Трактат о красоте человеческой

Дисклеймер

Во избежание недопониманий, стоит отметить:
1) Под биопараметрами (биометрические данные, физиологического класса) подразумевается внешние черты человека, такие как: охват талии, длина ног, рост, густота волос и так далее;
2) Трактат не несет в себе предопределенность к определенному полу, поэтому во всем тексте принимается объект рассуждения «человек», на месте которого вы можете представить кого Вам угодно;
2.1) При написании трактата, за основную категорию сексуальной ориентации принималась гетеросексуальность (только мужчины могут оценить красоту женщины и наоборот).
2.2) Выбор женского пола реально существовавших и/или существующих людей, приведенные в качестве примеров, обусловлен гетеросексуальностью автора.
3) Объект обсуждения – человеческая красота, подразумевающая под собой только внешний вид.

Предисловие

Все человеческое одновременно бесконечно многогранно и обобщено. У каждого свое понятие прекрасного, свое представление о чувстве юмора, свои мечты и желания. Но считается, что все могут подолгу смотреть на огонь и воду, комики собирают залы с тысячами слушателей, все мечтают о деньгах, здоровье и счастливой любви.
Все человеческое как красная нить пронзает все общество, и каждый человек в силу своей погрешности обретает то, что делает его человеком. Можно сказать, что абсолютно всему можно приписать константы и вывести единые формулы, но насколько они будут обобщены и, настолько же невелик будет процент соответствия действительности (но не менее 50%, иначе не существовало бы таких понятий как культура, народ, фанаты, поклонники и так далее).
Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Способность черпать вдохновение в совершенстве, покоряться архетипу есть психическая функция, в корне отличающая человека от животного, ибо она даст возможность развиваться, идти вперед «…» Любое сообщество спаяно властью примера, образцового поступка выдающейся личности». Почему бы тогда нам всем не восхищаться одному тому же поступку, не смеяться всем вместе над конкретной шуткой? – ответ прост и сложен одновременно, потому что мы – люди, или как писал классик русской литературы Максим Горький: «Есть — люди, а есть — иные — и человеки».
Справедливо будет отметить, что степень отклонения от общепринятого зависит от окружения и количества информации, окружающего отдельно каждого человека. Если кто-то и надумает составить формулу юмора, красоты или чего-то еще, ему нельзя упускать этот динамический параметр.

P.S.

На вопрос «что такое красота?» я сформулировал ответ, который подозрительно близко схож с вариантом из интернет-ресурса «Википедия». Однако, стоит заметить, что нет четкого
разграничения типов красоты. Ответ, данный интернетом универсален и гибок – красота относится и к явлениям, и к человеку, к природе, и искусству. В процессе написания этой статьи, я решил, что не буду писать, что есть для меня человеческая красота. Вы сами сформулируете это понятие, и в конце сравните свой вариант с моим.
Вопрос сподвигший меня начать рассуждение звучал так: «Красота – это «личное» или «общественное»?». Иными словами, красота- это заслуга деятелей культуры, маркетинга, масс-медиа или чего/кого-то еще, навязывающие свои образы, либо у каждого есть свои понятия и видения прекрасного. Но тогда возникает вопрос, насколько Ваши личные представления действительно Ваши, а не позаимствованные или не навязанные. С этих строк мы уже начали погружение в формирование нашего собственного ответа на вопрос «что такое красота человеческая?».

