Кем был Савмак восставший против Понта

           А давайте порассуждаем, тема широко известная, но есть нюансы.
http://www.evpatori.ru/na-reke-salgire.html
«Херсонесцы, радуясь победе Диофанта, славили могущество богини Девы. Сам же Диофант, по-видимому, не слишком был уверен в покровительстве богини и полном разгроме скифов. Он отправился в столицу Боспорского царства – Пантикапей, чтобы склонить боспорского царя Перисада принять покровительство Митридата Евпатора, царя Понта».

           Автор: Знакомое дело, уговорить одного правителя изменить своему народу, предать его ради тусовки в среде истинных ценностей. Перекликается с современностью. Пообещай правителю безвиз и членство ЕЭСС  (Единый Экономический Союз Средиземноморья), а его жёнам кружевные тоги и всё. А если царица заморская, перед правителем ещё и туфельки скинет, поджав ноги на диване … Слаб человек, от того и глуп.

            «Во время этих переговоров случилось неожиданное. Скиф по имени Савмак поднял восстание в Пантикапее, боспорский царь Перисад был убит, а полководцу Диофанту пришлось бежать из города».

            Автор: Не все чиновники были продажными и в те времена, поняли куда ветер дует. И проявили решимость и патриотизм, разогнали сходняк в «Пантикапейской пуще», чему народ был очень рад. А вот современные исследователи пошли иным путём, как завещал В.И. Ленин и постарались даказать, что это была революция, не во всемирном масштабе, а локальная, скифская.

             «Читая херсонесскую надпись, учёные долгое время думали, что в Пантикапее произошёл дворцовый переворот. Надпись на постаменте продолжалась так:
             Когда скифы во главе с Савмаком произвели государственный переворот и убили боспорского царя Перисада, вскормившего Савмака, на Диофанта же составили заговор, последний, избежав опасности, сел на отправленное за ним херсонесскими гражданами судно и, прибыв в Херсонес, призвал на помощь граждан.
            Учёные, толковавшие надпись, считали, что Савмак, вскормленный царем Перисадом, был царевичем, сыном или родственником боспорского царя. Уязвлённый тем, что Боспор достанется не ему, а понтийскому царю, он убил Перисада, захватил власть.


            А.С. Жебелев в 1924 году истолковал надпись иначе. Он стал выяснять, что значит слово «вскормленник». Оказалось – древнегреческие писатели вкладывают различный смысл в слово «вскормленник» и «воспитанник». Обратившись затем к боспорским документам, Жебелев установил, что «вскормленниками» называли тех рабов, что родились и выросли в доме господина.

            Автор: Интересные «рабы» были, в палатах царских могли жить, со стола царского питаться. Пожалуй докажешь что хочешь, если в президиуме сам курбаши сидит. Какой там переворот, панимаш. Революшен!

            Стало быть, Савмак – не наследный принц, а всего только домашний раб Перисада. Теперь уже менялась и картина событий: в Пантикапее произошёл не дворцовый переворот, а восстание скифских рабов, поднятое Савмаком и охватившее всё Боспорское царство».

            Автор: Ура! Рабы всех стран объединяйтесь!
           Автор: А как трактует наш, великий Даль, не заморский какой специалист.

             Даль. ВОСКОРМЛЯТЬ
            «ВОСКОРМЛЯТЬ, вскормлять, вскармлчвать; вскормить или воскормить кого, возращать, воспитывать насущно, выращать, кормить и поить до возраста. Не то отец, что вспоил, вскормил, а то отец, что уму-разуму научил».
«Корм. | Кормленье, стар. жалованье, содержание от казны, и самые места, должности вне столицы; поместье, волость или город, и посылка чиновников на управление ими; наместники и волостели звались кормленщиками. Кормленье с боярским судом, место, с правом суда и расправы, за кои, вместо жалования, правитель взимал пошлину.
Кормовщик м. стар. фуражир, комисионер или комисар по продовольствию войска».

