театр - дом мой, храм мой

 
Театр всегда был для меня местом, в котором проходила большая часть моей жизни. Я принадлежала ему всеми своими помыслами. А главное, во мне всегда жило желание сделать театр более привлекательным для гостей, которые каждый вечер приходят к нам на спектакли, и которые формально называются зрителями.  Мне, как и хозяйке любого дома, хотелось наполнить театр красотой и привнести в него нечто особенное. Снаружи старинное здание было достаточно внушительным и помпезным, но внутренние интерьеры были скучны и невыразительны. Особенно удручающим и казенным выглядело фойе второго этажа, главное фойе, в котором посетители гуляли во время антрактов. Оно было выкрашено в грязноватый серо-зеленый цвет, навеявло тоску и уныние.

Начало изменений внутренних помещений театра было положено в 1987 году, когда театру были выделены средства для ремонта. Предполагалось, что главные торжества по достойной встрече 70-летия Великого Октября традиционно будут проходить в нашем здании.
С первых дней работы в театре, проходя через фойе второго этажа, в голове постоянно возникала мысль: «С этим что-то нужно делать!». Когда же появились деньги, родилась идея расписать помещение театра так, чтобы оно «раздвинуло» стены, и вызвало   интерес у зрителей.
Искусство театра и изобразительное искусство очень близки по своей внутренней сути. Со времен свой комсомольской юности, я хорошо была знакома с большинством нижегородских художников. К ним-то и обратилась с просьбой придумать что-то такое, что украсит стены внутреннего главного фойе и сделает эту часть театра неповторимой.
С этой идеей я появилась на заседании Правления Союза художников (Горьковское отделение). Члены Правления внимательно меня выслушали, признали идею достойной доверия, но как-то робко отнеслись к возможности ее практического воплощения.
Однако, через несколько дней раздался звонок Дмитрия Дмитриевича Арсенина, который выразил готовность встретиться, чтобы подробнее обсудить проблему, вставшую перед театром.

Как выяснилось позже в ходе нашего разговора, идея росписи театра им, после заседания Правления, на котором он тоже присутствовал как член Правления, завладела полностью. Он тоже понял, что нужно «поселить» живопись в наши угрюмые стены. Вместе со своей супругой Лидией Николаевной Воскресенской, тоже художником, Дмитрий Дмитриевич решил взяться за трудное дело. Он с самого начала понимал степень ответственности перед собой и городом за конечный результат этой работы. Ведь в случае неудачи под удар будет поставлено его имя, его творческое реноме, которое было до сих пор безупречным.
Других претендентов взяться за заказ театра не было, хотя разговоров о нем в художественной среде было очень много. Все понимали степень риска при выполнении необычного предложения театра.
Дмитрий Дмитриевич взялся. Шел февраль 1987 года. Театральный сезон был в разгаре. Дмитрий Дмитриевич с супругой, иногда и один, стал посещать все спектакли текущего репертуара. Ему важно было проникнуть в волшебство и тайны каждого спектакля, каждый ощутить изнутри, прежде чем начать работу над эскизами. К концу апреля идея созрела, Дмитрий Дмитриевич понял, каким должно быть наше фойе. В начале мая он показал мне первые наброски, за майские праздники эскизы были созданы, и мы смогли прийти с ними на обсуждение и утверждение, которое проходило на заседании Выставочного комитета, располагавшемуся в сером кирпичном здании в самом начале улицы Горького. Без этого утверждения начинать работу в социально значимом помещении было недопустимо. Тогда это происходило именно так, самостоятельность учреждений культуры была несколько ограниченной.

Театр на этом заседании вместе со мной представлял Александр Борисович Конгун, бывший в то время заместителем директора театра. Александр Борисович большую часть жизни был артистом театра комедии, часто выполнял обязанности администратора. Он обладал безупречным художественным вкусом, мнению Александра Борисовича я всецело доверяла.

Обсуждение эскизов было бурным, неоднозначным, но в конечном счете они были приняты. В конце заседания Председатель выставкома сказал: «Раз заказчику работа нравится, то есть смысл творческое предложение Д.Д. Арсенина одобрить. Пусть начинают расписывать стены, тем более, что времени оставалось очень мало для выполнения такого серьезного заказа».
 
Театральный сезон мы специально закрыли несколько раньше обычного и в конце мая работа началась. В фойе были выстроены леса, привезены большие и не очень большие банки с красками, кисти и кисточки, еще какие-то инструменты, названия которых я не знаю. Работа должна была закончиться к началу нового творческого сезона, которое было назначено на первые числа октября.
Я с интересом наблюдала за работой художников: основная нагрузка и ответственность легла на плечи Дмитрия Дмитриевича, который дома создавал и вырезал картонки-шаблоны, по которым уже Лидия Николаевна со своей ученицей Светланой Черепановой расписывали стены. Они делали это стоя, сидя, а где-то и лежа. Работа шла практически без перерывов.

