Чудесное спасение

1907 год, Урал. Село Веснянка расположилось возле горной речки. С правой стороны стояли горы , слева за речкой огромная низина, окружённая лесом. Росли там и кедр, и сосна, и пихта с елью.
Мальчик лет восьми рыбачил и пока у него не клевало. Он пошел по песчаной косе и собирал камешки. Каких только не попадалось- красные, цвета морской волны, чёрные, как смоль - все они были отшлифованы горной речкой. По перекатам, под действием падающей воды в этом водовороте и мелкого песка, природа тщательно отшлифовала их. Они становились овальными, круглыми и блестели на солнышке. Мальчонка, а звали его Гена, набрал уже достаточно камешков, промыл их и сложил в котомку, сшитую матерью из старого рогожьего мешка. Эти грубые мешки предзначались для перевозки вяленой, соленой и мороженой рыбы. В скобяной лавке их продавали по одной копейке за пять мешков. Гена смотал удочки и прихрамывая, отправился домой. Прошлой осенью, заготавливая кедровые шишки, он свалился и сломал ногу. Кость срослась неправильно. Фельдшер сказал, что надо ломать кость и по новой гипс накладывать. Но надо ехать в уезд. Там есть вышедший в отставку после русско-японской войны хирург. Но денег за это возмет немалые - рублей десять. А это стоимость четырех коров! Таких денег не было в семье. Так и прихрамывал.
Гена решил сократить путь через заросли. Тут было полно черёмухи, боярышника, крушины и кислицы. Изредка попадалась вишня, из которой отец делал настойку  на самогоне. Лавочник частенько заходил к ним по пути домой. Хотя, если пойти через переулок, то дорога намного короче. Но он хотел выпить задарма. С отцом они пили настойку, говорили о жизни и если бы мать их не разгоняла, пили бы всю ночь напролёт.
Вдруг послышался пронзительный визг. Полный отчаяния и боли. Гена, на сколько мог, добавил ходу. Через метров сто он увидел, что совсем еще маленький лисёнок попал в капкан. Капкан этот выковал сам лично отец из старой берданки, пришедшей в негодность. Механизм получился знатный. Лисёнок притих, только смотрел полными боли глазами и весь трясся от испуга. Гена попытался открыть капкан, нажимая пружину двумя ногами. Но ничего не получалось, уж очень пружина тугая была. Отец капкан поставил после пропажи трех курей. Знатные были куры - часто несли яйца с двумя желтками. Сейчас уже лето и отец забыл снять свою ловушку.
Гена взялся вытащить цепь с затыкой на конце, но отец основательно законопатил этот штырь в землю. Тогда мальчонка начал концом удилища откапывать штырь. Лисёнок с ужасом наблюдал за его действиями. Расшатав штырь, Гена смог выдернуть его и поднять лисенка.Прижав его к себе, такого тёплого, маленького и пушистого, бросился, не разбирая дороги домой. Но быстро не получалось - подводила нога. Вот и дом. Ввалившийся Гена спросил у матери, готовившей что-то у стола, где отец? Мать ответила, что на покосе сено скирдует и, повернувшись к сыну, обомлела. Это что за чудо-юдо? Гена попросил помочь ему снять капкан. Лисёнка положили на земляной пол. Мать - дородная женщина, одним нажатием ноги раскрыла механизм. Гена, поглаживая притихшего лисёнка, попросил дать ему молочка. Она опустилась в погреб, достала запотевший глиняный кувшин и налила в чашку молока. Подставили к мордочке бедолаги - он принюхался и начал лакать, как щенок. Мать осмотрела лапку и сказала, что надо к фельдшеру идти - он поможет. Фельдшер, осмотрев раненое животное, попросил Гену отколоть две щепочки от полена, лежащего у печки. Мальчик взял тесак со стола и отломил ровную щепку, в нос ударил смолевой запах сосны. Лисёнок задергал своим носиком - он учуял родной запах леса. Приложили щепки с двух сторон и туго обмотали. Спасенный малыш начал клевать носом - он уже не чувствовал боли. Да и вдоволь налакался вкусного молока.
Гена прижал своего нового друга к животу и бережно понёс домой. Как только подошли ближе к дому, Генкин пёс Трезорка кинулся с лаем к ним. Он учуял дикое животное, но не мог понять - почему хозяин прижимает его к себе. Он знал дикий запах тех врагов, что утащили курей и он не смог их тогда защитить. Этот охранник  проспал под амбаром, прячась от жары - ведь курей средь белого дня утащили. Вспомнив это, Трезорка вообще раздухарился, всем видом показывая - держите меня я ему сейчас задам!
