Народный театр

 Как – то,  неожиданно,  организовался  в  школе  театр,  теперь  я  разумею,  что  это  был  большой  труд  учительницы  по  литературе  Аллы  Лазаревны.  Для  нашего  задора,  называли  его  “народным”.  Ядром  этого  театра  был  наш  9”б”  класс – шибутной  и  шустрый,  “пострел – везде  поспел” -  и  ребята,  и  девочки.  Ездили  мы  по  разным  местам,  где  показывали  свои  спектакли:  в  других  школах,  в  соседнем  селе,  в  шефской  воинской  части,  до  которой  нужно  было  добираться,  курьерским  поездом,  больше  часа,  до  станции  Березино.  Конечно,  устраивались  спектакли  в  самой  Бессарабке,  в  клубе,  где  набивался  полный  и  большой  зал.  Помимо  этого,  в  те  времена,  было  традиционно  устраивать  концерты  художественной  самодеятельности   и   в  школах,  и   на   предприятиях,  и  в  городах  и  в  селах,  и  в   районах  и  республиках,  и  всей  страны.  Молдавия  характерна  народным,  весьма  подвижным  и  эмоциональным  танцем – “молдовэняска”,  где  могут  танцевать ,  как  небольшая  группа,  так   и  тысячи  одновременно.  Упросили  меня  стать  танцором  этого  танца.  Скажу,  что  от  природы,  в  этом,  я  более  “медведь”,  нежели  танцор.  Долго  репетировался,  не  получались  гармоничные движения  под  музыку  “молдовэняски”:  там – там – там – там – там – там – там –таа  - та,  та – а  - та- та – та – там, там – та…  Костюмы,  обувь,  молдавскую  национальную  одежду,  каракулевые  шапки  собирали  где  только  могли,  но  собрали  и  были  красочно  одеты,  было  зрелищно  и  весело.
Напомнился  мне  случай  из  прошедшего  лета.  Администрация  клуба  полностью,  по  выходным,  отдавала  кинотеатр  в  наше  ведение.  И  это  проходило  достаточно  долго.  Я  был   директор,  кто –то  кассир,  контролер,  киномеханик.  Убирали  зал  все  вместе  (это  был  “тихий  ужас”,  пришедший  одесский  еврей  сказал  бы:  “и  где  я  нахожусь!?”).  Дети  и  взрослые  города,   так  уделывали  зал,  подобно  свинюшнику.  Шелуха  от  мусора,  особенно,  семечек,  курения,  “ходили”  тут  же  и  по  нужде  как   по - малому   так    и  по - великому(!?)  А  мы  дружно  убирали,  все  проветривали.  Закрывали.  Сдавали  выручку  и  все  это  “за  просто  так”,  ради  интереса.  Вовка  Симинский  и  две  девочки  одноклассницы,  изучили  киноаппаратуру  и  крутили  киноленты.  В  этом  доверии  к  нам,  вырабатывалась  самостоятельность  и  ответственность  и  доброе  отношение  ко  всякому  труду.  Нас  так  учили,  нас  так  ориентировали,  нас  учили  патриотизму  во  всяком  деле.  И  по  сей  день,  я люблю  труд -  источник  блага  и  радости.
Прошло,  после  того  много  времени,  мне  было  за  пятьдесят.  Богу  было  угодно,  чтобы  я  был  сотрудником  Московского  Теологического  Института  (Пятидесятников)  Союза  ХВЕ  России.  Я  поражался  тому  страху  и,  в  буквальном  смысле,  ужасу  находившего  на  молодых  христиан,  когда  нужно  было  потрудиться,  для  общего  блага  института.
Я  видел  поколение  молодежи  (наши  дети  по  сути),  которые  были  воспитаны  на  конфетных   даяниях  родителей,  боящиеся  труда  и  не умевшего,  а  соответственно,  и  нелюбящего  трудиться.  Апатия  и  лень,  вот,  что  противодействует  труду.  Только  развлечения  и  похоть…  вызывают  активный  интерес.  Общество,  трагически,  упущенных  возможностей  (без  труда – не  выймешь  рыбки  из  пруда).  Говоря  об  этом  характерном  оттенке  нации,  я  ни  в  коем  случае,  не  хочу  давать  эту  характеристику  всем,  но,  утверждаю,  большинству  (!?…).
Критерий  истины - практика,  то  есть  труд.  Любить  труд,  в  этом  цементирующий  компонент   В О С П И Т А Н Я.  Труд  для  общества,  для  коллектива,  для  семьи,  для  нас,  а  не  “для  себя”.  И  Библия  прямо  говорит,  что  все  должны  делать  в  радости,  для  Иисуса  Христа,  для  Господа.  В  этом  есть  истинная  свобода  сознания  и  радость.  Растите  детей  сызмальства  в  труде  и  трудолюбии,  в  уповании  на  Господа  и  Вседержителя,  Христа  Иисуса  и  милости  Его.
