Степан Разин пьеса

Озеров Анатолий Максимович
----------------------------

Степан Разин /пьеса с 7 действиях/

                Действующие лица
                ----------------
-Степан Разин
-Женщина
-Голос свыше
-Ирод
-Иуда
-Пилат
-Сталин
-Ангел




/Темница, к дыбе прикован  Степан Разин. В углах факелы тревожно освещают лицо Степана.
На стене отсвет света, мелькают тени…/


От автора: - Угасли свечи – стих и плач.
Туман - умеренность покоя,
повелевать стал тьмой - средою.
 Питаясь нищенством – строкою,
пред образами встал палач.

-Луна, во мгле потупив зренье,
очаровала его ленью.
Желая оправдаться, - тенью,
 судьба крученая для нас…
спустила узелок на землю.

-Ловлю звериною смекалкой
 – игру, затеянную свалкой.
Во благо истины смешно.
Во славу Родины, грешно.


                действие 1

Степан Разин: / бредит/

-Я вижу дыбу, плеть и клетку. Иуд, с серебряным клеймом.
И ослепленных, с той же меткой. И слитки Фроловых очей.
 - Я вижу, он сейчас на дыбе, клещами потчуют его.
И казнь у лобного «ярило», ответ гнетущий -   для него.
 - Я вижу, как лютует грешный, - палач на плахе рубит плоть.
Я слышу голос неизбежный, но он не может мне помочь.
 -Я слышу голоса, их мысли, людской раздор до той поры,
когда искать устанет нищий,  мой клад в Дурмане  кабалы.

-Я слышу бас – велико старца. Он нас анафеме предал.
Меж казаков бытует разность: - Кто ненавидел – не страдал.

/Ему мерещится женщина.  Он обращается к ней/

- Скажи мне женщина провидца: Что в дальней дали ждет меня?
Вспорхну ли я над Волгой птицей? Или умру как та змея?

Женщина:
-Твоя судьба другим знакома. Она доступна в святцах мне.
С февральской пыткой, царе - борца.  Явился образ твой ко мне.

- Я вижу: -Люди, кони, блики. «Счастливых» с тяжестью цепей.
И многочисленные лики.  Тебя на плахе без ногтей.

-На лобном месте вижу Фрола. И голос будто сатаны.
Твоя рука на твердь упала, на плоть   отрубленной ноги.

Степан Разин:
 - Прости, прости! Не можно слушать, правдивость истинных речей…
придется мне, крепится духом, средь массы злобных палачей.

/Бредит и затихает/
/Степан Разин видит сон, он идет по пустыни, в простой потрепанной одежде/


Действие 2

Степан Разин:
 - Не знал вины я за собою. Увлекшись с «Иродом» борьбой, я, оступился,
бросив взгляд, на ужас,- затхлости в умах.

Голос свыше:
 - Уймись! Под небом, в перепалку, на верных сделать Каин ставку.
Живешь, – всевышнему смешно, - иронизировать клеймо.

Степан Разин:
- Для обществ низшего, кнута - чинно владеющим   не жалко.
С полос кровавого клейма, идут проценты – кровь для банка.

Голос свыше:
 - Важна изюминка кнута, и сладость пряника к обеду.
В нем разобщенная среда, с юродством - мнимостью соседа,
сроднилась с кабалой труда, и плачем горестным по средам.

Степан Разин:
 - Как ненависть его уда, и благо деятельность речи.
Питаясь плотью человечьей, на нас обрушилась беда.
Звериных мыслей череда.

Голос свыше:
- Иконы, книги не для чрева.  Исконно, житие во – древо.
Крови пускание - из благ... Кто суть не понял, - вам и флаг.

 Степан Разин:
 - Кто с жаждой искренно  живет,  - Меж гробовых крестов встает.
Он брата в скорби не осудит,  и в битве чувств не предает.
Он в крест, с распятием живет.  И нищего всегда поймет.

Голос свыше:
- Мы, в ступе скорлупу толчем, по большей части с именами,
по меньшей части с семенами.  Иудам оды создаем.
 Бренча высокими словами.

 Что нам даровано судьбой и преподносится богами,
 мы отрицая предаем, при этом -  имя унижаем.

Степан Разин: -
Я сам, как сокол одинок, но взгляд мой в дали, так далек,
 что раздвигая даль перстами, я вижу и конечный срок.
Со  мною в паре злобный рок и человеческий порок.