                Автор: Я вот что представил:  Первый революционер на планете Земля, Савмак на коне в кожанке с акинаком на бедре во главе отряда врывается в Пантикапей с песней: «Вставай проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов». И все скифянки срывают платья в революционном экстазе и с обнажённой грудью бросаются встречать первого революционера у врат Пантикапея.
                Ну, это я так, лирическое отступление. А если серьёзно, то Перисад, последний из Спартоков, но Савмак, воспитаник Перисада мог считать себя Спартокидом. Возможно, был рождён от незаконной жены Перисада и возможно, был знатным чиновником (скорей всего).               
                Интересен и тот факт, что в имени Савмака нет принадлежности к царскому роду, в отличие от имён скифов царей. Его имя несёт некое лирическое значение - «Утреннее поле, утренняя равнина»». Почему я так трактую имя Савмака, изложу ниже.

                Кстати, князь Владимир считается из рода Рюриковичей, т.к. его отец Святослав Игоревич, потомственный Рюрикович.
(См. историю князя Владимира рождённого от незаконной жены Святослава, который приказал убить сводного брата Ярополка, по известной причине, и стал князем Киевским).

                К мысли, что выводы Жебелева носят конъюнктурный характер, я пришёл, проанализировав время в которое работал Жебелев. Лихие, революционные времена, головы летели обильно. Потом, просматривая материалы, посвящённые легендарному скифу Савмаку, выяснил, что не меня одного посетили сомнения в рабском происхождении Савмака и восстания скифов.

                А теперь, что значило имя легендарного скифа Савмака ( ;;;;;;;; /Savmakos ).
Имена содержат не одно слово, значение, обычно сложные.
Савмак – Сав – мак(г,к, х). У Абаева имеем у т р о : ос. s;w (s;w-mce 'утром') = др. иран. sava;
Скиф. Sava - утро.
Вторая часть имени – «мак» восходит к др. ирландскому и санскриту:
/mah;-prabhu/ /mahA-prabhu/ m.
1) великий владыка или господин
2) царь, повелитель
/mah;-k;it/ /mahI-kSit/ m. владыка земли, царь
/mah;-n;tha/ /mahI-nAtha/ m. повелитель земли, царь
/mah;-pati/ /mahI-pati/ m. владыка, царь
/mah;-p;la/ /mahI-pAla/ m. хранитель земли, царь
mah;-bhuj/ /mahI-bhuj/ m. властитель земли, царь
/mah;-bh;t/ /mahI-bhRt/
1. поддерживающий землю
1) гора
2) царь
mah;-vallabha/ /mahI-vallabha/ m. возлюбленный земли, царь
mah;;vara/ /mahIzvara/ ( /mah; + ;;vara/ /mahIzvara/) m. повелитель земли, царь
;;; /mah;/ /mahI/
1) земля
2) страна
3) почва
4) dv. небо и земля

                Можно причесть имя Савмака к царским именам, но  все перечисленные варианты имеют в своих значениях слово «земля, почва и т.п.». А в древнеирландском  «mag» имеет значение  - равнина, поле. Что перекликается с санскритом.

                Поэтому, трактовка значения имени Савмак, как «Утреннее поле, равнина» имеет веское основание, тем более, что равнины и поля, родные места обитания скифов. Хотя, возможен вариант – «Царь утреннего поля, утренних равнин». В этом случае трудно отрицать, что Савмак был не царского рода.

                А теперь, крамола полная. Предполагаю, что гладиатор и «раб» Спартак и Савмак, один и тот же человек. И вот почему.
Даты:
                Восстание скифов под предводительством Савмака и Палака - Наследовал власть Скилура и войну с Понтом Палак. В 110 (по другому мнению, однако, в 113) г. до н. э. Т.н. Диофантовы войны.

                Восстание Савмака - Весной 108 года войско понтийского стратега выступило из Херсонеса, и к началу 107 года до н. э. освободило Феодосию и Пантикапей. Савмак был пленён и отправлен на материк, со скифскими вождями были заключены союзные договоры, а в крепостях разместились понтийские гарнизоны[2].

