Покорение Севера

  Из Вологды в школу меня привезла бабушка  Евдокия Игнатьевна.
Помню переполненный плацкартный вагон, окна и поручни выпачканы сажей, пахнет туалетом и дымом от печки. Наш поезд  пыхтя тянет паровоз, громко стуча от напряжения железными колесами, то и дело надо и не надо подавая звуковые сигналы "у-у-у".
Мы пьем чай из стаканов в блестящих подстаканниках с изображением большой крепостной башни  как на Красной площади. Чай подают с  сахаром в необычной упаковке, похожей на игрушку, которая дома никогда не бывает. Хочется     просто съесть содержимое этих упаковок, на боюсь, что бабушка сделает "физическое" замечание.
 Некоторые дяденьки пьют не чай,а какой-то вонючий напиток, через некоторое время их обычные лица становятся красными,  видимо от этого  от этого они начинают шуметь, перебивая друг друга используют слова, за которые бабушка меня ругала не раз, приговаривая, что все знают эти слова, культурные люди  их никогда не используют в общении между собой.  Только иногда, когда человек находится в одиночестве, попадая молотком по пальцам или  еще чем наносит себе травму вместо того, чтобы кричать разрешается применить "крепкое словцо". В этом случае оно действует как обезболивающее средство.
 Проводник  успокаивает участников беседы, грозится снять их с поезда, любители «горячительного» умолкают, но пауза продолжается недолго.
 Поезд набирает хорошую скорость, вагон раскачивает меня и всех пассажиров, стучит  о стыки рельсов, напевая какую-то знакомую песенку: "та-та-там, та-та-там, та-та-там". Дым из паровозной трубы все гуще и гуще.  Телеграфные столбы с весящими на них проводами мелькают очень часто, иногда навстречу по параллельной дороге с пугающим оглушительным шумом пролетает встречный состав.
 Иногда долго стоим на полустаночках, пропуская какие-то поезда, пассажиры рискуя отстать от поезда собирают грибы и бруснику.
В Мурманске на перроне много встречающих, глазами ищу родные лица. Вот они, мама и папа быстро идут за вагоном. Ура, поезд остановился. Мы как и все стоим с вещами в проходе вагона, очередь движется медленно, наконец воздух свободы пахнул нам в лицо.
Мама стоит внизу, папа резво поднимается в тамбур, целует мою бабушку и меня, забирает чемодан и спрыгивает на перрон. Тут я попадаю в объятия мамы, от нее веет теплом и любовью.
 Мама, мамочка. Хорошо.
 Однако надо ехать домой. Идем на остановку автобуса. Автобусом транспорт можно назвать весьма условно: автомобиль, говорят ,что это последняя модель с загадочным названием ГАЗ-51, с тентом и деревянными лавочками в качестве сидений. Народа на остановке очень много, полсостава поезда первыми стремятся попасть в Североморск. Два - три автобуса придется пропустить
Наконец мы сидим в машине, едем медленно в очень крутую горку, которую называют "тещин язык" , я не знаю как  автомобиль забрался, люди вышли помочь нашему «автобусу», едем по Североморскому шоссе.
 Скоро асфальт кончился. Дорожное покрытие - булыжник, выложенный пленными немцами. После пяти минут такой езды кажется, что все что есть внутри дрожит мелкой дрожью. Наконец кондуктор объявляет: "Верхняя Ваенга". Наша остановка, скоро будем дома - это поднимает настроение.
Через пять минут мы возле дверей квартиры. Нас встречает белая как снег кошка Мика - стойкая защитница  от мышей и крыс, трется с мурлыканием о ноги, наверно есть хочет.

 Комнаты по тем временам у нас огромные. Телевизор "Знамя", без линзы с большим экраном. Вечером соседи приходят смотреть это окно в мир.
 Трюмо, в котором можно увидеть себя с нескольких ракурсов. Большой аквариум с рыбками, даже зачем-то помню их названия:скалярии, гуппии, валехвосты. Этажерка с газетами, книгами, зеркальцем и семью слониками. Круглый стол с белоснежной  скатертью, графин с водой и фикус на подоконнике. Мама задумчиво смотрит в окно,словно что-то вспоминает, а ей есть что вспомнить.
 Смерть родителей от голода, детство в батрачестве, немецкая оккупация.
Нелегкая ей досталась доля.

За окном серый противный осенний дождь. Вода с крыши капает, громко обо что-то ударяясь: кап - кап, кап - кап, кап - кап.
 Грустно, что лето кончилось и не только лето, но и детство. Что меня ждет впереди?


Рецензии