ения в ССР и России как исторический источник

МАТЕРИАЛЫ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ,

 Материалы кандидатской диссертации
Заключение.
Список литературы Обзор литературы
Исходя из вышеизложенного видно, что филумения и, в частности, этот маленький кусочек бумаги с рисунком и надписями, который все знают, как простую спичечную этикетку, является настоящим и ценным историческим источником, несущем много эксклюзивной информации. Чтобы доказать гипотезу о филумении как неисчерпаемом, а порою и просто незаменимом историческом источнике при освещении жизни СССР и советского народа, рассмотрим основные тематические коллекции спичечных этикеток времён СССР и России, которые представлены в моей коллекции и МузеЕ СпичеК Большое Покровское.

Мы родом из СССР, Ностальгия.
Никогда.  Последний шаг.
Времена года. Береги природу.
Друг человека. Хищные звери.
Лотосы. Цветы.
2022 год, год нематериального культурного наследия народов СССР и России.
Соблюдай правила дорожного движения.




ПЕРЕРАБОТАТЬ………………………….
. Наибольшим разнообразием тематики этикеток и многочисленностью выпуска этикеток безусловно являются 50-80-е годы ХХ века. Несмотря на огромное количество спичечных фабрик Советского Союза от Дальнего Востока до Эстонии, их в СССР было 28, все они выпускали этикетки той тематики, которую определяла политика КПСС и разрешал к выпуску Художественный совет. Подавляющее большинство спичечных фабрик, особенно в европейской части СССР получали отпечатанные спичечные этикетки из г. Балабаново, где их печатали на Балабановской спичечной фабрике. Поэтому и неудивительно, что почти на всех спичечных фабриках СССР этикетки имели один и тот же сюжет с одним и тем же оформлением и надписями и посвящены были этикетки одному и тому же событию или одной и той же определенной дате. Отличием этикеток одной фабрики от другой служила лишь сигнатура на этикетке, где можно было увидеть логотип фабрики, ее название и место её нахождения. Наиболее распространённой тематикой были, безусловно, юбилеи и призывы. Например: к «50 летию Великого Октября посвятили свои выпуски практически все спичечные фабрики СССР.      
     В  МузеЕ СпичеК Большое Покровское представлена моя обширная тематическая  коллекция спичечных этикеток под общим названием:      
      «Соблюдай правила дорожного движения ПДД», с предупреждающими и запрещающими призывами. Я назову только несколько из них: «Внимание, транспорт!», «Следи за светофором», «Играть нельзя», «Не прыгайте на ходу» «Водитель-уступи дорогу пешеходу», «Двойной обгон запрещён»,
      Пожарная безопасность и охрана природы: «Не курить» «Берегите лес от пожаров!» «Не загрязняйте водоёмы отходами», «Прячьте спички от детей»
«Слава Советской науке»
    Патриотическая реклама: «Враг коварен, «Будь начеку», Будь на страже!», «Будь бдителен». «Болтуны находка для шпиона», «Не болтай», Берегись шпионов».

А надписи на этикетках с сюжетами военного периода уже звучат, как набат: «Уйдем, но из крепости не уйдем», «Все силы на борьбу с фашизмом», «Сотрем с лица земли фашистских варваров», «Вперед на врага богатыри советской страны». «У украинцев и русских клич один, да не будет пан над рабочим господин».
      Сельскохозяйственная: «Каждому колхозу-фруктовый сад», «Кукуруза-ценная кормовая культура»,  «Разводите кроликов», «Организуйте выгул скота» «Щетину закупает потребительская кооперация», 
 Реклама товаров в СССР. Продовольственных: «Покупайте в консервах кукурузу», «Повидло и джем полезны всем», «Мёд полезен спортсменам»,
рекламировали сосиски, консервы из красной рыбы, мороженое, реклама пива, вин и коньяка, которая перемежалась сериями спичечных этикеток, где клеймили пьянство. и прочее.
Социальная: «Не пей метилового спирта», «Позаботилась ли ты о грудях7» «Нельзя раскусывать зубами твердые предметы», даже была реклама презервативов.
     Культурная: «Охраняйте памятники» и другие.
Таким образом, несмотря на более чем полувековую давность эти предупреждения актуальны и сейчас.  Спичечные этикетки играли огромную роль и в рекламе, так как тогда не было Интернета и других современных нам средств рекламы. Да и сама тогдашняя неназойливая, а порою и просто наивная рекламная продукция сейчас стала достоянием музейных коллекций. Благодаря спичечным этикеткам, мы узнаём, чем пользовались и чем питались советские люди полвека назад. Назовём только несколько рекламных объявлений того времени, представленных на этикетках: «Керогаз», стиральная машина «Волга», «Фотоаппараты продаются», «Если вы
пылесос купили в квартире не стало грязи и пыли», «Универсальная
кухонная машина» «Швейные машины», «Стиральный порошок «Персоль», часы «Вилга» не забыли прорекламировать  «противозачаточные средства». Так что нынешние рекламщики с прокладками в гамбургерах ничего нового не придумали.
   А чего стоят лишь эти призывы: «Ешьте красную икру». «Пейте лучшие вина и коньяки Азербайджана2», реклама крабов и других, недоступных и сегодня деликатесов. Но, конечно, и об этом тоже нельзя молчать, большинство этих товаров и продуктов, особенно для сельского населения, было недоступно как впрочем и сегодня.
Обширна  коллекция МузеЯ СпичеК Большое Покровское по тематике «Знаменитые люди» .Этикетки на спичечных коробках позволяют познакомиться  широким слоям населения СССР, а теперь и России:
     с писателями и поэтами: Л. Толстым, А. Чеховым, Ф. Достоевским, Ю. Лермонтовым, Н. Островским, А. Грибоедовым,  А. Пушкиным, А. Некрасовым, А.Блоком, И. Крыловым, Н. Гоголем, и многими , многими другими.

