всюду мелькавшіе огоньки и освещенный по праздничному храмъ, напоминали одинъ изъ великихъ праздниковъ, когда люди, оставивъ житейскія заботы, спешатъ на молитву въ храмъ въ позднюю пору.
После обычной встречи, Владыка обратился къ беседе сначала съ детьми, а потомъ и со всемъ народомъ. Ответы детей были порядочные, почему Владыка похвалилъ детей.
21-ое сентября. Въ ночь на 21-ое выпалъ снегъ, дорога испортилась, а нужно было въ этотъ день до 4-хъ часовъ дня проехать около 70 верстъ и поспеть на ст. Петухово къ поезду. Пришлось выехать изъ станицы Пресновской въ 5 ч. утра.
Лошади были поданы очень хорошія, почему около 7 ч. утра прибыли въ станицу Ново-Рыбинскую.
 
Храмъ построенъ летъ 50 тому назадъ въ честь Нерукотвореннаго Образа Спасителя, каменный, только что недавно выкрашенъ внутри масляной краской, въ иконостас; иконы въ сребро-позлащенныхъ ризахъ. Народу собралось по случаю ранняго пріезда Владыки немного. Встретили о. Жемчужниковъ, свящ. о. Р, Любимовъ и о. Н. Обудовскій. Въ станице  казачьи школы: мужская и женская. Школьниковъ собралось порядочно. Узнавъ о пріезде Его Преосвященства, начали подходить въ храмъ и казаки. Дети отвечали бойко — хорошо. Преподавъ целый рядъ религіозно-нравственныхъ наставленій собравшимся, пожелавъ имъ возгревать ревность о славе Божіей и благословивъ всехъ, Владыка посетилъ священниковъ и отбылъ на ст. Петухово. Дорога плохая, тяжелая. Ехали то по снегу, то по грязи и въ час дня прибыли на станцію Петухово, а отсюда въ 3 ч. дня съ поездомъ № 4-й отбыли въ г. Петропавловскъ.

Фото: станица Пресногорьковская в начале XX века

Очерк из книги С.Виниченко "Люди и судьбы",-Костанай ,2022( электронная библиотека областной библиотеки им.Л.Толстого)


Рецензии