Пушкин Е. Онегин три рода и жанра в одном тексте
Пролог
Эпический сатирический лирический роман как идеальная драма-поэма в жанре полнокровной полноценной трагедии = формула ЭРЖд «Евгений Онегин”
Диссертация
Таксономия в литературоведении практически не разработана: если вы попытаетесь разобраться (уж не говоря = понять) что такое род, вид и жанр литературного произведения (текста), то вас ждет недоумение в смеси с раздражающим разочарованием = полный ералаш
Что такое «Евгений Онегин» как текст?
Роман в стихах …
Тогда условно примем такую схемотехнику: род - жанр – вид (стиль)
Рода литературы художественной = эпос, лирика, драма
Эпос имеет свои жанры = сказ, былина, роман, повесть, новелла, рассказ, …, etc
Лирика имеет свои = гимн, ода, мадригал, сонет, элегия, поэма .. etc
Драма – свои = трагедия, комедия, мелодрама, водевиль … etc
Все они могут быть изложены в форме прозы или поэтики
Все они также могут иметь свои стилевые черты = включая пародию, сатиру, юмор и мистификацию или тайнопись
Изначально при идейном зачатии в Гурзуфе (еще в 1820!) и вынашивании замысла в Кишиневе он был задуман как классическая поэма = сатира нравов в шуточном духе Беппо лорда Байрона и первых песен « Дон Жуана».
<<<
Выражение «роман в стихах», употребленное всерьез как жанровое определение, в дошедших до нас пушкинских бумагах впервые встречается в письме к Вяземскому от 4 ноября 1823 г.; но из контекста видно, что оно возникло раньше этого письма и не позже окончания 1-й главы в октябре того же года.
Решение превратить поэму «Евгений Онегин» в нечто совершенно новое — в роман в стихах, принятое в важном для поэтического развития Пушкина 1823 году, пришло в момент, когда поворот в его судьбе принес ощущение новых, бо?льших сил; оно совпало с его переездом из «полуазиатского» Кишинева в «европейскую» Одессу, с иным кругом общественных и интеллектуальных интересов.
«Онегин» был задуман как сочинение сатирическое; сатирическим оно осталось и превратившись в роман.
>>>
(см. Об истории замысла "Евгения Онегина" Дьяконов Игорь Михайлович)
Значит пушкинский текст «Евгения Онегин» мы должны были бы по его исходнику (первой песне – названной автором «просто быстрым введением» без акцента на сатиру) определить как классическую поэму (т.е. сугубо лирическое произведение) в стиле шутливой сатиры нравов, которая затем превращена автором в роман (эпос в стихах = в поэтическом изложении текста).
Однако самой сильной и удивительной метаморфозой было не это, а совсем иное
К ЭПОСУ (РОМАНУ) = род 1 жанр1.1.= Пушкин добавил + ЛИРИКУ (СТИХОТВОРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ в виде ПОЭМЫ с «онегинской строфикой») = род 2 жанр 2.1. = и все это превратил в ДРАМУ в жанре ТРАГЕДИИ = род 3 жанр 3.1
ЭПОС + ЛИРИКА + ДРАМА
РОМАН + ПОЭМА + ТРАГЕДИЯ!
ЛЮБОВНЫЙ РОМАН + САТИРА НРАВОВ + МОРАЛИТЕ + БЫТООПИСАНИЕ + ПРИРОДОВЕДЕНИЕ + ДРАМА ЖИТИЯ
Это и есть основное содержание работы Пушкина над поэмой –романом = это удивительный ДИАЛОГ РОДОВ, СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ
И все это также менялось и трансформировалось по заполнению и модификации текста творения в ходе трех замыслов и печатного варианта и отдельных глав (песен), и всего романа …
Главная изюминка этой метаморфозы = шутливая сатира нравов за семь лет обернулась в … полноценную полнокровную трагедию! = высший пилотаж художественного творчества (и вдохновения) по Аристотелю
Петр Вайль в заметке «ВМЕСТО «ОНЕГИНА». Пушкин» вывел :
<<<
Кровь и горе разливаются по сюжету «Онегина», а мы ничего не замечаем.
Поруганные чувства, разбитые сердца, замужество без любви, безвременная смерть.
Это – полноценная трагедия.
>>>
И потом заключил:
<<<
Но ничего, кроме блаженной улыбки, не появляется при первых же звуках мажорной онегинской строфы.
>>>
Критики сетуют: роман Пушкин не завершен … оставлен без конца , а читатель – с носом (гоголевским). Им бы надо было чтобы Таня угомонилась в одной могилке с Женей… желательно в один день от одной точке-пули
Но Пушкин достиг своей цели: все три рода художественного текста с тремя его высшими жанрами он упаковал в один текст и все окутал своей гениальной неповторимой напевностью
Это и есть конец роман со всей пародийностью, сатирой и мистификацией
Иной «конец» грозил пошлостью реализма и презренной прозой жития
Но это тот, пожалуй единственный случай «мошенничества», который не вызывает злобы олуха и когда вы благодарны мистификатору
Ибо этот гениальный человек этим уникальным творением показал какой должна быть жизнь и
… какой нету… и не будет
Ибо он показал какой может быть поэтический текст, когда в нем все три рода и три жанра соединились в одном пироге с поэтикой, которой больше не будет
Эпилог
Эпический сатирический лирический роман как идеальная драма-поэма в жанре полнокровной полноценной трагедии = формула ЭРЖд «Евгений Онегин”
Свидетельство о публикации №222112501256