Голос  свыше :
 - Возможно вы  заблудший ангел. Но есть терновник на земле,
он вырос, не в низу - как ягель, он вырос в огненной стране.

Степан Разин:
А острые шипы – иголки, всегда приправою были мне.


Действие 3

/Степан Разин видит распятье, подходит к кресту   /

Голос свыше:
 - Вот вам шипы!  Вот вам и розы! Вот вам и равенство крови!   
Живой  ли ? – Посмотри вблизи. Он светлый  крестник на березе.

Степан Разин:
 - От сна язвительность не в меру. От дали, выверт в циферблат.
В стране Гвидонов, кумов, мэров. Шагаю, просто наугад.

 - Ему не холодно не жарко, судьба под иглами ветвей
Ей одинакова изнанка. Равны, и ангел, и злодей.

 Голос с креста:
 - Воды, воды. Огонь, огонь, огонь.
Агония погонь, семь сорок до беды…
- огонь, огонь, воды.

Степан Разин:
 - Страданий, страждущих мне жалко.  Распятых, с иглами в себе.
Я как Фома, ткнул в рану пальцем. Живой? Свернулась кровь уже?               

-Да странник я, в такой глуши, лелею мысли, трачу время.
В упадке чувств хлещусь плетьми, и каюсь, каюсь - бьюсь во стремя,
как нищий духом… не взыщи.

 - Передо мной судьбы распятье. Смотрю на линию лица, и вижу, он распят…
- цель новой власти, четыре дырки от гвоздя.         
 
Голос свыше:
 - Хрустит листва, - хрустят и кости…

Степан Разин:
 - Тяжел мой вздох.   Молиться буду я.            

Голос с креста :
 - Воды. Воды. Прости, о боже. Благослови и вознеси.
Я так унижен, он ничтожен. Воды, прошу воды.

Степан Разин:
 - Сейчас, сейчас!  Прости родимый.   Мне не достать иссохших губ.

Голос свыше:
 - Дай не воды ему, дай руку.  Покайся впредь…пред ним и всем.
Кому нанес ты рану в смуту, словами, розгой средь мощей.               
Пускай душа твоя ликует… что сам не стал ты палачом.

Пусть в царство божие войдет он, познав предательство имен            
Он выдержал насмешки стоя, неся судьбы тяжелый крест…
 И ты стоящий в тетрархии, в треть разделен… из тех же мест.               

  Степан Разин:
 - Прости мой брат, нет в мире боли, без звона праведных цепей.
 Я, за тебя молиться буду. Достану печень палачей.

Голос с креста:
 - Прощаю всех. Живите в воле. О жар, огонь приходит тьма…

Голос свыше:
 - Всему свой срок. Любви и власти. Разлуки – правды, смысла страсти.
Все умирают, но в миру.  Кто на кресте, а кто в хлеву.

Степан Разин:
 - Да, мы на этой тверди смертны. Все голову несем под вербы.      
Железо – цепь и клевета,  в свист окаянного кнута.
Нет правды – совести в живых. Я обращусь, чтоб боже вник.

 Голос свыше:
 - Я вижу, твой рассудок болен. От злых вельмож он был помолвлен.
Но избежав иуд кнута - лишен третейского суда.

Я вижу тело у бедняги, в крови, как лапа той дворняги.
Добром прошу снести тебя, распятье в грот при свете дня.

Степан Р.
 - Его распятие железно, что плечи даже бесполезны,
а трупы тяжелы подчас, что опрокидывают нас.
В нем рана рваная видна.  Жестокость любит сатана.

 Ангел:
 - Прости Степан: - дай мне крылами, укрыть на теле кровь и раны.
Потом неспешно мы вдвоем, в заветный грот его снесем.

Степан Разин:
- Прощай мой ангел.  Хищники багрятся. Дорога ждет - события копятся.
Я слышу топот тьмы копыт, - хотя миг времени размыт…
что жизнь, что сон - один водоворот.


                Действие 4

-Степан Разин идет дальше, видит Иуду, сидящего с петлей на шее, под грушей.   Обращается к нему:/

 - Чем грезишь ты? Чем тешишь свою плоть?
Чьи мысли перемалываешь – жжешь?
В пустыне без воды и пищи.
А может быть, ты просто дерзкий нищий?
В песках зыбучих, приработок  ищешь?
И хочешь стать поводырем?
И обелить себя пред алтарем?