I. Что такое красота?

Начнем с общего: что представляет собой красота в принципе? Красота – это явление, вызывающее эстетическое наслаждение. Следовательно, можно отметить, что красивое не будет таковым без «зрителя» (под «зрителем» и «наблюдателем» будем понимать одного любого человека, средних лет, здорового морально и физически, состоящего в обществе, как средний его член). Мы понимаем, что у разных людей разные представления, в том числе и о красоте. Значит, мы можем предположить, что демонстрация, допустим, какого-либо произведения искусства у зрителя-1 может вызвать эмоции, то у зрителя-2 не будет ровно никаких мыслей, он попросту будет равнодушен. Именно на этом моменте мы можем заключить, что красота не носит абсолютный характер, иначе несомненно существовали бы такие вещи и/или явления которые бы нравились всем без исключения. Из этого можно вывести проблему «Абсолютной красоты», что мы сделаем чуть позже.
Значит красота по своей природе всегда субъективна и для ее существования необходимы зритель и «положительная оценка» (под оценкой чаще всего мы будем подразумевать ответ на вопрос «красиво или нет», ведь не так важен наблюдатель, как его отношение). Мы уже можем заключить, что красота помимо того, что не абсолютна, так она еще и не автономна: картина, написанная в порыве творческого порыва великого художника, не найдет ни слова одобрения в пустом музее.
Пусть мы и заключили, что каждый человек дает свою оценку, но насколько это именно его оценка? Как мы можем заметить, стандарты человеческой красоты сильно разнятся, в зависимости от культуры. Один из законодателей стандартов красоты – мода. И нет, я не имею ввиду моду в плане одежды, которую так старательно нам пытаются навязать маркетологи разных брендов. Нет, я имею ввиду моду, как математическое понятие – значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Я говорю об особых чертах лица и тела, считающиеся необходимыми для получения положительной оценки. И главный вопрос заключается в следующем: за кем стоит первый шаг: за популяризаторами (деятели, связанные с шоу-бизнесом) или за наиболее часто повторяющимися чертами, встречающиеся среди прохожих, то есть за обществом.
Каждый из нас формируется как личность, находясь в определенном информационном поле – культуре. Взгляды людей из разных стран во многом могут не совпадать, однако любопытно влияние таких феноменов, как интернет и кино, которые демонстрируют свои видения. Тем не менее, поход в кино или просмотр зарубежных видео в интернете – лишь малая часть нашей жизни, в большинстве своем, мы видимся и общаемся с людьми более родственные
с нами в культурном плане. Значит ли это, что красота может носить территориально-прогнозируемый характер? – скорее всего, да.
Исходя из вышесказанного, несмотря на то, что красота как параметр возникает в момент оценки наблюдателем, у каждого человека уже заложен определенный образ, который он сам считает идеалом. Забавно, но даже если у человека отсутствует такой образ, ему не помешает это давать оценки какой человек для него является красивым, а какой нет, что уже является противоречием.
Так что же получается? Красота не абсолютна, но в пределах одной культуры тщательно подобранные черты лица и тела может найти положительный ответ в большинстве мнений.
Подытожим. Человек уникален, так же уникальны и его вкусы, с другой его вкусы формируются окружением, в котором он находится. И этот замкнутый круг подводит нас к следующей ступени в размышлениях.
Каждый из нас старается соответствовать общепринятым параметрам и быть хоть немного лучше. Те единицы, которые изобретают свой образ с нуля, отталкиваясь от повседневности, зачастую не находят одобрения, потому что сильно отдаляется от разрешенной погрешности, от той самой «красной линии», о которой я упомянул в предисловии. Ничто не появляется из ниоткуда и внезапно, все имеет свою историю. Одежда, та, которая сейчас считается модной или стильной, не сыскала бы такого же одобрения десятки или сотню лет назад, ровно как и внешность. Мог бы зритель, одобряющий образ Анны Павловы (балерина, первая исполнительница «Умирающего лебедя») из начала XX века хоть бы представить себе образ Анжелины Джоли? Да, красота имеет свойство меняться и приведенный пример демонстрирует насколько эти изменения неспешны. Вы можете ознакомиться с историей появления разных секс-символов и заметить, что новые образы не прыгали ненамного выше предшественников.
Сейчас сложно представить себе, как менялись бы ориентиры красоты без масс-медиа. Таким образом, учитывая, что кино, театры, интернет являются частью культурной жизни общества, я считаю, что именно эти сферы можно считать законодателями актуальных образов.
Что мы можем подчерпнуть из первой главы, какую дать характеристику красоте?
Красота (человеческая) – неабсолютное, но культурно локальное явление, вызывающее эстетическое наслаждение наличием определенных биопараметров лица и тела, получившие одобрение посредством распространения в различных информационных ресурсах.
Звучит уже гораздо убедительнее и конкретнее, чем в словарях, не так ли?

