Письмо моим личным потомкам

      Здравствуй, человек, читающий это письмо. Я, как и ты, да  и все, думаю, люди на  земле, частенько в течении своей жизни задумывалась над вопросом : «А в чем смысл нашей жизни?». Теперь, наконец, я знаю правильный ответ. Он прост. Смысл нашей жизни — оставить после себя жизнь! Не пустоту... И это касается как всего человечества, так и отдельно взятого индивидуума.
      Мне посчастливилось оставить после себя целых пять жизней. А они, в свою очередь,— оставят после себя. И мой род продолжится в моих потомках. И если ты, читающий эти строки, являешься моим потомком, то я вдвойне приветствую тебя, мой дорогой человечек, будь ты мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной!
                Смысл жизни.
          - Для чего я живу на свете? -
          Сей вопрос задают даже дети.
          Каждый мыслящий человек
          На него ищет свой ответ.

          Мой ответ удивительно прост
          На такой непростой вопрос.
          Отвечаю уверенно я :
          - Жизнь оставить после себя!
      Итак, пора начинать. Вот и закончился самый длинный этап или период моей жизни, во время которого я вышла замуж, родила и вырастила пятерых детей, похоронила мужа.
      Я непрофессиональный писатель.Вернее, даже совсем не писатель. По - образованию я учитель начальных классов. Несколько лет преподавала  в поселковой средней школе. Работа мне очень нравилась. Но жизнь распорядилась по - своему. Я стала мамой, воспитателем, учителем и репетитором пятерым моим детям. Конечно же, я и сейчас остаюсь мамой. Но все они уже взрослые и самостоятельные. На данный момент младшему сыну Евгению недавно исполнилось восемнадцать. А старшему, Константину, уже двадцать восемь лет. Дочкам  Анне, Валентине и Клавдии соответственно двадцать шесть, двадцать четыре и девятнадцать. И даже имеются у меня две внучки и внук.
     Это письмо я решила написать своим личным потомкам: детям, внукам, правнукам и т. д. Надеюсь, они  возьмут эту книгу в руки и хотя бы пролистают. Я, например, с большим интересом узнала бы о жизни своих предков. Но, к сожалению, не судьба.
      Я немного знаю то, что слышала от своей мамы Валентины Петровны Изотовой (по - отцу Братиловой).Она родилась и выросла в поселке Тукан. Ее отец Петр Федорович Братилов ушел на войну в тысяча девятьсот сорок первом году и погиб пятого декабря тысяча девятьсот сорок второго года, так и не увидев ни разу свою дочку. Похоронен он в деревне Бабкино, Великолукского района Калининской области. Мамина мама Пелагея Акимовна растила дочку в деревне одна. Ее первый муж погиб в Финскую войну, а  маленькие детки, близнецы девочка и мальчик умерли от тифа. Вышла замуж второй раз  и снова потеряла мужа уже на Великой Отечественной  войне. Моя мама выросла и уехала в город. А когда родилась я, бабушка приехала к нам. Умерла она от инсульта, едва мне исполнилось четыре года. Моя мама всю жизнь трудилась на металлургическом комбинате. Ей исполнилось недавно восемьдесят лет. Живет она вместе с моей младшей сестрой.
      Отца родного Алексея Михайловича Воробьева я не видела, так как потеряла очень рано, в годовалом возрасте. Он родом из Красноусольска. Знаю, что его отец Михаил Воробьев пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Его жена, моя бабушка Ольга, тоже поднимала двух сыновей одна. Отец мой  был учителем. Кстати, имя мне выбрал он, за что ему отдельное спасибо. Я не в обиде на отца за это. Я была единственная, по - крайней мере, в нашем городке с таким необычным именем. Поэтому, наверное, и судьба у меня необычная. Мама второй раз была замужем за Изотовым Петром. У них тоже родилась дочь, Галя. Так что росла я с отчимом. Он тоже умер уже лет тридцать назад от онкологии.
