Шестой десяток

Десять лет назад пошёл в первый класс младший сын, сейчас в одиннадцатом. Его учёба - константа, все остальные вводные - переменные.

Северной пенсии в 50 я ждала, но не хватило полгода стажа, только с 51-го назначили. Ну и ладно, главное, не в 60, представить себе, что должна была бы работать все эти прошедшие годы, не могу. По мне лучше сидеть дома и заниматься домом и ребёнком, чем тщиться полноценно совместить это с работой.

Впрочем, и после 50 работать нужно было, пенсии не хватало. Но когда не дали мне больничный, дескать, не положено, если ребёнок в больнице под присмотром (сыну 9 лет было, попал в реанимацию с подозрением на менингит, пункцию спинного мозга ему делали), то уволилась из психологов без малейшего раздумья. А потом уже обратно в психологи не брали без диплома, навыпускали молодых специалистов.

Работала ещё две зимы: продавцом в книжной лавочке  рядом с домом и воспитателем в сельском детском саду. Но с каждым годом всё тяжелее становилось найти более-менее приемлемую подработку, и после двух "пневмоний невыясненного генеза" в разгар ковида махнула я рукой на это дело.

Пробовала ещё из дома на ноуте  подрабатывать. Но строчить за студентов курсовые с дипломами так и не заставила себя, равно как и редактором или корректором устроиться на  сайты рекламного характера, другие вакансии не то что не попадались, а пугали меня уровнем требований к соискателю. Чтобы из дома полноценно работать - нужно уметь самоорганизоваться, а когда работа не греет - стимула для самоорганизации нет.

Много ещё могла бы написать в самооправдание, но лучше скажу, что повезло, не представляю, как будут до 60 до пенсии работать те, кто моложе, откуда силы возьмут.

Ощущения, что выпала из жизни, у меня не было. В доме толпились соседские дети и, благо, не нужно было, как на севере, ехать летом в отпуск поюжнее погреться, лето само к нам безплатно приходило.

Хотела реализовать свою давнишнюю мечту с ранних лет развивать навык чтения у детей - не вышло. Не умею себя рекламировать, да и мир так стремительно меняется, что мысль развивать ребёнка через приобщение к прекрасным во всех отношениях, и текст, и картинки, книгам, кажется анахронизмом. Платить родители не видят смысла, а на базе всеобщего образования не вижу смысла я. Учителя стонут и рады были бы, чтобы дети в кружок по чтению ходили, но условия преподавателю кружка государственная школа предлагает такие, что овчинка выделки не стоит.

Ещё одной константой был мой церковный интерес: новомученики и краеведение. Хронотоп, ближайшее святое во времени и пространстве. Когда не работаешь, ребёнок на руках и пенсия небольшая, особо не разгонишься. Но всё-таки получалось побывать в святых местах Беларуси и России: в Полоцке, Гомеле, Минске, Могилёве. В Жировичах и на Голубой крынице. В Пскове, Смоленске, Петербурге, Москве, Иваново. На предполагаемой могиле Священной дружины под Сыктывкаром и в Бутово.

Наверное, не всё вспомнила, пропустила что-то. Чуть было не попала в РИПЦ по принципу исповедники рядом. Ближайший их приход в соседнем городе, домовой храм на родовом участке прославленного на их соборе предка нынешнего настоятеля. Но не решилась порвать с МП. Муж как раз возглавил воинскую миссию РПЦЗ, стал хранителем мироточивой иконы Государя. Почитаю её и благодарна Господу за то, что теперь икона сама к нам домой прибывает, 20 лет назад я к ней не раз ездила в храмы, где пребывала она.

Читаю каждое утро молитву оптинских старцев, а грянет гром - всё равно не готова. Когда отца Павла Адельгейма убил маньяк и вскоре война началась, или когда в реанимацию попадает ребёнок, или дела житейские: развод у дочки, обворуют, коммунальная авария, болеем мы сами и старики-родители, Тишку чуть не загрызли собаки, - у меня  стресс, хорошо, что у нас фенибут без рецепта.

Ещё одно верное средство - солёная ванна при свечах и "красивой спокойной музыке".

