Бабушкины истории

Бабушка мне в детстве рассказывала много разных преданий, историй из своего детства, юности, жизни.

Иногда эти рассказы были, просто жуть, какие страшные, про нечисть всяческую и разные невероятные случаи, что происходили в давние времена.
Как правило, посиделки с рассказами на подобные темы всегда происходили поздно вечером, на ночь глядя и после мне было очень страшно ложиться спать одному в своей комнате, я накрывался одеялом с головой и старался поскорее заснуть, чтоб приблизить утро, когда вся нечисть разбегается с пением первых петухов. Историй было рассказано без счёта. Расскажу особо ярко запомнившиеся.

Первая.
Девушка на выданье пошла тёмной ночью в чулан погадать перед зеркалом со свечёй. Надела на шею хомут лошадиный и принялась нашёптывать в зеркало, - "Суженый - ряженый покажись, да женихом назовись!" И как только покажется, нужно было зеркало накрыть тряпкой, потушить свечу и в избу бежать. Девушка же ослушалась и стала всматриваться в черты суженого, но то был бес - он вылез из зеркала и удавил бедняжку хомутом, что был у неё на шее. Так её утром и нашли застывшую, висящую на жерди в хомуте.

Вторая.
 Была у одних добрых людей во дворе свадьба. Весело гуляли, задорно. Вот только к вечеру гармонист напился совсем и заскучали гости. А тут в аккурат парни (вроде как городские или из дальнего села) мимо шли с гармонями да песнями. Их и зазвали на свадьбу. Веселье пошло пуще прежнего: пир горой; вино рекой; пляски до упаду! Но одна маленькая девочка стала тащить мать за подол да шептать ей на ухо, - "Маменька, пошли прочь. У этих гармонистов огонь изо рта летит и ноги мохнатые, как у зверей."    Уговорила маменьку и ушли они до хаты. А рано по утру рёв по деревне - всех гостей с той свадьбы нашли переломанными, убиенными. Жениха же с невестой и вовсе не нашли. Не гармонисты были то, а бесы.

Ещё рассказывала бабуля, как одна девушка от несчастной любви в омуте утопилась, а после каждое полнолуние на берегу того омута лошадь белая бегала, ржала беспрестанно, а после прыгала в омут с обрыва и исчезала.
Другая девушка, гадая в святки, ночью на перекрёсток дорог ходила за деревню, послушать, с какой стороны жених за ней приедет. А по утру её нашли поломанную (снасильничанную) и мёртвую на том перекрёстке.
У другой бабы муж помер внезапно в расцвете сил. Она тосковала по нему шибко, не спала ночами, прямо навовсе убивалась от горя. И начал "он" к ней в полуночь хаживать через печную трубу, да приласкивать, как и при жизни не ласкал. А она и рада. Да вот не совсем, видимо, рассудка лишилась, покаялась батюшке о содеянном. Тот избу освятил, водой святой окропил и велел ждать "мужа" (бес конечно же) нынче же ночью, но не в объятия к нему бросаться, а кнутом по стенам хлестать и молитву читать Иисусову. И верно, в полуночь прилетел "муж". Весь холёный, радостный, сидит на шестке, зовёт жену ласково. А та как начала хлестать по стенам и читать молитву, так "муж" и обратился в беса, бился в печи, огнём пыхал, издавая крики нечеловеческие, а под утро с таким рёвом в трубу вылетел, что кирпичи местами повышибло. С тех пор и не показывался боле.