      Итак, полгода назад умер мой муж, Будаев Алексей Константинович. Умер от рака.Сгорел за полтора года. Дома, как говорится, у меня на руках, пролежав до этого почти месяц в бессознательном состоянии. Очень больно от того, что не знаю, понимал ли он или нет, что доживает на этом свете последние дни своей жизни. В один из моментов просветления, когда еще мог говорить, он сказал мне :«А ты пиши». И вот пишу, а слезы льются из глаз.
      В нашей с ним жизни было все. И хорошее и плохое. Мы были мужем и женой тридцать один год. Поженились второго декабря тысяча девятьсот восемьдесят девятого года. Мне через месяц после свадьбы исполнилось двадцать лет. Ему в мае стукнуло сорок. Он заменил мне отца, брата, подруг.
      Да, он был старше меня на двадцать лет. Сейчас такое встречается довольно часто. Но тогда это было сенсацией в нашем городишке с численностью населения в восемьдесят тысяч человек Сейчас в двадцать первом году, осталось где - то шестьдесят тысяч... На нас засматривались на улицах. Кто - то с восхищением, а кое - кто с пальцем у виска. Мы все это пережили с легкостью и юмором. Помогли любовь, терпение и юмор. Да и мои ровесники в то время были еще слишком глупые и не серьезные. И совершенно не были готовы к семейной жизни. А я хотела создать свою семью и растить детей.
      Мы расписались в нашем городском старом еще ЗАГСе в присутствии двоих друзей-свидетелей. А потом был небольшой вечер (человек пятнадцать). Кстати, тогда все продукты, в том числе и спиртное, продавались в магазинах по талонам.Одна бутылка вина или водки в месяц на человека. А на свадьбу от ЗАГСа выдавалась справка о том, что разрешается купить ящик водки.Так я впервые в жизни выпила чуть - чуть этого «божественного» напитка.Такая гадость! В этом я уверена и сейчас. К моему огромному сожалению супруг мой это мнение со мной не разделял. Он любил много выпивать. Как говорят, не знал своей меры. Вероятно, повлияла его профессия.
      Алексей был профессиональным музыкантом. Он почти сорок лет преподавал в педагогическом училище(ныне колледже), обучал студентов игре на баяне. Также преподавал в школах уроки пения. Аккомпанировал на различных концертах,праздниках, слетах. Кое - кто называл его «слухачем» Леша мог, как говорится, с ходу, на слух воспроизвести любую мелодию. И еще одна особенность отличала его игру. Он играя «с душой»,так эмоционально, так ярко, что мог заставить человека либо плакать, либо смеяться. Ибо сам был очень эмоциональным. За это я его, вероятно и выбрала себе в мужья.
       Вот Алексей был самым настоящим «близнецом» по - гороскопу. Родился двадцать шестого мая тысяча девятьсот пятидесятого года в маленьком городишке Спас - Клепики, что находится в Рязанской области.Этот городок известен тем, что в нем в свое время учился на учителя в церковно - приходском училище знаменитый русский поэт Сергей Есенин. Вероятно, еще и сей факт привлек внимание(мое) молодой романтичной девушки к этому невысокому мужчине в очках, который при всем своем обаянии еще умел красиво говорить и петь.
       А уж его игра на баяне и на гитаре, да еще лично для меня, сразила окончательно. Знакомство наше с ним произошло в  пионерском лагере с красивым названием «Бригантина», где я работала пионервожатой, а он, естественно, музыкальным работником. Да, как говорится, встретились два одиночества, то ли на радость, то ли на беду...
      И только через тридцать с лишним лет эта проклятая смерть  нас разлучила. Сейчас я испытываю двоякое чувство.. Я рада, что он, наконец отмучился.Я ухаживала за ним один год и четыре месяца от постановки диагноза «рак предстательной железы». Хотя, о диагнозе он не  знал. Я ему не сказала, и следила, чтобы никто ему не проболтался. За несколько лет до этого у него сильно упало и так плохое зрение. А потом он почти совсем ослеп. И прочитать справки и документы с диагнозами сам не мог. Онкология четвертой степени с множественными метастазами. Ему говорили, что лечим от аденомы. И еще, ему поставили в мочевой пузырь цистостому. Я это пишу для того, чтобы вы, мои дорогие потомки, тщательно следили за своим здоровьем. Сдавали анализ крови (ПСА).Ранее я даже не слышала о такой болезни. Да он и не хотел ходить по больницам, сколько бы я его не записывала к врачу урологу. Стеснялся все...