               Следует отметить, что т.н. Диофантовы войны начались несколько раньше восстания Савмака, но прекратились практически в 107 г. до н.э.
Какого возраста был Савмак в момент его пленения и высылки в Понт, не известно. Предполагаю он был молод, от того и горяч. Интересно то, что Савмак не был казнён сразу, как взбунтовавшийся «раб».

               Высылка Савмака в Понт говорит о том, что он был очень знатного рода и был нужен Митридату Евпатору. Для чего был нужен, возможно Митридат пытался привлечь Савмака на свою сторону, т.к. предстаяли сражения с войсками Рима и ему нужны были союзники скифы.

               В последствии Митридат смог заключить союз с скифскими царями, в том числе и с Палаком и скифы оказывали Понту военную помощь.

               Но, куда делся Савмак, потомок скифских царей Спартокидов. Предполагаю, что Савмак отказался служить Митридату и был продан в гладиаторы в Рим. Казнить Савмака хитроумный Митридат не решился, будет скандал и скифы ему отомстят, а не то, что вступят в союз против Рима. А так, мол, сам попал в Рими и подался в гладиаторы.

              Безусловно, Савмак был молод, поэтому к 74 году до н.э. был в расцвете сил, около сорока лет, это возраст матёрого воина.

              Почему Савмак выступал под именем Спартака, да потому, что он был из рода Спартакидов. Ссылки на то, что Спартак был из фракийских скифов, не имеют основания, т.к. род скифов Спартокидов правил в Боспорском царстве не одну сотню лет.

             В пользу благородного происхождения Спартака-Савмака, говорит то, что опытные полководцы Рима несли поражения от рабов возглавляемых Спартаком и Плутарх с большим уважением писал о благородстве Спартака.
Мог ли безродный раб добиться таких успехов и отзывов? Нет конечно.

            Поражение армии Спартака было прогнозируемо, т.к. у его соратников не было единого мнения о цели восстания в конечном итоге. Спартак погиб в бою, как и положено великому воину, держа всю Италию в страхе в течении почти трёх лет.

             Вот и скажите, кто был Спартак, несчастный раб гладиатор, или великий воин и полководец царского происхождения.
             Это был великий скиф из рода скифских правителей Спартокидов, славной столицы скифов Боспора Киммерийского.

             P.S.
Ради объективности следует сказать, что т.н. Митридатовы войны происходили:
     1 Первая Митридатова война (89—85 до н. э.)
     2 Вторая Митридатова война (83—81 до н. э.)
     3 Третья Митридатова война (74—63 до н. э.)
       В первом этапе война шла с переменным успехом. Далее, Митридат, получил ряд поражений. Митридат обратился с просьбой о помощи к царям скифским, парфянскому и армянскому. Из них только армянский царь Тигран II обещал ему свою помощь, но медлил начать войну.
       Скифы, возможно, не стали помогать Митридату, помня ему дела во время т.н. Диофантовых войн и захвате Пантикапея. Да и тёмная история с Савмаком не давала скифам повода к союзу.
       Лишившись почти всей своей сухопутной армии, Митридат сохранил свой флот, но в 73 году во время бури близ Парии он потерял множество судов и вынужден был укрыться в Никомедии. Здесь его осадили войска консула Котты и легата Триария. Однако, Митридат не упал духом и отправил часть своего флота в Италию, с целью поддержать предводителя восставших италийских рабов Спартака ( возможно для того, чтобы вывезти Спартака и некоторых его военачальников в Понт или в Пантикапей). Узнав об этом, Лукулл отправился со своим флотом вслед за эскадрой Митридата и при острове Лемносе разбил её.
        Последнее говорит о том, что версия Савмак/Спартак, имеет основание и как вариант, Савмак мог участвовать в Митридатовых войнах, попал в плен к римлянам и был продан в гладиаторы, как воин выдающийся способный приносить большую прибыль. Этакий элитный боец завоевавший все "пояса".
       Ну, а дальше всё пошло так, как и описано историей.


Рецензии