Ну, что, сынок, помогли тебе твои ляхи?

   После просмотра фильма "Тарас Бульба", снятого, в основном, на Украине в 2009 г., когда отношения между нашими странами были нормальными, мне захотелось ещё раз перечитать замечательное произведение украинского писателя Николая Васильевича Гоголя. И вот какие детали бросились в глаза, на которые при первом прочтении лет 20 назад, я не обратил никакого внимания:

   Рецензия на «Происхождение украинских фамилий» (Олег Маляренко)

     БлагоДарю за интересный экскурс в историю. У меня сын друга Олег, по фамилии Кустов, дважды поступал в ХИЛ (Харьковский Институт Лётчиков). Несмотря на то, что сдал экзамены без троек, и папа занёс "положенные взятки" - по конкурсу так и не прошёл - (ФИО не те) - пришлось так и работать директором отделения ПриваБанка в Киеве, а летать по выходным дням на АН-2 у нас в аэроклубе.

    А это для "расширения кругозора", если широкий - можно не читать:

     "Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось казачество — широкая, разгульная замашка русской природы, и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись казаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их:

     «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то казак» (где маленький пригорок, там уж и казак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть.

     Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями этих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значение казаков и выгоды такой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили этому расположению. Под их отдаленною властью гетманы, избранные из среды самих же казаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья, в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы.

     Кончился поход — воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный казак. Современные иноземцы справедливо дивились тогда необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, — гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, — все это было ему по плечу. Кроме рейстровых казаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу:

     «Эй вы, пивники, броварники, полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцеводы, баболюбы, полно вам за плугом ходить да пачкать в земле свои желтые чоботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! пора доставать казацкой славы!» И слова эти были как искры, падающие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровары и пивовары кидали свои кадки и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме — и все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, крепкую наружность.

                С уважением, ВВЧ.

+ добавить замечания

     Добрый день, Василий Васильевич! Мой кругозор широкий, но приведенные отрывки мне не встречались. Откуда они?

    Вам знакомо происхождение фамилии Чечельницкий?
                С уважением,  Олег Маляренко   23.11.2022   

     Да, отец был из казаков. На Украине есть город Чечельник...
 
А цитата взята из книги Гоголя "Тарас Бульба", где-то в начале...
                Полковник Чечель   24.11.2022 10:48

     Никола;й Васи;льевич Го;голь (фамилия при рождении Яно;вский, с 1821 — Го;голь-Яно;вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд...

     Рецензия на «Про здесь и сейчас» (Шелтопорог)

     Мысли 5 баллов, полностью согласен, пишу с телефона, поэтому коротко ...
                С уважением, полковник Чечель.

+ добавить замечания

     Это был мой иронический ответ на модное присловье. С начала девяностых все "продвинутые" вдруг начали советовать "непродвинутым", что жить надо "здесь и сейчас". Получилось как всегда. Верующие ухватили погремуху и не поняли, что это блесна.
     Никакого "сейчас" нет без прошлого. А что не имеет будущего, то не имеет смысла))
                Шелтопорог   24.11.2022

    Анекдот с привкусом катастрофы
                Шелтопорог

     Подошел сосед по гаражам.  Поздоровался. Спросил для порядка:
- Ну как бизнес?
- Да как у всех. Идем ко дну))))
- Не огорчайся!!!  - подбадривает сосед - скоро мы их всех выгоним, вот тогда всё и наладится!
- Кого выгоним?
- Русских с Донбасса.
- В смысле?  Каких русских?
- Как каких?  Русскую армию!  Они же на нас напали,  и  думали, мы не сможем сдачи дать!!!
- Кто на кого напал? - я начал немного понимать...
- А ты что, новости не смотришь?  Телевизор не смотришь?
- Не. Не смотрю. Да и нету у меня телевизора...
- Ну ты даешь!!!!  А чего ж так?  Как же ты без новостей живешь?
- Да так как-то привык...
- Так вот знай, у них уже силы кончились и они пощады запросили! Но наши позволили  Путину лицо сохранить, и назвали это "перемирием".
-Ни чего не понимаю... Русские напали на Украину?  Со стороны Донбасса?  Они что, идиоты? А почему не с севера?  Тут же всего от границы 200 км до Киева по пустому полю,  а оттуда 600 по самым густонаселенным районам, да и армия там вся сейчас... Чего это они не  догадались напасть  со стороны Чернигова?
- А им уже нечем нападать!  - со знанием дела ввел меня в курс сосед.
- Что значит "нечем"?
   И тут сосед выдал фразу от который у меня в голове смешалось всё.   Мозг сломался.

