Трудно решаемая задача

 Однажды,  учитель  математики,  Чубаров  Александр  Васильевич  объявил,  что  кто  решит  задачу  по  тригонометрии  с  геометрией  на  «отлично»,  тому  он  поставит  итоговую оценку  за  год  «отлично».  Это  было  в  конце    третьей  четверти.  Суть  задачи  была  в  том,  что  в  конус  с  высотой  «Н»,  был  вписан  шар  с  радиусом  «R».  Было,   дополнительно,  что – то  сказано  в  условиях,  а    в  ответной  части  учебника  значилось,  что  R= 1\3 H.  Как  решить  эту  задачу?  Я  сидел  долго.  Ответ  получил.  Был  рад.  Никому  не  звонил,  решил  ли  кто  и  как?  Лег  спать.  Во  сне  приснилась  мне  эта  задача  и  ее  решение.  И  то,  что  мое  решение  и   ответ –  является    случайностью  моего  решения,  но  это  было,  в  корне,  неверно.  А  вот  решение  этой  задачи    такое…  Я  быстро  проснулся,  вскочил  и,  еще  сонный,  прибежал  на  кухню  (где  я  делал  уроки),    открыл  тетрадь,  перечеркнул  свое  решение,  а  написал  решение  верное,  пришедшее  мне  в  сновидении…  и  пошел  спать.  Утром  встал,  оделся,  пришел  на  кухню,  где  оставил  тетрадь,  учебники  и  увидел  мою  тетрадь,  в  которой  мое   вчерашнее   решение   перечеркнуто,  а  корявым  быстрым  почерком  написано  истинное  решение,  что  R= 1\3 H.  Я  возмутился:  кто  смел?…,  но,  вдруг,  вспомнил  ночной  сон  и,  что  я  сам  встал,  перечеркнул  мое  первое  решение  и  написал  то,  которое  приснилось.  А  то,  что  коряво,  потому  что  спешил,  чтобы  «донести»  сон  записью  в  тетрадь  и  не  забыть  решение,  поэтому, и  было написано  коряво, тогда  я  успокоился,  вырвал  лист  с  неправильным  решением,  переписал  аккуратным  почерком  новое (приснившееся),  закрыл  тетрадь,  собрал  портфель  и - пошел  в  школу.  На  уроке,  Александр  Васильевич,  спросил:  кто  решил  задачу?  Тишина,  все  молчали.  Он  стал  обращаться  к  классным  корифеям  математики  пофамильно,  но  они  вставали  и  говорили,  что  решить  не  смогли.  Я  не  выскакивал,  чтобы  не  унизить  кого – то,  так  как  считал,  что  я  менее  всех  достоин,  потому  что  класс  был  очень  силен  математиками.  Учитель повернулся  спиной  к  классу  и  сказал:  ладно,  приступаем  к  новой  теме,  и  начал  писать  название  темы  на  доске.  Тогда,  после  паузы,  я  встал  и  сказал:  Александр  Васильевич!  Я  решил  эту  задачу.  Он  повернулся  ко  мне,  а  класс  затих  в  постыжении,  и   сказал:  Ты – ы – ы?!…  (пауза)…  садись! Он  так  поступил, чтобы  не  посрамить  «светил»  математики  класса,  потому - что  кто – то  из  них  «шел  на  медали».  Среди  выпускников  был  и  такой,  который  вывел  математическую  формулу,  вошедшую  в  математическую  сокровищницу  науки   СССР.
Александр  Васильевич  не  позвал  меня  к  доске,  не  спросил,  как  я  ее  решил,  промолчал  и  сказал:  «садись!».  Теперь  уже  я  был  в  постыжении  и  обиде.  Он  был  человек  слова,  фронтовик,  при  переходе  линии  фронта,  под  Одессой,  потерял  кисть  левой  руки.  Рука  была  в  кожаном  протезе,  который  он  носил  в  левом  кармане  пиджака.  Оценку  «отлично» за  год  он  мне,  естественно,  не  поставил,  я  заработал  ее  своим  трудом,   после  уроков  никто,  повторяю  НИ - КТО,  не  подошел  ко  мне  и  не  спросил,  как  нужно  решать?  И  это  был  класс,  который  я  считал  своей  семьей.  Скрытая  зависть  и  человеческая  гордыня  были  поддержаны  Алексашей  (так  мы  его  называли  в  школе),  совершившим  предательство  самого  себя  и  научил  предавать  своих  учеников,  моих  сверстников  и  друзей – одноклассников.  Те,  кого  я  считал  верными  друзьями,  и  после,  когда  готовились  к  экзаменам,  не  полюбопытствовали,  а   как  же  необходимо  решать  эту  задачу?  Ведь  она,  кому – то,  могла  попасть  на  вступительных  экзаменах  в  ВУЗ.
В те  шестидесятые  годы  прошлого  столетия,  был выпущен толстый  учебник  с  задачами  и  решениями  под  редакцией  Выгодского.  Кто  его  прорешал  и  понял,  тот  имел  гарантию,  что  поступит  в  любой  ВУЗ  СССР.  Но  я  считал  себя  недостойным,  да  и  переживание  было,  а  кто  поддержит  меня  финансово,  если  пойду  в  институт  или  Университет?  Учебник  Выгодского  я  проштудировал  весь  и  повторно.  Это  сделало  меня   математиком  на  всю  дальнейшую  жизнь.  Хотя  мне  сейчас  исполнилось  за  шестьдесят лет,  но  я  в  состоянии  решать  серьезные  задачи  по  математике, это  мне  пригодилось  в  последствии  о  чем  я  свидетельствовал  раньше.


  ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2022/11/28/1492


Рецензии