Иуда:
 - Я иудей.  И думаю сейчас, о истом,- власти бога.
Его законов,- глубины суждений. О хищниках, о хищности и нас.
О предрассудках в жизни многих рас. О серебре, и смертных ветвь  предавших.               
О сатане:-  все благо  возжелавший.

 - Зри! Я один, кто предал на века-
учителя- презрев итог греха.
Я всеми проклят, проклят мой и путь,
туда уйду, где ясность источает суть.
Я погружусь во тьму, и эта тема:
-для дня, что ночь, для истины – тюрьма.   
 
 /Бредит/
Кто там стоит? Изыми   сатана!
 Идёт за мной? - уйду я сам туда.       /вешается/


Степан Разин:
 - Пропащий человек.  Блажен, или глупец?
Кто вывернул его на этот свет?
Чтоб людям стало кисло.
Мешать не стану, пусть висит «мудрец».

Голос свыше:
 - Во внутренность деяния смотри, и часто око ясное не три.
Сближая факты – низвергая слух - запомни:
Чтобы тебя не клюнул впредь петух… не верь впредь слухам,
верь лишь только фактам. Факт приближает нас к нему.               

Степан Разин:
 - С тобой согласен, - срок не ясен. К чему ведем мы разговор?
Кто мне средь будней дней опасен? Так мы в опасности вдвоем               

 
 Действие 5

/Степан идет дальше, и встречает Ирода. Ирод восседает на троне/

Ирод:
 - Стой путник! Созерцать хочу тебя я.
 Что за чудо - одеянье?
 Лицом неизмеримого глупца. Не вижу чистоты.
Одежда иорданской простоты.
Давно, я вижу…  весь в пыли.
Идешь как все, по замкнутому кругу?
Тебя стопы к Иудеям привели.
Тебя ветра небесные несли.
 Не поздно ли? Грех козням не сродни.

Степан Разин:
 - С прискорбьем извещаю: - не взыщи!
 - Помилуй,- не казни! Грех мой, -поводья отпусти.

Ирод:
- Повод есть, язык сильнее жала.
 - Как там вдали? стоит еще держава?
Иль холуями пропита давно?
 И обезглавлено? -неужто суждено?

Степан Разин:
В сенате баба рассуждала… она во сроке не рожала.
но говорила о тебе, хвалила, и звала к себе…

Ирод:
-Какие нынче в мире слухи?
 Что про меня слагают черви – мухи?
Что говорят, о распрях на кресте,
что говорят о смерти и Христе?
И верят ли, что он воскрес,
и явиться извне?

Степан Разин:
 - Я наяву увидел его смерть.
Помог мне ангел снять его с креста,-
вернее, всех.               
А как воскрес. Прошу Вас, не взыщите.
Не помню, я долго был в пути…
мне должное простите.

 Ирод:
 - Неверующий «Фома», в нем обнаружил рану.
 Пырнул копьем, чтоб увеличить боль,
 и сблизив факты, перевернул мой разум.
Луч слабый зародился, – он живой.

Он как мираж стоит передо мной.
Все отрицал, и делал ударенье
на всепрощенье, на любви- терпенье.
 - Креститель, но иной.

/Степан Разин просыпается, он опять в камере пыток/

 - Что за сюжет? Какая чертовщина.
Безумен я? Или безумен сон?
Или судьба моя такая.
Предвидеть, как Иуда живет в нем…

Голос свыше:
- Безумен мир – зачатый впопыхах.
 Он обнажил загадки цвета звука.
Дал разум нищему, и приобщил к наукам.
 Единую черту я подведу сейчас:
Тела - лишь скорлупа, душа живая,- искра.
 Боль – это нерв, нерв погибает быстро.
Душа бессмертна, - смертен антураж.

Голос женщины:
 - Прости   Степан, что сон твой был нарушен
 моей незримою рукой.
Пять благостных минут, когда ты спал под грушей,
был слышен ропот из груди и стон.
 - Лицо твое бледнело, вены надувались
Надежда ясности к тебе цеплялась вновь и вновь.
Она играла, злу не покорялась,
 и задыхаясь, - возрождалась вновь.

 - Я часть тебя, -твое мне ведомо виденье.
Желание твое искажено.
Искажено, по мере воскрешенья …
 преамбулу увидеть не дано.

 - Но есть одна черта у древ - родов,
 - плетение оков.  Блуждая в темноте,
 ярыги не помеха при ходьбе.
 По мере суждено познать
всю меру зла… - видимо тебе.