       Гормональные уколы в живот и таблетки. Но он был уже обречен. А незнание диагноза продлило ему жизнь и не дало совершить самоубийство, о чем он мне неоднократно говорил. Его мама Клавдия Федоровна Котова умерла у него на глазах от рака печени. Даже модного и страшного  сейчас коронавируса Леша так не боялся.
      Скорая помощь, цистостома, уфимский онкологический центр и страшный диагноз,  который я взяла на себя. И плакала втайне от всех. За месяц до смерти у Леши отказали ноги. через неделю он впал в бессознательное состояние. Бред, галлюцинации. Слава богу, что сильных болей не было.Неплохо помогали обезболивающие таблетки. Почти весь год мучился от бессонницы. За неделю совсем потерял дар речи. Это для него действительно был дар, ибо он был очень разговорчивым человеком. А тут не мог произнести ни звука. Не знаю, как я сама не сошла с ума, видя как умирает самый близкий человек. С вечера дыхание стало тяжелым и громким. Перестал глотать воду. А утром  шестого апреля ровно в восемь часов тридцать пять минут его дыхание совсем остановилось. Фельдшер со «Скорой помощи», которую мы с Женей вызвали ночью только развел руками и сказал :«Ждите, здесь ни вы, ни мы ничего сделать не можем». Смогли только сбить мое подскочившее давление, да напичкали успокоительным.
      Всю ночь я сидела рядом с ним в кресле и мысленно прощалась и вспоминала нашу жизнь.
Прощалась с единственным, как оказалось, в мире мужчиной, который искренне любил меня, старался сделать счастливой, и, которому я действительно была нужна!
     А сколько «добрых» людей я встречала в своей жизни! Слышала я и зачем «выскочила за старика», и зачем «столько детей напластала», и «нарожала, чтобы не работать» и сидеть «на шее у мужика». Милые люди, а может быть я не работала потому что родила!? Да, я сейчас могу с уверенностью сказать, что Алексей был настоящим мужиком, в отличии от многих. Ни разу в жизни он не упрекнул меня в том, что я не работала. Но ведь, честно говоря, я работала семь дней в неделю без выходных, праздников и отпусков. Без водопровода, канализации,и памперсов. Он делал все для меня и детей. Все, что мог и не мог. А я была всегда рядом с ним. Для него я была самой любимой и самой красивой. И во время беременностей, и когда не в меру поправилась  и когда начала стареть. Ни одного осуждающего слова я от него не слышала.
       Мы вместе приобрели дом, усадьбу, привели все в порядок, построили баню и два бревенчатых хлева. Построили, наверное, с полкилометра разнообразных заборов и изгородей, забетонировали двор. Держали свиней, коз, овец,кур,гусей. Посадили яблоню, грушу, вишню, сливу, малину, смородину, фундук. У нас имеется даже собственный лес, состоящий из четырнадцати огромных лиственниц.
     Единственное, что мы не успели сделать, - это достроить пристрой к дому. Стены возвели и крышу новую. Не хватило средств и времени.Все деньги, естественно уходили на детей. Дети выросли. Все живут отдельно. А родное государство нам не больно - то и помогло. Правда, медаль из рук президента  нашей республики, я после рождения пятого ребенка, получила!
      Все наши ребятишки учились в гимназии. Трое старших закончили музыкальную школу, получили высшее образование. Младшие еще получают профессию.Они учились играть на гитаре в школьной студии авторской песни.
