Пушкин Е. Онегин три рода и жанра в одном тексте

Пушкин  Е. Онегин = три рода и жанра лит-ры в одном тексте

Пролог

Эпический сатирический лирический роман как  идеальная драма-поэма  в жанре полнокровной полноценной трагедии = формула ЭРЖд «Евгений Онегин”

Диссертация

Таксономия в литературоведении практически не разработана: если вы попытаетесь разобраться (уж не  говоря = понять) что такое род, вид и жанр литературного произведения (текста), то вас ждет недоумение в смеси с раздражающим разочарованием = полный ералаш

Что такое «Евгений Онегин» как текст?

Роман в стихах …

Тогда условно примем такую схемотехнику: род - жанр – вид (стиль)
Рода литературы художественной = эпос, лирика, драма
Эпос имеет свои жанры = сказ, былина, роман, повесть, новелла, рассказ, …, etc
Лирика имеет свои =  гимн, ода, мадригал, сонет, элегия, поэма ..  etc
Драма – свои = трагедия, комедия, мелодрама, водевиль … etc

Все они могут быть изложены в форме прозы или поэтики
Все они также могут иметь свои стилевые черты = включая пародию, сатиру, юмор и мистификацию или тайнопись

Изначально при идейном зачатии в Гурзуфе (еще в 1820!) и вынашивании замысла в  Кишиневе он был задуман как классическая поэма = сатира нравов в шуточном духе Беппо лорда Байрона и первых песен « Дон Жуана».   

<<<
Выражение «роман в стихах», употребленное всерьез как жанровое определение, в дошедших до нас пушкинских бумагах впервые встречается в письме к Вяземскому от 4 ноября 1823 г.; но из контекста видно, что оно возникло раньше этого письма и не позже окончания 1-й главы в октябре того же года.
Решение превратить поэму «Евгений Онегин» в нечто совершенно новое — в роман в стихах, принятое в важном для поэтического развития Пушкина 1823 году, пришло в момент, когда поворот в его судьбе принес ощущение новых, бо?льших сил; оно совпало с его переездом из «полуазиатского» Кишинева в «европейскую» Одессу, с иным кругом общественных и интеллектуальных интересов.
«Онегин» был задуман как сочинение сатирическое; сатирическим оно осталось и превратившись в роман.
>>>

(см. Об истории замысла "Евгения Онегина"  Дьяконов Игорь Михайлович)

Значит пушкинский текст «Евгения Онегин» мы  должны были бы по его исходнику (первой песне – названной автором «просто быстрым введением» без акцента на сатиру)  определить  как классическую поэму (т.е. сугубо лирическое произведение)  в стиле шутливой сатиры нравов, которая затем превращена автором в роман (эпос в стихах = в поэтическом изложении текста).

Однако самой сильной и удивительной  метаморфозой было не это, а совсем иное

К ЭПОСУ (РОМАНУ)  = род 1 жанр1.1.=  Пушкин добавил  +  ЛИРИКУ (СТИХОТВОРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  в виде  ПОЭМЫ  с «онегинской строфикой»)  = род 2 жанр 2.1. = и все это превратил  в ДРАМУ в жанре  ТРАГЕДИИ =  род 3 жанр 3.1

ЭПОС    + ЛИРИКА + ДРАМА
РОМАН + ПОЭМА  + ТРАГЕДИЯ!

ЛЮБОВНЫЙ  РОМАН + САТИРА НРАВОВ + МОРАЛИТЕ + БЫТООПИСАНИЕ + ПРИРОДОВЕДЕНИЕ +  ДРАМА ЖИТИЯ

Это и есть основное содержание работы Пушкина над поэмой –романом  = это удивительный  ДИАЛОГ РОДОВ, СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ

И все это также менялось и трансформировалось  по заполнению и модификации текста творения в ходе трех замыслов и печатного варианта и отдельных глав (песен), и всего романа …

Главная изюминка этой метаморфозы = шутливая сатира нравов за семь лет обернулась в  … полноценную полнокровную трагедию! = высший пилотаж художественного творчества  (и вдохновения)  по Аристотелю

Петр Вайль в заметке «ВМЕСТО «ОНЕГИНА». Пушкин»  вывел :

<<<
Кровь и горе разливаются по сюжету «Онегина»,  а мы ничего не замечаем.
Поруганные чувства, разбитые сердца, замужество без любви, безвременная смерть.
Это – полноценная трагедия.
>>>

И потом заключил:
 
<<<
Но ничего, кроме блаженной улыбки, не появляется при первых же звуках мажорной онегинской строфы.
>>>

Критики сетуют: роман  Пушкин не завершен … оставлен без конца , а читатель – с носом (гоголевским). Им бы надо было чтобы Таня угомонилась в одной могилке с Женей…  желательно в один день от одной точке-пули

Но Пушкин достиг своей цели: все три рода художественного  текста с тремя его высшими жанрами он упаковал в один текст и все окутал своей гениальной неповторимой напевностью

Это и есть конец роман со всей пародийностью, сатирой и мистификацией

Иной «конец» грозил пошлостью реализма и презренной прозой жития

Но это тот, пожалуй единственный случай «мошенничества», который не вызывает злобы олуха и когда вы благодарны мистификатору

Ибо этот  гениальный человек  этим уникальным творением показал какой должна быть жизнь и
… какой нету… и не будет

Ибо он показал какой может быть поэтический текст,  когда в нем все три рода и три жанра соединились в одном пироге с поэтикой, которой больше не будет

Эпилог

Эпический сатирический лирический роман как  идеальная драма-поэма  в жанре полнокровной полноценной трагедии = формула ЭРЖд «Евгений Онегин”


Рецензии