Степан Разин:
 - Знакомый голос. Он мне так знаком.
Он мне напомнил шелест благ всевышних.
 Таким же голосом пел в детстве соловей,
в станице Зимовейской, в чаще пышной.

Женщина:
 - Я Родина твоя. Истерзанная в тягость временами.
Мне предвещали ад, вливая яд.
Стреножили-распяли, крали – врали.
 Тащили словно ****ь на эшафот…
порочили ничтожными словами.
Народы роды втаптывая в грязь.
Не выскажешь словами. Эта мразь!
порвала узы веры меж племен.
Взрастила недоросль –достойной мазохизма.

Россия погибала много раз.
От одного плевка и дуновенья.
Здесь царство Иродов. Я слышу его глас…
детоубийцы в прочерке -  забвенье.
Среди имен, знамен…
средь думских вакханалий.         
Не сыщете растоптанных сандалий.
 А Родина для них: - едино враг.
 А твой земляк, задел струну иначе,
 - задал стране задачу.
Прихлебывая мат, смотрел на циферблат.
Мне тяжело.  На этом полагаю…
родины казак, жует чужой кизяк.

 
Действие 6
------------------

/Степан  Разин засыпает, видит во сне  Пилата, Ирода и Сталина - они ведут беседу/

Пилат :
Вся наша жизнь - служение себе…немного и народу.
 Но вот беда, народ, он любит моду.
И часто тонет он, не зная места брода.
 А смертный раб, мечтает о ином:
О скопище ватаг. Свобода зародилась в нем,
 свеча горит, дымит, но все же не погасла.
 А призрак выглядит ужасно.

Живет мечтами – нашими словами,
но смотрит на весы. Песочные часы текут,
меж их рабочих пальцев рук…
Законы праведные им не по плечу.
 Они вернее, ближе к палачу.

Сталин:
А либералы мутят не напрасно.
Они, как мухи в щах - толсты ужасны.
Ждут   общих благ, от благоденствий дара…
 Ждут приношений,- предвижу ждет их кара:
 - Иудина серьга, и Ирода деньга…
-подарок Вальтасара.

 Ирод:
 - Опять моя деньга…Я вижу не уместно,
мне повторять об этом повсеместно.
 Иосиф подтвердит: - Гипотеза жива, и это факт.
Что Иродов деньга, подобием герба…
с звездою вверх серпа.
Отождествляет время, знак и место.            

Сталин:
 Какая пресса! Кого за яйца вешать в пьесе?
Я в чудеса не верю,-это факт.

Ирод:
Жизнь театр. Я не актер,- палач!
Мне предсказали волхвы детский плач.
Теперь, я в театральной сцене.
Сижу и плачу, убиенных жаль.
Не сделав так, все было бы иначе.

Сталин:
-Ирод с олимпа бы сошел,
в библейские страницы не вошел…               
никто бы в тексте не прочел,
 что царь воистину оболганный,- великий.

Ирод:
Слова, что мед. Жаль мед течет на рану.

Сталин:
 -Гордеев узел надо разрубить.
Потом мед пить, о жалости судить.

Ирод:
Иосиф, Гордеев узел мне знаком.
Стянув узлом народ, создав железный занавесь, -
суть в том: -и я держал народ свой в страхе.
 Иоанн вертел свой палец у виска.
 А царствовать… -одна тоска.
Фемида повсеместно… и не зря.
искала палача, и место.
А Иоанна линчевал не я.

Сталин:
 - Об этом мне известно.

Ирод:
 -  Иродов деньга и герб страны,
в ранг зла возведены,
История, распущенная дама,
в том  её и наша драма

Сталин:
 - Зилот- историк лицедей,
 в крамольной чаще берендей…
факт оплетает ложью.

 Ирод:      
Масштабность для меня неизмерима.
Судьба терпима.   
Оставил я, неизгладимый след.
Что получил взамен?
Плач матерей, и проклят как злодей.               
 
Сталин:
Автограф нервный, с кольцами плетей.
напоминает  о любви моей.

Ирод:
Любил немногих я.
завидовал  Антонию и Бруту.
 

Сталин:
Я не учел подводных мель - течений,
стеченье времени, эпохи извращений...
- ничтожество, которых я пригрел,
в клубке истории, остались не удел.

 Ирод:
 - Меж ядовитых змей.
 сочувствий не ищите.
Внутри змеиный яд,
страну не воскресите.