Композиторами: М. Глинкой, И. Дунаевским, П. Чайковским, скульпторами:
В. Демут-Малиновским, П. Клодтом, и другими.

художниками: И. Репиным, И. Левитаном; И. Глазуновым, Г. Потоцким  и великими итальянскими художниками эпохи Возрождения.

учёными: А.Поповым, О.Шмидтом, И.Курчатовым;
путешественниками: И.Крузенштерном, П.Козловым и многими другими.
Много интересного можно узнать, изучая этикетки по теме «Техника», где показаны все модификации автомобилей, выпускаемыми автозаводами «Москвич», «ЗИЛ», «МАЗ», «Белаз» и другими.
Артистами театра и кино: С. Филипповым, О. Табаковым, Ю. Никулиным, Н. Михалковым, и другими.



Огромная коллекция выпуска советскими фабриками
этикеток была посвящена спорту: «Хоккей», «Фигурное катание» ф-ка
«Красная Звезда» 1970 г. «Борьба», «Бокс», «Альпинист», «Футбол» ф-ка
«Победа»,

    В конце 1980-х  производство наборов для коллекционеров было постепенно прекращено (отчасти, из- за перехода многих фабрик на производство спичек в картонных, а не шпоновых коробках), но эстафета не прервалась и скоро филуменисты стали получать новые сувенирные наборы из г. Рыбинска, где на фабрике «Маяк» заработала фабрика «Формант-  Принт». За основу они взяли картонную коробку, разработанную для шоколадных конфет, в которой идеально поместились 18 спичечных коробок, которые изготавливала ООО Формат-Принт.  После закрытия Балабановской спичечной фабрики на ее основе возникло и заработало предприятие по изготовлению упаковки ООО «Старт», и основной упор они сделали на изготовление упаковки для спичек, то есть на спичечные коробки и спички-книжечки. После 1991 г. в период перехода от социализма к капитализму, после развала СССР увлечение филуменией в России резко пошло на спад, и большинство региональных филуменистических секций прекратило свое существование.

В 1995 году в России работали только два филуменистических клуба -
Московский и Санкт-Петербургский, но с приходом в эти коллективы торговых менеджеров, которые постепенно вытесняют филуменистов и эти клубы явно снизили свою активность и притягательность. После 2000 года в связи с некоторым ростом благосостояния населения и развитием Интернета филумения в России вновь начала развиваться. Стали выходить журналы Московского и Санкт-Петербургского клубов ("Московский филуменист", "Невский филуменист" с мая 2004 г. и "Сфинкс" с сентября 2007 г, который сегодня является печатным органом Международного Союза Филуменистов) и начался незначительный рост значительно поредевшего членства в этих клубах.  Сейчас коллекционирование спичек считается модным направлением. В МузеЕ СпичеК Большое Покровское находятся спички разного назначения: декоративные, каминные, сигнальные, хозяйственные, охотничьи или штормовые…….

   Украшением МузеЯ  СпичеК Большое Покровское считается спичка длиною 5метров 88сантиметров, это увеличенная в 20 раз каминная спичка.
   Также эксклюзивным экспонатом я считаю коробку для спичек, размером 220х55х165мм, в которую помещались каминные и кабинетные спички. Эта коробка была изготовлена спичечной фабрикой «Гигант» г. Калуга в единственном экземпляре в 1935 году для подарка на юбилей К. Е. Ворошилова, ведь эта фабрика в то время носила его. имя: Спичечная фабрика имени Ворошилова.

 
Это записка, которую я нашел в этой коробке. Её также можно рассматривать как некий исторический источник.


Рецензии