Филумения в ССР и России как исторический источник

МАТЕРИАЛЫ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ,


Введение
      Тысячи лет древние люди делали робкие попытки хоть как-то согреться в зимнее время. Обустраивали и утепляли пещеры, кутались в шкуры убитых животных, некоторые народы намазывали своё тело жиром убитых животных, затем из шкур этих животных начали шить одежду. А о приготовлении пищи, как это мы себе представляем сегодня, даже и не задумывались, питались сырым мясом и такими же сырыми кореньями. Но когда после лесных пожаров они находили обгоревшие трупы животных, сообразили, жареное мясо намного вкусней, чем сырое, тем более на этих пепелищах можно было согреться.
    Вначале единственными источниками получения огня были расплавленная лава вулканов, молния, поджигающая деревья, выходящие из земли горячие газы. Если ранее люди считали огонь неким злым огромным зверем, пожирающим все вокруг и не только животных, но и растения, теперь они стали приносить в пещеры тлеющие угольки, научились поддерживать этот огонь, подбрасывая в костер новые и новые палочки. Затем сообразили, что таким образом можно на этих угольках жарить мясо. Все слыхали такое понятие, как «хранительница очага», но, мало кто задумывался, кто же придумал и присвоил женщине это звание и с каких времён на женщину возложена такая почётная обязанность. А подобная семейная традиция берёт своё начало с далекой древности. Да не просто с древних времён, а с очень древних, первобытных, пещерных.
          Что только люди не пробовали, чтобы развести огонь: и тёрли сухие палочки друг от друга, и били камнем о камень, потом железом о камень, когда поумнели стали использовать стеклянные линзы, чтобы таким образом высечь искры или поймать лучик света и воспламенить трут, пучок мха и тонких сухих травинок. Таким образом прежде, чем в руках человека загорелась первая спичка, прошли тысячи лет.
     В мире современных высоких технологий у современного человека все меньше времени остается на любимое дело и хобби. Многие люди на вопрос о своих увлечениях, отвечают – компьютерные игры, социальные сети, электронные приложения. Зайдите в любое общественное место, будь то транспорт, лечебное или учебное заведение и вы увидите, что и стар, и млад сидят, уткнувшись с вои смартфоны играют в какие-то для них самих непонятные игры.
    А ведь совсем недавно, каждый советский, да еще и российский гражданин читал книги, занимался спортом и имел какое-то своё любимое увлечение, которому уделял свободное время, и связано оно было не с виртуальной реальностью, а с практическим воплощением своих интересов на реальных материальных предметах. Виртуальность означает то, чего на самом деле нет. Поэтому актуальность этой работы, на мой взгляд, состоит в обосновании необходимости возвращения к положительному опыту прошлого на примере коллекционирования спичечных этикеток для организации личного досуга и хобби с целью выработки гражданами современной России собственной позиции к историческим событиям советского времени и сегодняшнего дня. Почему именно на примере спичечных этикеток?
        Во – первых: у меня, по оценке многих серьезных, профессиональных филуменистов самая полная в России коллекция спичечных этикеток со всего мира, где-то порядка 500.000 (пятьсот тысяч) единиц коллекционного материала,
               Во-вторых: я создал единственный в России реальный МузеЙ СпичеК Большое Покровское.
              В-третьих: Я длительное время работал на общественных началах Президентом Московского клуба филуменистов «Сувенир» и главным редактором журнала «Московский филуменист».
             В-четвёртых: Я участник не менее полусотни выставок филуменистов, в том числе и международных. У меня много Грамот, Дипломов и медалей за эти выставки, в том числе и медаль лауреата ВВЦ.
           В- пятых: Сегодня я являюсь Президентом Международного Союза Филуменистов МСФ.
        Ну, и последнее. У меня в МузеЕ Спичек» хранятся более полусотни тематических коллекций филуменистов, членов МСФ, на самые различные темы.  То есть я сам по себе являюсь носителем обширной информации по филумении и не знаю, есть ли в России другой такой человек, чтобы по совокупности вышеперечисленного мог бы со мною сравниться. Поэтому моей основной задачей является популяризация этого замечательного и самого демократического вида коллекционирования – филумении. И свой богатый опыт и обширные знания по этой тематике я хочу передать другим.
       По утверждению психологов каждый человек, стремящийся стать гармоничной личностью, в обязательном порядке должен иметь хобби. За свою историю люди собирали практически всё, что видел глаз, начиная от оторванных пуговиц на автобусных остановках и заканчивая крадеными автомашинами.  Согласно статистике всего лишь ВОСЕМЬ ЧЕЛОВЕК ИЗ СТА ничего не собирали в своей жизни.
