Однажды, учитель математики, Чубаров Александр Васильевич объявил, что кто решит задачу по тригонометрии с геометрией на «отлично», тому он поставит итоговую оценку за год «отлично». Это было в конце третьей четверти. Суть задачи была в том, что в конус с высотой «Н», был вписан шар с радиусом «R». Было, дополнительно, что – то сказано в условиях, а в ответной части учебника значилось, что R= 1\3 H. Как решить эту задачу? Я сидел долго. Ответ получил. Был рад. Никому не звонил, решил ли кто и как? Лег спать. Во сне приснилась мне эта задача и ее решение. И то, что мое решение и ответ – является случайностью моего решения, но это было, в корне, неверно. А вот решение этой задачи такое… Я быстро проснулся, вскочил и, еще сонный, прибежал на кухню (где я делал уроки), открыл тетрадь, перечеркнул свое решение, а написал решение верное, пришедшее мне в сновидении… и пошел спать. Утром встал, оделся, пришел на кухню, где оставил тетрадь, учебники и увидел мою тетрадь, в которой мое вчерашнее решение перечеркнуто, а корявым быстрым почерком написано истинное решение, что R= 1\3 H. Я возмутился: кто смел?…, но, вдруг, вспомнил ночной сон и, что я сам встал, перечеркнул мое первое решение и написал то, которое приснилось. А то, что коряво, потому что спешил, чтобы «донести» сон записью в тетрадь и не забыть решение, поэтому, и было написано коряво, тогда я успокоился, вырвал лист с неправильным решением, переписал аккуратным почерком новое (приснившееся), закрыл тетрадь, собрал портфель и - пошел в школу. На уроке, Александр Васильевич, спросил: кто решил задачу? Тишина, все молчали. Он стал обращаться к классным корифеям математики пофамильно, но они вставали и говорили, что решить не смогли. Я не выскакивал, чтобы не унизить кого – то, так как считал, что я менее всех достоин, потому что класс был очень силен математиками. Учитель повернулся спиной к классу и сказал: ладно, приступаем к новой теме, и начал писать название темы на доске. Тогда, после паузы, я встал и сказал: Александр Васильевич! Я решил эту задачу. Он повернулся ко мне, а класс затих в постыжении, и сказал: Ты – ы – ы?!… (пауза)… садись! Он так поступил, чтобы не посрамить «светил» математики класса, потому - что кто – то из них «шел на медали». Среди выпускников был и такой, который вывел математическую формулу, вошедшую в математическую сокровищницу науки СССР.
Александр Васильевич не позвал меня к доске, не спросил, как я ее решил, промолчал и сказал: «садись!». Теперь уже я был в постыжении и обиде. Он был человек слова, фронтовик, при переходе линии фронта, под Одессой, потерял кисть левой руки. Рука была в кожаном протезе, который он носил в левом кармане пиджака. Оценку «отлично» за год он мне, естественно, не поставил, я заработал ее своим трудом, после уроков никто, повторяю НИ - КТО, не подошел ко мне и не спросил, как нужно решать? И это был класс, который я считал своей семьей. Скрытая зависть и человеческая гордыня были поддержаны Алексашей (так мы его называли в школе), совершившим предательство самого себя и научил предавать своих учеников, моих сверстников и друзей – одноклассников. Те, кого я считал верными друзьями, и после, когда готовились к экзаменам, не полюбопытствовали, а как же необходимо решать эту задачу? Ведь она, кому – то, могла попасть на вступительных экзаменах в ВУЗ.
В те шестидесятые годы прошлого столетия, был выпущен толстый учебник с задачами и решениями под редакцией Выгодского. Кто его прорешал и понял, тот имел гарантию, что поступит в любой ВУЗ СССР. Но я считал себя недостойным, да и переживание было, а кто поддержит меня финансово, если пойду в институт или Университет? Учебник Выгодского я проштудировал весь и повторно. Это сделало меня математиком на всю дальнейшую жизнь. Хотя мне сейчас исполнилось за шестьдесят лет, но я в состоянии решать серьезные задачи по математике, это мне пригодилось в последствии о чем я свидетельствовал раньше.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
http://proza.ru/2022/11/28/1492