II. Красота в жизни каждого из нас.

Как часто, идя по улице, вы встречаете красивых людей? Что такое красота вообще для каждого из нас – вопрос индивидуальный. Имеется ввиду какие черты лица, какие параметры необходимы для того, чтобы получить именно Вашу одобрительную оценку? К чему я подвожу… Вспомним определение красоты – это явление, вызывающее эстетическое наслаждение. Каким образом Вы реагируете на проходящих мимо людей? Какому проценту от всех прошедших мимо Вас прохожих можно дать однозначную оценку «красиво»? Этот вопрос адресовывается отдельно каждому человеку, а вот какой вопрос я бы адресовал всем, как обществу «какой процент мы должны считать красивыми, чтобы красота была столь же подлинной и желанной как шедевр искусства?». Этот вопрос должен заставить Вас задуматься не только о Ваших вкусах, но и о том насколько окружающее общество старается соответствовать заданному некоему образу, насколько близко пытается быть приближенным к идеалу.
Можно было бы утверждать, что природа все придумала за нас – любое здоровое тело – красиво. Скорее всего, так оно и было, но 130 000 лет назад кое-что изменилось. Именно такого возраста были найдены первые украшения. Это наталкивает на мысли, что именно тогда человек (а в те времена неандерталец) уже имел какие-то представление об аксессуарах, символах и красоте в целом. До этого времени можно предположить, что культура была развита достаточно бедно и ни о каких духовных и эстетических ценностях не было и речи. Единственные цели на те времена были выжить и продолжить род.
Всего лишь за несколько десятков лет, которые мы застали, эталон красоты кидало из крайности в крайность: бледное лицо, худое тело, едва ли вселяющее какую-то надежду выражение лица недавно; и пухлые губы, широкие бедра, аккуратная грудь сегодня. Вот что такое человек сегодня – это, прежде всего, культура, причем довольно динамичная. Нам недостаточно или даже неважно, чтобы тело было просто здорово, оно должно соответствовать потенциальному зрителю сегодняшнего дня.
Нам всем стало под силу деформировать свое тело – красота давно сошла с трона врождённости. Она сдружилась с докторами, подарив нам пластическую хирургию, с небольшими инъекциями, подарив припухлости лица, она оккупировала каждый третий подвал более-менее крупного города, переоборудовав их в спортзалы, а затем подтянулся и сам рынок всевозможных услуг начиная от банальных упражнений по утрам, заканчивая диетами и макияжами, а также пирсингом и замудренными татуировками.
Красота стала доступной для каждого, но по-прежнему имеет цену. Именно эта неоднозначность оставляет вопрос за каждым из нас что считать красивым и сколько его будет в нашей жизни.
Красота (человеческая) – неабсолютное, но культурно локальное явление, вызывающее эстетическое наслаждение наличием, подчеркиванием или созданием определенных биопараметров лица и тела, получившие одобрение посредством демонстрации в распространённых информационных ресурсах.

III. Проблема абсолютной красоты

В случае, если мы соглашаемся с утверждением, что каждый человек индивидуален настолько, что может решать для себя что красиво, а что нет, то будет справедливо принимать во внимание многогранные вкусы и предпочтения абсолютно каждого человека. Конечно, мы не упускаем из внимания то, что такие люди уже давно пребывают в обществе и ведут полноценную жизнь в социальном окружении, чтобы понимать аргументацию свей оценки. Но мало кому из нас под силу будет изобразить все тонкости лица на холсте или добиться идеала руками художников-портретистов. Закономерно предположить, что именно поэтому помимо внешнего вида немалую роль играет характер, манеры и прочие аспекты при выборе партнера, на фоне которых меркнут незначительные «недостатки» внешности. Думаю, вы представляете себе примерную численность населения, если каждый будет искать партнера с идеальной внешностью.
Из вышесказанного можно заключить, что детальное определение красоты (под детальным определением красоты будем понимать максимально возможное количество параметров, таких как, например, цвет глаз, длина волос, рост, вес, длина охвата указательного пальца) индивидуально для каждого ровно настолько, насколько она не абсолютна.
Долгожданный вопрос – что такое абсолютная красота? Под абсолютной красотой я понимаю такой набор биопараметров, который получит положительную оценку от каждого человека без исключения.
Возможно, вы подумаете, что это невозможно – не может существовать такого человека, который понравится всем без исключения. Однако, мы не можем этого утверждать. Более того, я уверен, что такой человек может появиться - это лишь вопрос качества внушения. Ведь, чтобы выделить самого красивого человека, достаточно лишь признать это тем людям, которые имеют авторитет для Вас. Это не обязаны быть близкие люди (родственники или друзья), скорее эту роль держат СМИ, публикующие результаты голосований типа «Самая красивая женщина 2022 года», транслируя конкурсы красоты или показывая завлекающие рекламы, в основу которых закладываются приятные лица.
Красота – не изобретение, но она и не существовала в том виде, в котором есть сейчас. Как было написано выше, абсолютно красивый человек может появиться только за счет упорной и продолжительной рекламы. Этим я хочу сказать, что раньше, при отсутствии столь обширной огласки отдельно взятых людей, каждый человек более самостоятельно решал, что и насколько для него красиво, сейчас же, мы больше внушаемся тем, что нам преподносится в масс-медиа.

