БРАТ АДУ

Найти «Ефимку беспалого» не составляло труда. В совхозе его знали как «знахаря скотины». Хоть и был официальный ветеринар, но сначала обращались к Ефимке.
– Да вона его изба, – махнула рукой баба, разглядывая Ивана.
Ефимка ремонтировал калитку, сильно матерясь.
– Помочь, хозяин? – спросил Туров.
– Коль не лень, помоги насадить на петли. Зачем высадили? Могли ведь, суки, открыть! Всё норовят х..ми померяться!
– На кого ругаешься?
– Да участковый с подручными наведывались. Мого брата искали.
– А я ведь тоже его ищу.
– Ты из энтих?..
Ефимке на вид было за пятьдесят. Заросший, помятый, неухоженный. Левая рука была начисто беспалой.
– Нет. Я на поселении.
– Зачем он тебе?
– Я хочу вернуть ему череп, который мы забрали у него.
– Чего забрали?
– Я как врач патологоанатом был приглашен в следственную бригаду по поиску головы, которую отрезали у покойника.
– Вот шайтан. Нашел, значит, «пустую башку»!
– Извините, но я вообще ничего не понял из этой истории. Хотел расспросить, но ваш брат убежал.
– Он ко мне не приходил. И не придёт. У него есть, где в тайге спрятаться.
– Ну, может, когда объявится. Вот, отдайте ему, – сказал Иван, протягивая коробку.
– Может, и объявится. Давай!
– Может, вы мне немного расскажете об этом черепе? – Иван достал заранее заготовленную поллитровку. – Спирт разбавленный, градусов пятьдесят.
Ефимка сглотнул слюну, глядя на шкалик.
– Заходи в дом!
К удивлению Ивана внутри дом был вполне ухоженным.
– Я-то жену потерял рано. А потом и уж не стал жениться. Присаживайся на табурет. Сейчас капусты достану и немного солонины по такому поводу. Посуды нет. Там банки, наливай в них.
Ефимка захмелел с первой же порции.
– Ты пойми, судьба у мого брата такая. Ему, дикой душе, выбора не было, быть шаманом аль нет. Старый шаман так решил и всё. Я вот хоть пять классов отучился. На заводе работал, пока руку не покалечил. А он в тайге шаманскому делу учился. Его и в чека таскали, и расстрелять обещали. 
– Так что это за странное дело с головой?
– Плесни ещё!
Иван стал разливать. Ефимка придержал руку Ивана над своей банкой.
– Ты молодой, тебе положено меньше!
– А я больше и не буду.
– Вот и правильно, – Ефимка отдал кусок солонины Ивану, а сам закусил капустой. – Спасибо.
– Ешь. Аду заготавливал.
– Я слушаю.
– Да, голова. Вот этот череп очень старый. Его шаманы передавали из рода в род. Говорят, что это голова воина, который погиб, защищая первого шамана. Поэтому его хранят как силу, которая отгоняет злых духов от шамана. Но! Старый шаман говорил, что сила этого черепа шибко ослабла. Вот поэтому Аду искал новую голову.
– Но почему ему нужно было именно голову полковника НКВД.
– Пустоголовых найти можно и так. Но Аду сказал, что нужен сильный воин. Леонюк был сильным, много людей пострелял. Это потом он пьяницей стал.
– Что значит «пустоголовый»?
– Старый шаман говорил, что есть люди, у которых в голове «много места».
– В смысле, нет мозгов?! – ошарашенный догадкой, перебил Иван.
– Может и эдак. Это Аду знает.
– А вот дырочка в черепе. Что это?
– Этого не знаю. Старый шаман тоже про это не знал, – Ефимка сильно качнулся на табуретке. – Я пойду спать. Хочешь, оставайся. Он взял со стола недопитую бутылку и, пошатываясь, побрёл в комнату, напевая песню.
– Эту песню пел ваш брат. На каком она языке?
– Это такой – смешанный из разных.    
– А про что песня?
– Песня очень старая, её пел ещё старый шаман. Она про девушку по имени Дару из другого племени, в которую был влюблён молодой шаман. Девка ушла со своим племенем в гору, а шаман умирал от тоски. Остаешься? 
– Нет, я пойду. Завтра на работу.
– Как знаешь. Голову оставь. Аду придёт за ней…
За время долгого пути к себе Иван передумал многое: «Оказывается, безграмотные шаманы знают о «пустой башке» уже много веков. Я же. Да что там я – наука! Ничего! Как шаман, глядя ещё на живого Леонюка, определил, что он без мозга? Что значат многовековые наблюдения, накопленный опыт, изучение внутренних ресурсов собственного организма! Медицине как науке пару веков, а тут тысячи лет!  Нам, чтобы посмотреть на мозг, нужен рентген. Шаману – взгляда!? Что я смогу доказать своими исследованиями? А вдруг окажется, что мозг – это то место, где обитает душа человека? А душа – это понятие не научное!
Если даже мы с Леваевым докажем, что мозг это не самый главный орган в человеке, что есть вполне успешные безмозглые полковники. А может даже генералы и члены правительства. Над нами будут смеяться, как над дикими шаманами. Тогда вместо лагеря я угожу в психушку. Были же такие моменты в истории, когда человечество было не готово к научному открытию: Галилей, Джордано Бруно, Циолковский... Над кем-то смеялись, кого-то приговаривали к вечному молчанию, а кого-то и сжигали на костре.  Ослаб я волей. Условный рефлекс повиновения приживается...
Глава из романа "МОЙ БОГ - СОЛНЦЕ!"


Рецензии