    Новизной этой работы является детальное исследование филумении, сегодня достаточно редкого, но и на сегодня самого демократичного предмета коллекционирования всего, что связано со спичками: спичечных этикеток, спичечных коробок, сувенирных и прочих наборов спичек, самих спичек, литературы и документации по истории спичек, технологии производства спичек.
   Местом проведения сего исследовательского проекта явилась моя личная коллекция спичечных этикеток со всего мира объемом более пятисот тысяч единиц коллекционного материала,
     Мой частный и единственный в России реальный МузеЙ  СпичеК Большое Покровское,
   Спичечная фабрика при МузеЕ СпичеК Большое Покровское, на которой выпущено более двухсот сувенирных спичечных наборов,
     Более полусотни тематических коллекций членов Международного Союза Филуменистов МСФ а также ряд других филуменистических материалов и наборов.
      Мои книги: монография «ТЕРМИНОЛОГИЯ ФИЛУМЕНИСТА», книги «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФИЛУМЕНИИ» «ТАРНЫЕ ЭТИКЕТКИ» и «ИСТОРИИ» нескольких, наиболее значимых фабрик   Так же мне лично посчастливилось в своё время посетить  несколько работающих спичечных фабрик: «БАЛАБАНОВСКАЯ», «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА», «БЕЛКА , «ПОБЕДА» и изучить на практике весь процесс превращения огромного бревна в маленькие деревянные палочки, которые называются спичками.   
    Привелось мне побывать и на руинах таких гигантов спичечной промышленности СССР, как спичечные фабрики: «МАЯК», ГИГАНТ», РЕВПУТЬ (РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ», ДА И НА БАЛАБАНОВСКОЙ ФАБРИКЕ, ТАМ СЕЙЧАС В ЦЕХЕ, ГДЕ РАНЬШЕ ПЕЧАТАЛИСЬ ЭТИКЕТКИ ДЕЛАЮТ ДВЕРНЫЕ ПОЛОТНА, Так же для написания данной работы я использовал и мои многочисленные статьи в журналах «Московский филуменист» и «Сфинкс».
    Само слово «спичка» является производным от старорусского слова «спички» - множественной несчётной формы слова «спица» (заострённая деревянная палочка, заноза). Первоначально это слово обозначало деревянные гвозди, которые использовались при изготовлении обуви (для крепления подошвы к головке).
      Основным предметом моего исследования являются спичечные этикетки, это по своей сути яркие представители искусства малой графики, несущие огромный объём пока ещё, к сожалению, невостребованной информации, которую часто нигде больше кроме спичечных этикеток нельзя почерпнуть.
       У меня в коллекции есть этикетка с указанием тиража 90.000.000. (Девяносто миллионов). Какое еще другое искусство или производство может похвастать таким или приблизительно таким тиражом. Эскизы для этикеток делали многие знаменитые художники, так Елена Мухина, кроме «Рабочего и колхозницы» и изобретения «гранёного стакана» также рисовала спичечные этикетки. У нас, филуменистов, даже есть свои, так сказать, «Кукрыниксы», - союз трёх художников: Лебедева, Семенова и Гринберга. - «Лесегри», которые нарисовали много красочных спичечных этикеток.
  Практическая значимость исследования заключается в том, что
рассматривая филуменистические материалы, в частности спичечные этикетки, мы находим в них отражение времени определенной, давно ушедшей эпохи и таким образом приобщаемся к изучению жизни, культуры и истории страны в ту далекую эпоху. Нет ни одной более или менее значимой темы, которая не была бы отражена на спичечных этикетках.
     Кроме спичечных этикеток я являюсь обладателем довольно приличных коллекций значков, марок, монет и карманных календариков и время от времени общаюсь с коллекционерами, представляющими другие хобби. Не отрицая значения вышеперечисленных видов коллекционирования, как исторических источников, спичечная этикетка, на мой взгляд, сама по себе несет больше всего информации. Так на этикетках кроме текста и рисунка можно найти ОСТ, ГОСТ или Технические условия, согласно которым они были изготовлены и по ним определить время выпуска той или иной спичечной этикетки. На них есть название, логотип и адрес той спичечной фабрики, которая и выпускала эти спички, количество спичек в коробке. Даже по количеству спичек в спичечной коробке можно определить время или год их изготовления. И еще много различной интересной информации можно почерпнуть лишь оценив тематику рисунка и текст этикетки.
     Исследую эту тему я, кроме своих книг использовал и работы выдающихся  советских и российских филуменистов: Богданова В. М, Узбекова Р. Э.  Дюпина Р.С. Малеева А.В. Дружинина В.М, Фирсовой Т. Н и ряда других филуменистов.


Рецензии