IV. Механизм проявления красоты

Ранее было отмечено, что красота возникает в момент обнаружения, признания одного человека красивым другим. Не замечали ли Вы, когда впервые посчитали кого-то красивым? Даже не просто симпатичным или привлекательным, а именно неким эталоном. Скорее всего момент, с которого наступает период оценивания (и соответственно обнаружения какого-либо идеала), начинается, когда уникальность уступает постоянству. В начале социальной жизни у человека (тогда еще ребенка) отсутствует всякий зрительный опыт, касательно общества, которое его окружает. Всякая встреча уникальна, каждый образ в новинку, лица хаотичны - формируется понимание окружения. И именно когда общество обретает свой повседневное обличие, тогда и начинает расти вероятность встречи с такой уникальной внешностью, которую можно назвать красивой. Можно ли сделать вывод, что красивым считается уникальность (какие-либо черты лица или тела принципиально новые для человека)? Если это действительно так, конечно ли количество уникальных наборов или же, как говорится, совершенству нет предела? – пока этот вопрос останется открытым.
Наша оценочная система работает по принципу идентификации (сравнение одного ко многим), как раз особенно в детстве. И напротив, задавшийся целью найти идеал взрослый человек, будет использовать принцип верификации (сравнение одного к другому). Кто бы мог подумать, что в рассуждениях о красоте я прибегну к определениям, используемых в сфере биометрических приборов, однако это наводит на мысли, что поиск идеала — это вовсе не душевный порыв и не зов сердца, а достаточно быстрый сравнительный анализ, на который будет способна правильно запрограммированная машина с достаточной базой фотографий.

V. Символы красоты

Как отмечалось ранее, появлению эстетики предшествовало украшение. Будто бы красота изначально была создана в рамках неких атрибутов – символов, наличие которых и создавало актуальный для общества образ прекрасного. Вспомните примеры выше, в каждой «эпохе» существовала такая модель человека, которая как ориентир служила всем остальным. Разумеется, что этот самый ориентир явление сугубо общественное и тем самым может не отвечать конкретным установкам случайно взятого человека. Как раз в силу индивидуальности, не все символы могут находить положительный оценку у отдельно взятых людей и наоборот, отсутствие или различность одного, или нескольких символов могут найти куда больше восхищения.
Наличие модели, некоего образа или символа ставит рамки, в пределах которого варьируется все от «красиво для большинства» до «красиво для единиц», за рамками же находится «некрасиво для всех». И вот тут встает новый вопрос, противоположный тому, которой задавался ранее – существует ли абсолютное уродство? Насколько рамки широки и существуют ли они вообще? Или же не найдется ни одного человека, который не посчитает другого красивым или хотя бы привлекательным? На протяжении всей истории, человек тянулся к прекрасному, но никто не отталкивался от безобразия.

VI. Красота как антипод

Возможный и наиболее вероятный механизм проявления красоты в сознании человека – обнаружение таких биопараметров, которые являются противоположностью наблюдателя. Несколько банальных примеров: большой и сильный мужчина – слабая и хрупкая женщина; Жесткий и непоколебимый мужчина – мягкая и чувственная женщина. Такое же уравнение очень хорошо просматривается на историческом примере: в Средневековье и Эпоху Возрождения полнота была признаком богатства и достатка, принадлежности к высокому сословию или аристократии. Бедности и тяжкие условия труда создавали контраст и видимую причину чего не достает обществу. Будто красота идет в противовес актуальным потребностям общества. Однако, стоит добавить, что к полноте в те годы относились двойственно, и причиной этому служила культура, а точнее религия.
Переменных, влияющих на механизм достаточно много, даже касательно первого примера, взять то же воспитание или влияние масс-медиа и всего за считанные месяцы человек может полностью преобразиться в своих вкусовых предпочтениях.

Заключение

Вопрос важности красоты в жизни человека столь же многогранен, как и вопрос «в чем заключается смысл жизни»: множество влияющих факторов, среда, время – все это формирует в каждом из нас уникальные ответы и еще более уникальные чувства, что сопровождают ответы. Однако, любая красота, какая бы она не была и всякий смысл жизни сводится к одному – получение удовольствия. Желание быть красивым/-ой, считать кого-то красивым/-ой, жить ради карьеры или детей, какая бы потребность нами не движила – конечный продукт ее удовлетворения всегда будет удовольствие.


Рецензии