Сталин:
- С таким остервененьем разрушать…
 такое могут лишь рабы, враги и новые зилоты.

Ирод:
- Но и они, все уничтожить не смогли.
Оставили на память «Стены плача».      
Мечеть и «Купол Скал» где святость
 - не иначе,- достойные похвал.            

Сталин:
Железный занавесь.
 Созвучен «Стенам Плача».   
Но мерзкие историки -  «любя,
 перевернув историю иначе…
выплеснут родимое дитя.
и создадут подобие себя.

 Ирод:
Я с тобой согласен.
Ответ мой ясен?
Зилоты  могут уничтожить все.

Сталин:
Средь света «тьма».
Гремя словами веско - «задарма»,
 во сроке лет, лжи лава,
разрушила и государства право.
И это факт.  Совсем сошли с ума.

Ложь разрушает душу, ранит сердце.
 А позади Москва. У мавзолея тишина,
 всем не хватает места, у древнего кремля.               

Ирод:
 - Теперь ушедших судят резко.   

Сталин:
 - Они победу ставят мне в вину.   

Ирод:
В опале рассуждаешь веско.

Сталин:
 -На картах ворожа в аду,
пришел я к одному:
Воистину оклеветали многих…
и на беду, оболганных, не счесть.            
/ обращается к Пилату/   
-Ваша честь, честь в мире есть?

Пилат:
 Честь на кресте, я умываю руки.

Сталин:
 - Чем здесь не Ялта.  В кресле Вы и Я.
 Такой букет… Черчилля лишь нет.            
               
Ирод:
Он не далече, весь в интригах,
 коньяк смакует в ложе на бегах.               
Ждет королевы взмах.

Сталин:
- Вот что излишне меня бесит.
Влево отдались чуток.
Тебе почет.
 У трона верные- врага
коварство месят.               
Держу пари, за троном потроха…
 твои –мои.

Ирод:
 - Что с них возьмешь,
Они сильны, кусают больно стаей.
А, в одиночестве – ослы и попугаи.

Сталин:
 - Я как бельмо в глазу,
подальше от греха…
мусолит меня каждый.

Ирод:
 - Желает каждый смертный смерд,
 потрогать яйца у быка .
Такая   круговерть…   
безумство порождает смерть.               

Сталин:
 -Ты был царем, Достоин и прощенья,
такие имена в уме хранил.
Суд праведный вершил…
Крестителя не трогал. Законы чтил.
Пилату уступал дорогу.
 И цезарям служил и слава богу
Вирсавия не властна над тобой.            

 А я всего лишь властный «дилетант»,
«удобный враг» - «союзник своенравный».            
Так нарекли меня  враги,
новь тьмы поводыри…               
ложь вторят громогласно.               


Ирод:
 - Где тонко - там и рвется.
Аукни,- отзовется.

Когда завис твой меч над головой,
Когда веревка обвивала шею
Они служили общности идее
и разгромили логово злодея.

Введениях, часто вижу тень креста,
 в терновнике Христа
Душа моя пуста, и взгляд поверх.               
Я к  оной не причастен…               
 
Сталин:
Поговорить желаю я о  ближних:
Которые, на псарне были псами,
 в хоромах мудрецами.
А меж казенных торб
- искусными ворами- пядью в лоб…
  И  смутными богами, с грязью в рот.

Ирод :
О! Для злодеев -  Флавий был бессилен.
Чтоб зерна впредь от плевел очертить.
Здесь надобно Иуду  допросить..

От  их интриг меня бросало в ярость.
Крушило мозг. Казнил я Мариалу.
 В депрессии бывал я, много раз.
И оживал от  лести, - подыграв,
злорадно – их карал.
Карал их многократно… и страдал.

В тумане шел я, вижу как сквозь сон,
 в москитной сетке появился он..
Чудовищем  косматым на яви
 предстал передо мной, затрясся, –весь в крови.
Грех мой возьми он прорычал и с воем,
 осатанев, что стал теперь изгоем.
Служил я палачу - был палачом
 вершил ваш суд  в ночи и  днем .
Был палачом  у грозного царя,
а в этом мире я, бездушное дитя .
Нет сердца у меня.   
  У  Ирода  моя душа… в персте.

Сталин :
Томится  грустью мысль…
-зеркально мы все тленны.

продолжение следует


© Copyright: Озеров Анатолий Максимович, 2022
Свидетельство о публикации №122112401731


Рецензии