     Кстати, когда дети были еще маленькими, мы организовали собственный семейный ансамбль «Семь - я» под руководством нашего папы.Частенько мы выходили на сцену. Исполняли песни «Взрослые и дети», «Папа может», «Черный кот», «Кабы не было зимы»,«Замечательный сосед» и другие. Леша очень уважал творчество композитора Владимира Шаинского. У него много хороших песен для детей. А Алексей мой работал с детьми и студентами. Кстати, они с Шаинским даже чем - то были похожи.Своей непосредственностью, что - ли. Они оба любили жизнь.
          Мне говорят:« Он маленького роста»,
          Мне говорят:«Одет он слишком просто»,
          Мне говорят:«Поверь, что этот парень,
          Тебе не пара, тебе не пара».
    А еще наш папка был похож на главного героя всеми любимого советского фильма «Служебный роман», Анатолия Новосельцева, которого сыграл  актер Андрей Мягков. Он тоже умер недавно, в феврале этого года. Кстати, когда мы на последний Новогодний праздник в очередной раз просматривали этот фильм, Леша наконец - то согласился, что, мол да он (Новосельцев) чем - то похож на меня, хотя до этих пор не любил, когда ему об этом говорили.
       А вообще - то он был похож на своего деда Будаева Павла. Дед его участвовал в первой Мировой войне, был ранен, и до самой смерти носил немецкую пулю в легком. Он служил в 197 - м пехотном стрелковом полку в финской крепости Свеаборг. На фронт он ушел в тысяча девятьсот четырнадцатом году уже женатым и имевшим двоих детей(один из них Костя,будущий отец моего мужа)
Еще я знаю, что он умел шить одежду. До сих пор на родине мужа у его сестры сохранилась  швейная машинка «Зингер», на которой в свое время шил и Константин, мой, тогда еще будущий свекр. Рассказывали, что однажды Павел приехал домой в отпуск с шашкой и наганом. А пятилетний Костик залез на полку и решил попробовать стрельнуть. И ему зажало пальчик. Страха и ремня, вероятно  будущий защитник отведал по полной, раз эта история дошла аж до меня. А от деда Павла осталась фотография, присланная с фронта, на которой он сидит со своими однополчанами в нижнем ряду справа. После войны они с женой Пелагеей вырастили шестерых детей. Старшая их дочь Татьяна родилась в тысяча восемьсот девяносто седьмом году и училась в училище вместе с Сергеем Есениным. А младший их сын родился в тысяча девятьсот тридцать седьмом году. Говорят, что дед еще просился добровольцем на фронт, когда началась Великая Отечественная война. Умер он в тысяча девятьсот сорок третьем году.
      Зато его четверым сыновьям довелось с лихвой повоевать с немцами. Один из них, Иван, к сожалению, погиб в восемнадцатилетнем возрасте. А остальные трое вернулись офицерами. Отец мужа, Константин Павлович, вернулся чуть позже остальных. Он воевал в Манчжурии и даже побывал в Корее. Он был командиром танковой бригады. Он тоже уходил на войну, оставив дома жену Клавдию с двумя детьми Валей и Женей.После войны у них родилось еще трое сыновей Алексей, мой муж, Александр и Василий.
     Старшая сестра Леши, Валентина, и сейчас проживает в Спас - Клепиках. Я познакомилась с этой прекрасной, активной и доброй женщиной совсем недавно, летом две тысячи двадцатого года, когда мы с Лешей, дочкой Валей и сыном Женей ездили в Спас - Клепики. Мы с ним до этого там не были ни разу.То дети маленькие, то денег не было, потом хозяйство не бросишь. И вот я тогда решила свозить мужа в последний раз на его  малую родину.
      В первую очередь по приезду сходили на кладбище, где покоятся в родовой могиле все его родственники:дедушка с бабушкой, родители и два брата, Василий и Евгений. Мне понравилось там. Чисто, ухожено, как - то по - домашнему. Мама их, Клавдия Федоровна Котова, была родом из многодетной семьи староверов. Алексей был средним ребенком. Он так сильно любил свою мать, что когда узнал, что она серьезно больна, бросил здесь все и поехал ухаживать за ней. А уж отца своего, Константина Павловича, он просто боготворил. Его отец прошел войну без единого ранения. Умер в возрасте шестидесяти шести лет. У него во сне остановилось сердце. Я, к моему сожалению, их не застала в живых.