Зашли домой и мать согрела воды, чтоб помыть лисёнка. Поставили его в тазик, замотанную ногу подняли повыше, чтоб не намочить, намылили и большим деревянным гребнем начали расчесывать. Лисёнок сначала трясся, а потом согрелся и от удовольствия закрыл глаза. Кот с Трезоркой молча и с ревностью наблюдали за этой процедурой. Кот, собственно и не завидовал, он не любил эту процедуру, но ревность есть ревность. Лисёнок высох и стал ещё краше - хвост распушился. Шерсть до этой процедуры была вся грязная и свисала клочьями, а сейчас эта лоснящаяся, блестящая шерстка отливала рыжим золотом.
Легли спать. Кот по привычке устроился у Гены под боком, но Лисёнок заявил свои законные права и бесцеремонно носом отодвинул кота. Свернулся клубочком, укрывшись своим роскошным хвостом. Кот недовольно устроился в ногах хозяина. Трезорка не претендовал на место рядом с Геной - он улёгся возле кровати , ведь ему доверено охранять своего хозяина. За ночь Гена просыпался несколько раз от щекочущего хвоста нового питомца.
Утром все проснулись и лишь Лисёнок ещё спал. Разносился запах варёного мяса - это мама готовила уже спозаранку.
Лисёнок открыл глаза и, увидев своего друга, лизнул ему нос. Язычок был горячий, влажный и шершавый. Гена быстро умылся, покушал и спросил разрешения у мамы взять кости от вареного мяса. Он постучал хорошенько об ложку мозговой косточкой. Это деревенский деликатес. Гена положил кости уже без мозга в чашку Трезору. А то, что вытряхнул из косточки - немного дал и коту. Отрезал ломоть ржаного хлеба - такого ароматного, с хрустящей корочкой. Намазал этим деликатесом и положил перед лисёнком.
Лисёнок не стал ждать приглашения, моментально накинулся на это блюдо. В мгновение ока этот розовый язычок уже вылизывал тарелочку, глянув с благодарностью на Гену.
После трапезы осмотрели спасёныша. Шины на лапке сделали длиннее на пару сантиметров, чтоб своими мягкими подушечками Лисёнок не косался земли и на лапку не было нагрузки. Мама с умилением смотрела, как Лисёнок сделал первый неуклюжий шаг. Лопатки на спине у него торчали точь - в - точь, как у худенького Гены.
 За ночь отечность с лапки спала и перебинтовали потуже. Лисёнок вдруг завалился на бок и попытался почесать сломанную ногу. Даже зубками хотел почесать. Гена сразу понял - ведь он прошел весь этот процесс, когда ломал ногу. Он метнулся за печь - там лежало несколько смоляных поленьев. Из них делали лучины в длинные зимние вечера, поджигали и можно было ужинать при тусклом свете. Свечки тогда были очень дорогие. У  Гены была обязанность - на утро наделать щепок  для розжига печи. Он взял щепку и протиснул между лапкой лисёнка и тряпкой и осторожно стал водить туда- сюда и чесать. Лисёнок от блаженства прищурил глаза. Кто ломал себе конечности, тот знает, как нестерпимо чешется.
Раз с лисёнком всё в порядке - можно и погулять. Пошли на речку все вчетвером - Гена с лисёнком, Трезорка и кот. Кот пытался всех обогнать - думал идут удить рыбу и от предвкушения этой трапезы лапы его сами несли. Но он, балбес,  не заметил, что Гена и червей не накопал, и даже удочки не взял. Лисёнок устал прыгать на трёх лапах, да ещё больную ногу вытягивать далеко вперёд, чтоб не задевать за землю. Тогда Гена взял его на руки. Пройдя немного, он поставил его, а эта хитрая бестия сразу завалилась на бок - не хочет своим ходом идти. Понял, что приятнее прижавшись к Гене путешествовать, но Гена сразу пресёк эту хитрость.Не глядя на лисёнка, он продолжал шагать к реке. Лисенок забеспокоился и поковылял следом. Дойдя  до речки, Трезорка сразу кинулся в воду, кот ходил вдоль речки в надежде увидеть плексающихся карасей. Лисёнок растянулся на прохладном песке. А Гена, наклонив голову, внимательно рассматривал камешки. Некоторые он брал в руки, долго рассматривал. Некоторые выбрасывал, а какие понравились - складывал  в котомку. Играть с камешками было его любимым занятием.