Другие истории были лихие, бравые, где-то даже волшебные, но явно реально произошедшие некогда с бабушкой или её близкими, друзьями, знакомыми. Их я очень любил и время от времени просил расказать сызнова, а иногда бабушка и сама их пересказывала, дополняя новыми подробностями. В такие моменты она становилась совсем другой, моложе что-ли и голос звучал, словно не бабушка это говорит, а молодая девушка. Иногда, когда я был полностью поглощён рассказом и ничего не видел вокруг, по лицу бабушки скатывались слёзы от воспоминаний по далёкой юности.
Очень нравилась мне история про "Мальчика" - так звали коня.
 Зимой дело было. Ездила баба Шура (тогда ещё Шурочка, девчонка совсем) в город с обозом (обоз - это более, чем одна упряжка лошадей с телегами, либо санями). Обратно в деревню возвращались уже по темну (да и что того дня зимой!). Мороз лютый.  Дорога через лес (тот лес и ныне есть).  А в тех лесах, говаривал народ, орудовали разбойники, (кулачьё недобитое, отребье всякое людское) и случалось, что пропадали одинокие, запознившиеся путники, а то и небольшие обозы.    
  В общем едут себе обозники, поспещают домой воротиться, а тут кони фыркать тревожно начали, да и в морозном воздухе дымком потяуло. Но ехать то всё одно надобно! Глядь, впереди на обочине и впрямь костёр полыхает, а посреди дороги мужичьё стоит, кричат, велят встать по добру. Совсем, чу, почти и встали, люди в обозе молятся, плачут, но тут возничий, что первые сани вёл, как заорёт, доколе горла есть, - "Мальчик, грабят!!!!!!", да плетью хлопнул с такой силой, треском на весь лес разнеслось. Конь с перепугу как рванул напролом, себя не чуя, а все ведо;мые кони за вожаком вслед, что разлетелись мужики - разбойники с дороги в разные стороны. Кого кони потоптали, кто под сани попал, а остальных просто пораскидало, об деревья побило. Неслись в галоп до первого села, а там спросились к людям на ночлег, в ночь не посмели дальше ехать. Спаслись в общем, благодаря коню "Мальчику" и смекалке возницы.

А были рассказы и очень потешные, весёлые, до колик смешные! Я искренне хохотал из раза в раз, совершенно не стесняясь, хотя знал эти истории почти наизусть.
Например, как будучи ещё девчонками, бабушка с подружками гадали во время святок на суженого. Нужно было ночью в одиночку зайти в овин (хозяйственная постройка с ямой, в которой располагалась печь и шестами для просушки снопов; в овине по преданию водился Овинник - типа домового, только в овине). В этом овине нужно было снять штаны и голым задом перевеситься через шест в печную яму. Если Овинник по попе шаркнет лапой мохнатой - жених будет богатый, а если голой лапой и холодной, то и жених будет бедный, а жизнь голодной. Как это должно было происходить и кто по попе должен был шаркнуть, я не ведаю (и они наверняка тоже не представляли), но пошли. А мальчишки, чу, прознали, что девчонки в овин полезут и засели там в положенное время, захватив с собой тёплую коровью лепёшку на деревянной лопате. Первая девка зашла, ей по попе заячьей рукавичкой провели и второй также, и третьей. А вот четвёртой коровью лепёшку к заднице прилепили и заржали на разные голоса. Девки сперва со страху врассыпную, а после до них дошло, что это парни их по срамным местам гладили и долго сторонились тех парней, стыдились очень.
    Или как бабушка моей бабушки шла по дому с кринкой молока. Увидела на полу валенок валяется. Поднимает его и со словами "Опять девчонки всё пораскидали" швыряет на печь....да, кринку с молоком! А после, глядя на валенок в руке, "Да будь оно не ладно!" и валенок за кринкой отправляет.
    И та же бабка, уже изрядно подослепнув, идёт по дому и видит на пороге (как ей кажется) шапку. Принимайтся причитать, что внучок шапку разбрасывает, где непопадя, "хвать" эту шапку и на вешалку, а это.....ага, котяра! И он как заорёт.....и бабка с визгом в сени....

Многие "мистические" истории можно посчитать и выдумкой, иные же имеют вполне  земные объяснения по нынешним меркам. Но тогда-то были совсем другие мерки! Люди были ближе к природе, к корням своих предков. Всё, что мы сейчас считаем сказками, было видимо глазу, осязаемо и тесно переплетено с повседневной жизнью. Не было резких границ между этим миром и...иным.
 А чудеса и ныне происходят на каждом шагу, вот только мы перестали их замечать в суете современной жизни. Если же происходит что-либо, не вписывающееся в определенные рамки современного мировосприятия, мы предпочитаем свалить это либо на ультрасовременные технологии, либо на "глюки" вследствии чрезмерной усталости, либо просто забыть, как и не было того или приснилось. А "мудрые" врачи - эскулапы и в психбольницу законопатят, если услышат, что человек видит невидимое и неведомое другим.
Вот так прогресс изкоренил все "предрассудки", пережитки и заветы предков, объясняя всё законами физики, химическими процессами и всемирным тяготением.
А я предпочитаю верить в эти бабушкины истории и знаю, мы не одни в этом мире и что-то (и кто-то) "тут" рядом есть.


Рецензии