      Потом посетили музей Сергея Есенина, находящийся неподалеку. В этом здании учился  в начальной школе  маленький Леша. А музей был открыт в девяностые годы.
       Нашему папке очень понравилась эта наша поездка.Он перед смертью часто вспоминал ее и мечтал, что мол летом опять «махнем» в Клепики. Ехали на поезде, все вчетвером в одном отсеке плацкартного вагона. Пили чай, смотрели в окно, отгадывали кроссворды. Впервые наши дети увидели знаменитую Волгу и Мещерские леса. Проехались по рязанским дорогам, где «семь загибов на версту» Мы то проживаем в горной местности.
       Итак, теперь попробую писать по-порядку. Роман наш начался в июне тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года. Мы вместе с одногруппницами по училищу Ириной Бурулевой, Анжеликой Руссо и Светой Орловой отправились проходить практику в пионерский лагерь «Бригантина» Директором была Нина Арсентьевна Миронова. Она там работала все лето вместе с мужем и детьми.
      Могу с уверенностью сказать, что мы работали « на совесть». Команду Нина Арсентьевна собрала хорошую. Алексей Константинович, опытный музыкант, старшей вожатой была Лариса Савицкая. Воспитателями были Наталья Ульянова, Татьяна Шахова, Валентина Бурцева. Физруком Евгений Васютин.
      Лагерь очень маленький, всего три отряда. Он находится в сосновом лесу на берегу реки Белой, в двадцати пяти километрах от города. Изюминкой в лагере было то, что старший отряд жил в вагончиках. Романтика для детей того времени, да и для нас, молодых людей, все было необычно и увлекательно.
      Дети нас,студентов, называли только по  имени - отчеству. Мне достались самые маленькие отдыхающие, учившиеся в начальных классах, ребятишки семи - десяти лет. Воспитателем была преподаватель музыкальной школы Татьяна Шахова. Я проработала все три смены. Алексей Константинович тоже «отпахал» на баяне все лето. Он очень мне помог в самом начале смены, когда мне было очень трудно организовать ребятишек, особенно в дождливую погоду. И мы пели веселые песенки.
          Небо в тучах, небо в тучах,
          Тополя роняют цвет.
          Мне так грустно, мне так скучно,
          Потому, что солнца нет.

          И не надо прятаться под крышей,
          Пусть он поливает, пусть.
          Пусть он видит, пусть он слышит,
          Что его я не боюсь!
     Это надо было видеть личики ребятишек, которые с радостью распевали эту забавную песенку, которую привез откуда - то из - под Рязани веселый баянист!Я была ему признательна за помощь Ну а дальше-больше. В свободное время мы с ним беседовали. Нашлось много общего:проблемы со зрением, любовь к стихам Есенина.
      К тому времени Алексей уже успел жениться  и развестись. У него была дочь пятнадцати лет. Я его не «уводила»из семьи, как мне иногда говорили «судители» . Он до меня лет за семь был рзведен.
       Как - то, за год до его смерти, при встрече с Ниной Арсентьевной, она мне сказала вот что:«Когда я, узнав о вашей зарождающейся любви,решила поговорить с ним, Алексеем Константиновичем, он ей признался, что мол, она, эта девочка, единственная из женщин увидела в нем «человека», а не кошелек с деньгами».
      Да, он был грешен, любил много выпить. Но запойным пьяницей или алкоголиком он не был. Просто, я думаю, выпив, он становился смелее, ибо на самом деле он был очень скромным и стеснительным человеком. Долгое время после знакомства он даже боялся прикоснуться ко мне.