- Им нечем нападать со стороны Чернигова, потому что мы всю их армию под Донецком размолотили.  Всё! Россия сдохла!!!


 фото из нэта.

    


Рецензии
Нет, ну никак не унять полковника!
Не в смысле написания рассказав, а в смысле их сложности, многоплановости. Из одного можно сделать три и больше.
Отрывок из Гоголя очень хорош и уместен в наше время. Однако... Не стоит забывать, что Гоголь - писатель...
Приветствую такого же писателя, знающего жизнь не хуже Гоголя.

Альберт Иванович Храптович   25.11.2022 12:44     Заявить о нарушении
АИХ, мне ж надо себя чем-то занять - книги и работа моё спасение.... Сёгдня хоть на Иру пришла социальная помощь - 10 000 руб, мне тоже, возможно, есть, но никак до банка не доедем, чтобы новую карту Сбербанка забрать - нас сильно замело снегом... А до нормальной пенсии пока далеко, надо сначала инвалидность оформить... А это такая "бодяга"... Иру две недели только записали на 29.11 к терапевту - это её лично, обо мне ещё даже вопрос не стоит...

Полковник Чечель   25.11.2022 13:12   Заявить о нарушении
А про талоны на жильё и 100 000 руб пока только остаётся мечтать. В Челябинской обл. Постановление есть, а до Башкирии ещё не дошло...

Полковник Чечель   25.11.2022 13:18   Заявить о нарушении
Наберитесь терпения, полковник, всё наладится. Надеюсь, когда-нибудь даже с медициной. Это действительно проблема из проблем. Простой пример: в нашем благословенном Обнинске, наукограде, 101 км от Москвы, казалось бы всё давно налажено. В том числе тьма стоматологических огромных клиник, больниц, каких-то небольших пунктов. А вот меня (обошел, обзвонил всех, кого смог) с зубами записали на декабрь. А цены!!! Это какой-то дикий ужас! Иду к детям за помощью...

И еще в одном мы совпадаем: моя половина тоже так мне говорит: "Вот ты с 3-4 часов утра до вечера сидишь за компьютером (разумеется, с перерывами на другие дела, но это фигура речи, - А.Х.). Таким образом тренируешь свои мозги. А у меня такой возможности нет, и потому...", - ну а дальше понятно. Только, к сожалению, деменция всё больше дает себя знать у одного из нас, а склероз, давление у другого. Увы...
Так что ты, пока не выздоровеешь, терпи. А что касается нас... Александровна категорически отказывается обращаться к врачам: "Чем они мне могут помочь? Старость не лечится...". И как ты помнишь, её знаменитое изречение: "Нам с тобой ничего уже не вредно!".
Будем жить, полковник! (Сколько, как говорится, кому даст Господь Бог).

Альберт Иванович Храптович   26.11.2022 06:40   Заявить о нарушении
Всё так, Иваныч... всё так... Главное, на заключительном этапе жизни без нытья принять неизбежное и уйти достойно, как Михаил Задорнов, с которым я имел честь быть знакомым...
http://yandex.ru/video/preview/7560821052163498918

Идут белые снеги.

