Как радар погубил красавца-командира

Продолжаю публикацию материалов о «битве за Атлантику», которую вели не на жизнь, а на смерть немецкие подводники и корабли охранения конвоев союзников в годы Второй мировой войны.  В предыдущей заметке я рассказал о применении немецкими подводниками зенитных орудий во время атаки их субмарин самолетами союзников в открытом океане.

В период подготовки текста на определённую тему - чего только не попадёт в твои сети! Жалко расставаться с таким уловом, вот и давайте рассмотрим его в отдельной заметке.

В прошлый раз речь шла о борьбе подводников с радиолокаторами самолетов противника. И вот что попутно удалось узнать.

Капитан-лейтенант Иоахим Шепке был образцом нордического типа. Его прозвище было Ihrer Majest;t bestaussehender Offizier (самый красивый офицер Её Величества). Зачем немцы приплели Её Величество, я не знаю, но звучит неплохо. Еще за  6 недель до своей гибели  он рассказывал молодёжи в берлинском Спортпаласте о войне на подводных лодках. Есть фото, но по условиям литературного сайта второе фото разместить нельзя.

А это он же после возвращения из похода – фото на заставке.

Он входил в число самых знаменитых подводных асов, на его счету 37 потопленных и 4 повреждённых корабля. В один день, 23 ноября 1940 года, он потопил 7 (!) судов. Однако всё закончилось 17 марта 1941 года. В ту ночь британский эсминец Vanoc засёк гидролокатором его лодку U-100, в составе волчьей стаи, участниками которой были такие асы, как Кречмер и Лемп.

Но им повезло больше, а лодка Шепке попала под серию глубинных бомб, вызвавшую серьёзные повреждения и поступление воды в прочный корпус. Шепке отдал приказ на всплытие, надеясь, что ненастная ночь скроет лодку от вражеских глаз. Но он не знал, что старикан Vanoc постройки 1917 года уже был оборудован одним из первых, довольно примитивных радаров типа 286М.

Что это был за радар? Тип 286M имел фиксированные антенны с центральным передатчиком и приемниками с обеих бортов корабля, чтобы дать некоторое представление о пеленге контакта. Антенны были неподвижны, сканирование осуществлялось поворотами корабля. Дистанция измерялась механическим устройством.

Но всего этого хватило, чтобы U-100 стала первой в истории подводной лодкой, обнаруженной ночью радаром. Эсминец пошёл на таран. Выжило только 6 подводников. По их словам, Шепке был раздавлен на мостике лодки.

Недавно я писал о впечатляющем походе японской подводной лодки И-8 во Францию и обратно, путь составил 30 000 миль. Фрегаттенкапитэн Гюнтер Хесслер намотал 22 000 миль, даже не пересекая экватор. Вообще-то службу он начинал на надводном флоте, перед переходом в подводники год командовал миноносцем "Фальке" (сокол). В 1937 году, ещё не зная, что будет подводником, стал зятем будущего командующего подводным флотом, тогда ещё капитана цур зее Карла Дёница.  В комментариях  он со своей супругой Урсулой.

В отличие от основного числа командиров подводных лодок, Хесслер предварительно не был ни вахтенным офицером на лодке, ни командиром-стажёром. И уже в первом походе длительностью в 37 дней потопил 4 судна.
Но прославил его второй поход. Им было потоплено 14 судов общим водоизмещением 86 699 тонн. Такого тоннажа потопленных судов за один поход не смог за всю войну добиться ни один, даже из самых прославленных командиров подводных лодок.

Не подвёл тестя. Однако тот несколько колебался, этично ли будет представлять зятя к рыцарскому кресту - а что люди скажут? Однако гросс-адмирал Редер отмёл его сомнения. Хесслер после того похода получил свою награду.

Эмблема его лодки, вполне соответствующая, выглядела как четыре игральных карты, в сумме составляющие 21 – очко!

Умер в 1968 году, войну пережил скорее всего потому, что с ноября 1941 года перешёл на штабную работу.

Ну, и об японцах немного. Известно, какие счастливые случаи могут происходить на войне. Вот один из них, описанный бывшим командиром ПЛ капитаном 3 ранга Матицура Хасимото.

Подводная лодка «I-176» шла ночью в надводном положении, когда вдруг над ней разорвался осветительный снаряд. Командир лодки капитан-лейтенант К. Ямагути скомандовал: "Срочное погружение!". В тот момент, когда лодка уже наполовину ушла под воду, раздался тяжёлый удар по мостику. Но ничего не случилось, однако, когда лодка погрузилась до 13,5 метров, наверху раздался несильный взрыв, правда, без каких-либо последствий.

Выждав определённое время, уже днём, лодка всплыла. К своему удивлению подводники обнаружили приличную вмятину в ограждении мостика , тут же валялся цилиндрический предмет, в котором опознали авиационную глубинную бомбу. Всё было покрыто каким-то желтоватым веществом.

Стало ясно, что при попадании в рубку корпус бомбы разломился, а бурлящая вода вымыла из него взрывчатку. И когда взрыватель, установленный на заданную глубину, сработал, детонировать было нечему. Необыкновенно повезло, не так ли?

Вообще история подводного противостояния заслуживает огромной отдельной книги.  В России есть книга бывшего командира подводной лодки, но в ней рассказывается о судьбах людей и кораблей нашего, советского и российского флотов. Но при всем уважении к нашим подводникам, количество их побед не идет ни в какое сравнении с количеством побед немецких асов подводного флота. И не потому, что наши командиры были менее умелыми, чем немецкие. Просто количество целей, которые можно было атаковать, было в несколько раз меньше, особенно на Черном море.


Рецензии