В день рождения намедни пришла из магазина с тортиком и прочими вкусняшками и залезла в солёную ванну под Моцарта с Бахом. Успокоилась-взбодрилась, мирно поужинали и уроки с сыном сделали, на ночь и с утра с Тишкой обошла окрестности и накормила всех подопечных кошек и собак, синичкам насыпала семечек в кормушку  и до вечера читала и слушала лекции по истории и библеистике, а под вечер выдвинулась за провизией - а карты банковской нет!

Вспомнила, что в последнем магазине на кассе самообслуживания платила, там скорей всего её и оставила, побежала в магазин. Нет у администратора, значит, либо там свистнули, либо утром в собачьем доме выронила, когда вытаскивала из сумочки телефон, а учитывая, что там кто попало ходит вплоть до бомжей, перспектива ужаснула, сейчас без пин-кода везде можно платить, и как раз на карте скопилось порядочно подарочных денег.

Но фенибут кончился, и я словами постаралась себя успокоить: - Все живы-здоровы. Нет причин для паники. Получалось плохо. На симке у меня небольшой трафик, а карта российская и заморозить её только дочка может, так пока шла домой, чтобы через модем позвонить,  пронеслось в голове: - С голоду не помрём, есть остатки на белорусской карте, но снова не сделаю сыну паспорт и не увидим своих стариков на новый год.

Дочка в телефоне посмотрела: через час, как оставила, в магазине, где днём людей немного, кто-то с моей карты купил  на 100 российских рублей - и всё!

Четвёртая карта за год, раньше так часто не теряла, не было столько касс самообслуживания, а сейчас постоянно забываю там. Пока шла домой, вспомнила все случаи. Говорят, перед казнью вся жизнь проносится, ну а у меня все несчастья пронеслись в голове длинной вереницей.

Когда оказалось, что пронесло, деньги целы, только дубликат карты сделать: - Для этого, мамочка, они и придуманы, чтобы не пропадали деньги, - меня отпустило и даже стыдно стало.

Тут уж от души поблагодарила Господа и ангела-хранителя за то, что  через сутки спохватилась и не был день рождения испорчен, при том, что ничего за эти сутки не случилось. Все последствия - пришла в этот день с пустыми руками и пришлось из чего было наварить Тишке с кошками мясной каши.

Вечером выдвинулась на прогулку-кормёжку по обычаю поздно, к полуночи. Ни души, обильный снег подтаивает, корка образовалась, громко хрустит в ночи под ногами, и сверкают у фонарей обледеневшие веточки берёз. Слышно только, как голодные кошки мявкают и капельки падают. Почему-то ни поездов, ни дежурных обьявлений не слышно со станции, обычно ночью, когда машины не мешают своим шумом, они хорошо слышны. А тут тихо, тепло, около нуля, воздух чистый. Благодать!

Резюме: десять лет назад у меня крепче были нервы и здоровье, а когда в 14-м началась война, потом ковид, а потом снова война, - всё труднее становится сохранять душевное равновесие и здоровье. Боюсь представить, что ещё через 10 лет будет, но хотелось бы "помереть в здравом уме и твёрдой памяти".

Так называлась одна статья, подружка прислала, "Как умереть в здравом уме и твёрдой памяти". Речь в ней шла о пилюлях, которые забываешь пить, даже когда под носом стоят, и порой думаешь, что оно и к лучшему, будешь всё помнить - недолго и рехнуться.

Подружки некоторые уже овдовели. В Беларуси по статистике 86 мужчин на 100 женщин только за счёт разницы жизни, ведь мальчиков даже больше девочек рождается.

В 40 лет решила только в дореволюционной орфографии писать от руки, в 50 стала писать в сети. Осталось в 60 запланировать издать что-нибудь к 70-ти. Но кто будет тогда читать книжки и сколько они будут стоить? Не представляю.

Хотелось бы переписку с ушедшими друзьями, воспоминания о погибшем брате и других безвременно сгинувших людях, о бабушках, о детстве, - словом, о безвозвратно ушедшей жизни собрать в одном месте и зафиксировать. И чтобы там же о любимых писателях и книгах. И о собаках, кошках, птицах, рыбах, цветах, облаках и деревьях.

А даст ли ещё на это время и умение Господь - только Он и знает.

Дальнейшее - молчанье.


Рецензии