Прошел месяц. Лисёнок уже смело наступал на лапку и уже настала пора снять ему шину и тугую повязку. Лисёнок тут же напал на эти ненавистные палочки и изгрыз их своими острыми зубками в труху, как - будто они причиняли ему эту боль. Гена ощупал осторожно лапку - она была тоньше той здоровой, но уже вполне приходила в норму.
Лисёнок бегал всё резвее. Теперь он был здоров и давно освоился. Гена играл с ним в прятки - спрячется и зовёт его. Трезорка сначала первый находил своего хозяина и громким лаем оповещал о находке. Потом и лисёнок смекнул, что надо первым найти своего друга.
Однажды пошли они гулять и остановились у небольшой горы. Лисёнок убежал изучать местность, а Гена, скинув домотканую холщовую рубашку, улёгся позагорать. Задремал и очнулся от прохладного ветра и моросящего дождика. Трезорка, предатель, уже убежал домой, чтоб спрятаться под амбаром от дождя. Лисёнка нигде не было. Гена звал своего друга, но без толку. Понурив голову и глотая слезы, пошел домой. Уже дома Гена дал волю слезам и заплакал в голос. Мама его успокаивала, что пройдёт дождь и все пойдём искать твоего друга. Обязательно найдётся. Трезорка слизывал слезы со щёк мальчика. Лишь кот обрадовался этому - ведь он опять будет спать под боком у Гены.
А лисёнок, резвясь на прогулке, заметил норку бурундука или полевой мыши. Начал раскапывать и выкопал уже порядком, что можно поместиться целиком. Когда пошёл дождь, он, свернувшись клубочком, задремал. Проснулся от тишины - ведь дождь уже закончился. Вылез лисёнок из своего укрытия. Светило солнышко. И тут он увидел камешек, омытый дождем и блестевший на солнышке. Лисёнок лизнул, попробовал на зуб - не съедобно. Он видел эти шарики у своего хозяина. Стал лапками подталкивать этот камешек. Он  укатывался то в одну сторону, то в другую. Тогда лисёнок взял его в зубы, разинув рот до боли в скулах. Ухватил камешек размером чуть поменьше куриного яйца. Но он ведь не взрослый лис, чтоб нести без устали. Так он перебежками и побежал до домика своего спасителя. На берегу было пустынно. Отдохнув и обтерев свою мордочку от обильно текущей слюны, он снова и снова приближался к дому. Отец Гены приехал с работы. Мальчик рассказал про своё горе и отец стал распрягать лошадь. Снял хомут и накинул ей войлок на спину, чтоб посадить Гену впереди  себя. И тут все увидели лисёнка, забежавшего во двор. Он прибежал с широко открытой пастью. Гена соскользнул с лошади и кинулся к своему любимцу. Но что это? У лисёнка что- то торчало во рту. Скулы затекли и пришлось Гене силой разжать крепко стиснутые зубки. Он достал необычный и красивый камешек.Таких еще не встречалось ему. Отец внимательно рассмотрел эту невидаль и крикнул матери, чтоб достала вишнёвки из погреба. Собрался к лавочнику - он умный мужик, много повидал. У лавочника глаза полезли на лоб от увиденного камешка. Это оказался изумруд!
Это же сколько деньжищ можно выручить. И Гену теперь можно  вылечить!
Отвез отец в уезд этот камешек и продал ювелиру. Вылечили ногу Гены. Поставили каменный дом и зажили хорошо. Вот так нечаянно Лисёнок отблагодарил своих спасителей.
10. 06. 2021


Рецензии
Хороший детский рассказ о человеческой доброте и меньших наших братьях. Возле затона Хоромы к рыбакам подходила молодая лиса и её подкармливали. Она привыкла к этому, рыбак когда выпьет добрый человек, ему не жалко куска колбасы. Да и рыбакам было развлечение. За летний сезон мы так привыкли к лисе, что кормили её из рук. Уже поздней осенью я приехал один и увидел на месте старого костра обгорелые лисьи лапки. Потом рыбаки рассказали, что отдыхами менты и к ним по привычке вышла лиса. Она была молодая и приняла ментов за людей. Спасибо автору за рассказ !

Матвеев Валерий Анатольевич 2   05.02.2023 07:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.