      А как он смотрел на меня! Я же, конечно воспринимала его поначалу как отца. Он готов был сделать для меня все, что угодно. К сожалению, вот только совсем перестать употреблять алкоголь он не смог даже ради меня...А при большом употреблении спиртного у него напрочь сносило крышу... Много позже, я даже хотела уйти от него из - за этого, но... Раз я стала его женой, взяла ответственность за этого человека в свои девятнадцать лет, родила детей, то решила, что буду нести свой крест до конца.
       Поздно вечером, после отбоя, Алексей Константинович учил меня проявлять фотопленку и печатать фотографии для отчета. Он помогал рисовать отрядные « уголки», ведь детки у меня в отряде были еще маленькие, и мне самой приходилось все делать самой, в отличие от старших отрядов.
      Впервые мой будущий муж осмелился поцеловать меня только в конце лета, когда надо было уезжать. Потом учеба и редкие встречи по вечерам.
      Весной его уволили из педучилища за неподобающее педагогу поведение. Кстати, через два года попросили вернуться снова, ибо как специалист своего дела он был  незаменим.
      А я тем временем получила диплом и устроилась работать в поселковую среднюю школу, недалеко от нашего города. Там же работал по - совместительству и Алексей. Мне достался третий класс. Ох и натерпелась же я, молодая неопытная девушка с таким трудным классом! Хорошо, хоть Леша мне помогал. Мы арендовали частный домик, а в декабре поженились.
      Помню, ходили мы с моей однокурсницей Наташей Альковой перед практикой в лагере, к слепой гадалке. Мне она тогда сказала, что встречу своего суженого в июне. И ведь правда! А еще гадалка меня предупредила, чтобы я боялась автомобиля И вот я и боюсь теперь. По - возможности стараюсь ездить на дальние расстояния только по железной дороге на поезде или электричке. Береженого, как говорится, бог бережет.
     Моей лучшей подругой детства и одноклассницей была Люда Шишлакова. Мы с ней жили в одном подъезде. Только я на первом этаже, а она - на пятом. Вместе ходили в школу и из школы, собирали макулатуру, металлолом, лекарственные травы. Записывались в различные кружки. Даже месяца по три посещали балетную студию и музыкальную школу. Но больше всего мы продержались в клубе имени А Матросова Там мы занимались в вокальном ансамбле и в танцевальной студии, которую вел замечательный руководитель Ю. Рыбаков.
      Зимой катались на санках, на лыжах, строили вместе с мальчишками во дворе крепости. Летом гоняли на велосипедах, ходили на речку. Правда, плавать я до сих пор так и не научилась. А вот Леша плавал прекрасно. В этом я убедилась еще тогда, в «Бригантине» Он мне рассказал, уже в городе, что будучи в походе, с отрядом Ирины Бурулевой, он вытащил из воды чуть не утонувшую девочку, уже скрывшуюся под водой. Этим он спас не только ребенка, но и воспитателя, вожатую и директора лагеря.
     Опять отвлеклась.Мы, советские дети, до сих пор остаемся патриотами нашей любимой четырнадцатой школы. Нашей первой учительницей была Людмила Александровна Кузьмина, с которой мы общаемся и по сей день. В средних классах для меня самой лучшей стала Хохлова Ида Николаевна, преподаватель русского языка и литературы. Благодаря ей я обожала эти предметы.А в восьмом классе нам «дали» новую классную, молодую учительницу, только что окончившую ВУЗ.Ох и трудно ей было тогда с упрямыми подростками! Но мне Галина Петровна была как подруга, за что ей огромное спасибо. С ней мы тоже не теряем связи.
       Хочется вспомнить еще и прекрасных преподавателей педколледжа:Пухову Людмилу Алексеевну(русский язык и литература), Гайсарову Валентину Ивановну,(педагогика), Заворуеву Тамару Ивановну(психология),Засову Тамару Николаевну (математика), Мухаметгалину Альфию Гариффуловну(английский язык) и Батурину Ирину Леонидовну(фортепиано), Окользину Александру Дмитриевну (природоведение), Брыляков Юрий Петрович (физкультура), Матвеева Маргарита Николаевна (труд), оставивших в моей памяти хорошие знания и умения, и добрые воспоминания о годах учебы. Сейчас, к сожалению, из прежнего состава преподавателей уже совсем не осталось.