Уже,  после  сбора  винограда,  когда  во  всех  школах  Молдавии  наступил  стабильный  учебный  процесс,  прислали  в  школу,  “с  верхов”,  документы  и  значки  “Турист   СССР”.  Все  были  очень  рады  и  горды  такому  званию  и  награде.  В  срочном,  даже  излишне  поспешном  порядке,  организовали  вечер – отчет  о  турпоходе.  Мне  пришлось  нарисовать  карту  маршрута,  чтобы  она  была  видна  залу.  Вечер  организовали  на  традиционном,  в холле школы  второго  этажа.  Основным  докладчиком  поручили  быть  мне,  а  ребята  стали  содокладчиками… вопросы,  ответы…  Этот  вечер  возбудил  всю  школу  к  занятиям  общественным  туризмом.  Как  результат:  по  немногом  времени,  мы,  общим  решением  класса,  решили  готовиться  к  новому  походу  в  Крым.  Желающих  уже  было  много.  Нужно  было  собирать  средства  для  похода  и  деньги.
В  этом  же  учебном  году,  нас,  ребят,  начали  готовить  на  уроках  труда,  по  изучению  технологии  обработки  металлов,  а  также  стали  преподавать  большой  институтский  курс  “Сопротивление  материалов”,  а  в  Дорожно-технической  школе,  которая  была  недалеко  от  моего  дома,  мы  начали  изучать  полный  курс  первого,  массового  производства  в  СССР,  тепловоза  2ТЭ – 3.  Хорошую  школу  знаний  нам  дали  на  всю  нашу  перспективу  жизни.  Я,  когда – то,  возмущался  и  говорил:  “зачем  нам  “это”,  но   в  последствии  мне  “это”,  существенно,  помогло  в  дальнейшей  учебе  в  военных  училищах  и  военной  Академии.  Я  уже  говорил  об  этом.  Как  тут  не  вспомнить  слова  Христа:  “…что  Я  делаю,  теперь  ты  не  знаешь,  а  уразумеешь  после”.  (Ин.  13,7)
        Окончили  девятый !  Пословица  говорит:  “Конец – делу  венец”.  Радостно – лето  впереди,  помимо  трудовой  отработки  в  школе,  соревнований  и  спортивных  сборов,  поездки,  а  это  и  поход  в  Крым.  Деньги  зарабатывали в соседнем  колхозе,  где пропалывали сорняки большого  экспериментального  поля  кукурузы.  Нас  это  не  страшило,  многие  из  ребят  подрабатывали  на  этом  труде,  как  и  я.  Чтобы  успеть  обработать  поле  пришлось  попотеть  и  потрудиться. Свой  труд  я  посвятил  на  благо  похода.  Но  мои  родители,  мама  и  дядя  Саша,  по  каким – то  причинам,  отказали  мне  помочь  деньгами  на  поход,  поэтому  я  не  пошел  в  поход  по  Крыму.  Уже  сейчас,  размышляя  по  этому  поводу,  я  предполагаю,  что  этому  могла  противодействовать  мать  одного  из  моих  одноклассников,  так  как  она  всегда,  явно  или  неявно,  “ставила  мне  палки  в  колеса”.  Думаю,  что  она   могла  прийти  к  родителям  и  поставить  “ультиматум”,  чтобы  мне  не  разрешили  идти в  поход.  Она  всегда  ревновала  о  моем  лидерстве.  Но  это  мои  предположения.  Мама  и  дядя  Саша  никогда  не  были  против  таких  мероприятий.  Было  ли  грустно  и  обидно?  Но  я  этого  не  помню.  Я  принял  такое  решение  спокойно.  Нет – значит  нет.  Занятий  хватало…  Домашние  заботы,  работа  в  колхозе  на  полях,  соревнования  по  легкой  атлетике,  поездка  в  столицу  Молдавии – Кишинев,  пионерлагерь  “Бугаз”.  Мама  старалась  для  меня  и  для  нас  с  Мусей.
В  это  лето  в  нашей  семье  произошло  горькое  событие…  Муся,  моя  сводная  сестра  сбежала  в  Башкирию  со  своим  ухажёром -  Гельмутдиновым  Ревгатом  Салаватовичем.  Гера  был  старше  ее -  он  стал  ее  мужем.  Там   в  Уфе  она  родила  девочку.  По  прошествии,  более  года,  Муся  со  своей  дочерью,  которая  уже  ходила,  приехала  из  Башкирии  без  Геры.  Ушла  от  него,  так  как  он  гулял  и  не  оказывал  к  ней  должного  расположения.  Они  были  зарегистрированы,  но  грех  и  норов  друг  друга,  развел  их.  Потом  Муся  уехала  в  Бендеры,  где  сошлась  с  каким –то  мужчиной.  Началась  новая  “семейная”  жизнь.  Но  тут  отрезвел  и  вразумился  Гера,  понял,  что  “наломал  дров,”  приехал  в  Бендеры,    забрал  Мусю  со  своей  дочерью  и  увез  в  Уфу,  где  потом  у  них  родился  сын  и  они  жили  “доброй”  семейной  жизнью.  Видим,  что  совершает  человек,  когда  нет  в  жизни  его  Бога – грех  и  преступление.  Я  отмечал  уже,  что  Гера,  всегда  хотел  “значительного”  от  наших  родителей,  но  ему  “этого”  не  давали.  Он  всегда  ругался,  особенно  против  мамы,  а  по  отношению  ко  мне,  всегда  показывал  свое  пренебрежение, превосходство,  да  и  ненависть.  О  дальнейшей  их  жизни  я,  ныне,  ничего  не  знаю,  но  всегда  мирно  смотрю  на  фото,  которое  сохранил:  «Гера,  Муся,  дочь,  сын,  отчим – Семенов  А.К.,  мама»  и  молюсь  о  их  спасении,  может  еще  живы.


  ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2022/11/25/1456


Рецензии