Филумения в ССР и России как исторический источник

МАТЕРИАЛЫ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ,


4 глава Термин и понятие исторический источник

Исторические источники—это комплекс документов и предметов
материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс возникновения того или иного предмета и запечатлевший отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. В многообразии определений исторического источника, наиболее удачное определение принадлежит русскому учёному Леонарду Дербову: «под историческим источником в современной науке понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества. По сути дела, это самые разнообразные продукты и следы деятельности людей: предметы материальной культуры, памятники письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка и т.д.»
 Одни исторические источники представляют собой часть отошедшей в прошлое реальности, это материальные реликты прошедшей эпохи: (орудия труда, монеты, археологические памятники, культовые здания, грамоты, хартии, соглашения и т.п.).   Другие сообщают о прошлом, описывая его, оценивая и изображая его: (летописи, хроники, сказки, предания, пословицы и поговорки, художественные произведения, документальные и художественные фильмы, воспоминания, дневники, наставления и прочее).      
    Любой такой источник является продуктом социальной деятельности людей, но вместе с тем он представляет собой форму отражения объективного мира этих эпох и стран и жизнь народов в их реальном историческом развитии. В этом смысле исторические источники могут рассматриваться как основа познания исторической действительности, дающие возможность реконструировать прошедшие события и явления социальной жизни прошлого. Действительно, рассматривая спичечные этикетки, мы получаем огромный пласт интересной и полезной информации о той эпохе не только по надписям и изображениям, хотя исходя из них можно судить и о прошлых событиях, предшествующих созданию спичечных коробок и самих спичек. Например, в моей коллекции есть этикетка из спичечного сувенирного набора 1959года:»Сочи» с изображением санатория имени К. Е. Ворошилова, надпись так и гласит: «санаторий имени Ворошилова», но через некоторое время, в 1960году, когда Климент Ефремович впал в немилость у Н. С. Хрущёва и его клики, был выпущен повторно такой сувенирный набор, но уже надпись была обрезана: «санаторий» и всё. Есть на спичечных этикетках и несуществующий Дворец Советов, который намеревались построить на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Рассматривая спички и спичечные коробки можно определить их процесс производства, материал, время и технологию изготовления. Специфика изучения филумении как исторического источника более проста, так как время её существования, по историческим меркам, не является таким уж древним, как, например, клинописные таблички или египетские иероглифы.
    Сегодня становится возможным дать более полное и точное определение исторических источников. Таковыми можно считать «всё, отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для научного его познания, т.е. всё созданное в процессе человеческой деятельности и
несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни того или иного общества». Это обобщение учёных как нельзя больше относится к сегодняшнему предмету изучения—филумении.
    Большинство учёных называют только основные исторические
источники: палеографию, сфрагистику, дипломатику, эпиграфику
нумизматику, метрологию. Как можно увидеть, предмет исследования – филумения, как таковой полностью отсутствует и здесь не назван, но исходя из приведённого выше определения есть все основания определить принадлежность филумении ко всем этим историческим источникам, ниже приведена классификация всех исторических источников.


Рецензии