Идут белые снеги, как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали,
словно белые снеги, идут в небо с земли. Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду.
Я не верую в чудо, я не снег, не звезда,
и я больше не буду никогда, никогда.
И я думаю, грешный, ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной больше жизни любил?
А любил я Россию всею кровью, хребтом
- ее реки в разливе и когда подо льдом,
дух ее пятистенок, дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку и ее стариков. Если было несладко, я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно, для России я жил.
И надеждою маюсь, (полный тайных тревог)
что хоть малую малость я России помог.
Пусть она позабудет, про меня без труда,
только пусть она будет, навсегда, навсегда.
Идут белые снеги, как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке и как после меня,
Идут снеги большие, аж до боли светлы,
и мои, и чужие заметая следы.
Быть бессмертным не в силе, но надежда моя:
если будет Россия, значит, буду и я.
1965
Евгений Евтушенко. Идут белые снеги.
114

Полковник Чечель   27.11.2022 12:29   Заявить о нарушении
Че, будь добр, поживи ещё долго, насладись, лучше с избытком, тем миром за который ты так топил и в котором наконец-то, хоть и без особого желания, но оказался.
Только не переобуйся в очередной раз…, хотя, назад тебе уже дороги нет - и это хорошо!

Сергей Иванов 177   27.11.2022 20:07   Заявить о нарушении
Черт возьми, Сергей Иванов, аж 177-й, зачем влез, испортил впечатление от стихов талантливого поэта и слов не менее талантливого его друга.
И ладно был бы заядлым русофобом. Так нет. Нет ни единого произведения, ни одной рецензии, даже этот отзыв первый, а уж список избранных... Одна мадам из русофобок, и той страница уже закрыта, (слава Богу).
Окститесь, Иванов-177, не стоит так начинать. Или продолжать. Всё равно не стоит.

Альберт Иванович Храптович   28.11.2022 06:25   Заявить о нарушении
Я это о "переобувании".
Что же касается стихов Евгения Евтушенко, то "их есть у меня". Но от души благодарен полковнику, который даже будучи в таких обстоятельствах, плюс оторванным от любимой Украины и оставленного нашими города Херсона, подвергающегося нашествию бандеровцев, сохраняет силу духа и любовь к прекрасному (жене, стихам, Родине и творчеству). Еще одной сильной его стороной считаю способность здраво и точно оценить Россию, её народ и усилия по спасению нашей Украины.
Живи и твори добро долго, уважаемый полковник, летчик-ас!

Альберт Иванович Храптович   28.11.2022 06:35   Заявить о нарушении
АИХ, в авиации, вы как Командир прк это поймёте, слово/приставка «ас» носит противоположное, отрицательное значение.
Зная ваше публичное отношение к вновь испечённому россиянину, решил уточнить.

Сергей Иванов 177   28.11.2022 10:33   Заявить о нарушении
Не верю. Тем более, летчик-ас фактически ни разу меня не поправил.

Альберт Иванович Храптович   28.11.2022 11:22   Заявить о нарушении
Вы очень недалёкий человек, г. Иванов, как и некоторые другие, обвиняющие меня в "переобувании". Я всегда был русским, точнее, советским!!! До Вас не доходит, что, живя на Украине, я не мог открыто поддерживать во всём Россию, чтобы не разделить участь того же Олеся Бузины, расстрелянного 4-мя подонками прямо на пороге своего дома. Приходилось работать Штирлицем, и придумывать что-то правдоподобное для Мюллера, почему отпечатки моих пальцев оказались на ручке чемодана радистки Кэт?

Полковник Чечель   28.11.2022 17:18   Заявить о нарушении
Не верю. Тем более, летчик-ас фактически ни разу меня не поправил.
——————
Вопрос веры - ваше право.

Сергей Иванов 177   28.11.2022 17:52   Заявить о нарушении
…До Вас не доходит, что, живя на Украине, я не мог открыто поддерживать во всём Россию…
———————
Ну, теперь-то ты там где хотел, с чем, собственно, тебя и поздравляю.

Сергей Иванов 177   28.11.2022 18:00   Заявить о нарушении