Артисты театра тоже внимательно следили за происходящим. Не видя конечного результата, они иногда ворчали, считая, что я в соответствии со своим пильнинским менталитетом, решила превратить оперный театр в сельский клуб.
Сегодня, приходя в театр, Вы можете видеть замечательную живопись на стенах фойе, каждый этап создания которой продолжает жить в моей памяти. Зрители любят фотографироваться не ее фоне, дети внимательно разглядывают…
Время бежит неудержимо. В 2016 году мы вновь проводили серьезный ремонт театра. Возникла проблема невозможности реставрации, обветшавшей за тридцать лет росписи театра. Было сделано предложение, вообще закрасить и разрисовать их белыми колоннами на фоне голубого неба. Мне трудно было с этим согласиться, и я молча ждала решения, которое должны были принять мои областные руководители. Главный художник города на заседании областного Министерства культуры, где обсуждался вопрос невозможности сохранить фрески громко возмутился кощунственному предложению и обрушился на меня с острой критикой по поводу моего молчания: «Как вы, директор, позволяете вести подобные разговоры. Это художественное достояние нашего города!» И он был прав!  Вот ведь как порой бывает: вначале пути тебя критикуют за то, что ты привнесла сельский вкус в театральное помещение, а затем «этот сельский вкус» называют художественным достоянием города. К чести генерального подрядчика Владимира Молоканова способ восстановления фресок был найден. Они и сегодня радуют зрителей.

Изобразительное искусство с тех пор стало жить в театре оперы и балета, театра, который с 1937 года носит имя великого русского поэта А.С. Пушкина, театра, который в 1994 году заслужил высокое звание Академический.

Так было положено начало сотрудничества театра с нижегородскими художниками. Судьба всегда была благосклонна ко мне и в 1991 году она подарила мне встречу с Натальей Владимировной Тюльниковой – создателем художественной галереи «Русский Век». Галерея, под руководством этой удивительной женщины активно развивалась, обретала уважение и популярность среди художников города и посетителей. Со временем она обрела общероссийский статус.
В книге С. Чуянова «Русский век» ФОРМУЛА УСПЕХА подробно рассказывается о непростом, но успешном пути создания, повседневной жизни и развитии галереи. Сейчас я хочу рассказать только об одной странице ее деятельности.  О нашей многолетней совместной работе.

Сотрудничество театра и галереи было серьезным и планомерным. Основную цель, которую мы ставили перед собой в то далекое время, это знакомство зрителей театра с творчеством нижегородских художников.
Начали мы с того, что с 1992 года в рамках Всероссийского фестиваля оперно-балетного искусства «Болдинская осень» галерея «Русский век» организовала первую выставку картин, посвященных творчеству А.С. Пушкина и золотой осени, воспетой поэтом. Наше начинание получило широкий резонанс и одобрение со стороны общественности, зрителей театра и самих художников, которые стали иметь еще одну дополнительную возможность, показывать свои работы широкой аудитории.
Первые годы наше сотрудничество носило тематический характер и посвящалось знаковым событиям в жизни театра: «Болдинская осень», «Татьянин день», открытие и закрытие театрального сезона…

Позже в театре стали проходить выставки работ отдельных нижегородских художников, которые доверяли театру свои работы.  Перед началом спектаклей и во время антрактов между действиями проводились встречи авторов со зрителями. Эта деятельность давала возможность обогатить не только жизнь театра, но значительно обогатила художественную жизнь жителей города.

Вернисажи в театре стали настолько популярны, что даже незначительный перерыв в их работе вызывал удивление у зрителей: «А где картины? Почему их нет?» Они считали, что без экспозиций, театр теряет свое очарование.
Вторым направлением в нашем сотрудничестве была помощь галереи в создании нашей собственной театральной коллекции произведений изобразительного искусства. Значительное количество картин, отражающих жизнь и творчество А.С. Пушкина галерея передала театру безвозмездно. Ряд картин по совету искусствоведов галереи театр смог приобрести.

В начале 2000-х годов мы поставили перед собой задачу создать галерею парадных портретов Народных артистов России, как работающих в театре, так и ушедших. Сегодня украшают стены театра фундаментальный портрет А. Правилова, который был создан В. Жемерикиным при жизни певца; парадный портрет В. Ермакова выполнен В. Грачевым, портрет В. Бойкова создан К. Шиховым. Семья В. Бусыгина подарила театру портрет певца, созданного по их заказу.

Душой галерее была и остается Наталья Владимировна. Это очень яркий, неординарный человек! Она сумела объединить вокруг галереи таких же увлеченных искусством людей, сделала галерею притягательным местом для посетителей.
Нередко открытие выставок в помещении самой галереи сопровождалось выступлением наших солистов, что добавляло яркую краску проводимым творческим праздникам. 
В конце моей службы в театре был создан уникальный выставочный проект: «Созвездие дружных муз». Его организаторами стали наш театр, Нижегородский Государственный выставочный комплекс и Галерея «Русский век». Открывала проект персональная выставка работ Рудольфа Соснина, Заслуженного художника России.  Это открытие проходило при большом стечении зрителей и творческой художественной общественности города. К открытию фестиваля оперно-балетного искусства «Болдинская осень» была смонтирована следующая выставка, но зрители ее не увидели: пришло новое руководство, которое сочло подобную просветительскую деятельность театра не нужной, и выставка была разобрана, так и не дойдя до зрителей театра.

А я до сих пор с сожалением вспоминаю о том, что много лет (с 1992 по ноябрь 2018 года) она была нужна и интересна нижегородцам, гостям города и самим художника.
Но нет ничего в жизни постоянного…


Рецензии