       Девятнадцатого августа тысяча девятьсот девяносто первого года, в день знаменитого августовского путча,произошедшего в Москве,мы с моим мужем въехали в наш дом. Дом, в котором родились и выросли наши дети, в котором скончался на моих руках мой супруг.
      Хочется  мне подчеркнуть еще, что мы былт верны друг другу. Естественно, что будучи в нетрезвом виде Леша ревновал меня даже к столбу. Но это было абсолютно беспочвенно. А часто выпивал он благодаря своей профессии. Ведь многим хотелось пригласить баяниста на свои юбилеи, свадьбы, проводы. Частенько бывало, что сколько заработает, столько и пропьет на опохмелку потом. Я его перестала пускать на такие мероприятия, за что меня не очень - то жаловали в поселке. Тем более, что нас местные жители называют «пришлыми». Кстати, однажды по нашей улице проезжали цыгане.Я продала старые серьги, оставшиеся без пары. И вот цыганка сказала мне:«Тебе, милая, все завидуют. А завидовать - то нечему...». А мы с Лешей никогда никому не завидовали и радовались тому, что у нас есть.
      Выходной, как положено,был у него всего один. По хозяйству было очень много работы и дома, и во дворе. Я, естественно, сидела с детьми. Готовила их к школе, помогала учить уроки и участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.
      Когда родилась первая внучка, я вплотную занялась творчеством. Я сочиняю стихотворения для малышей. Мои первые четверостишия так понравились моему супругу, что он начал заставлять меня работать над этим и дальше. Вот только печатать детские книжки нам оказалось не по карману. Слишком это дорогое удовольствие! Подросших детей надо было устраивать. А Леша так радовался, когда мои первые четверостишия опубликовали в одном из журналов:
            Я с горшочком не дружу,
            И не заставляйте.
            Скоро замуж выхожу,
            Памперс поменяйте!
      И опять я ушла в сторону. Столько разных мероприятий проводили мы в лагере. Только что входили в моду различные КТД, «А ну - ка, мальчик», «А ну - ка, девочки», «Веселые старты», «День Нептуна», «День именинника», «День самоуправления» и «Родительский день», мини - футбол и «Рыцарский турнир»,танцевальные массовки и вечерние дискотеки. А разве кто может забыть прощальный костер в темноте на берегу Белой!
      И лично для меня, юной девицы, песни под гитару:
           Как у Волги иволга,
                Как у Волги таволга.
           Обожгло крапивою,
                Вспомнилось недавнее.
           Как тебя, счастливою.
                Вел по лугу за руку,
           Подпевая иволге,
                Обрывая таволгу.
           Помнишь, по-над берегом
                Наши песни затемно,
           Отчего ж небережно
                Берегли, что найдено?
           Неужели нами же
                Это было найдено?
           Неужели нами же
                Было все раскрадено?
    
     Уже намного позже я узнала, что эту песню написал поэт И. Кохановский, а исполнил В. Высоцкий. И вот, через всю нашу семейную жизнь я пронесла в душе эту песню, напоминая себе в минуты слабости и отчаяния, что не имею права хотя бы ради детей потерять и разрушить то, что с таким трудом было найдено.
      А восьмого марта этого злополучного года Леша хотел мне сыграть  еще одну песню,на стихи А. Фатьянова, которую он мне любил петь. Но пальцы уже не слушались...
           Мне тебя сравнить бы надо
           С песней соловьиною,
           С тихим утром, с майским садом,
           С гибкою рябиною.
           Как это все случилось,
           В какие вечера?
           Три года ты мне снилась,
           А встретилась вчера.
     Сначала он называл меня Аннетой Алексеевной,позже - донна Анна, а потом, как это обыкновенно бывает в семьях с детьми - мамкой. Так и осталась  «мамкой» . Бывали, например,  где - нибудь в больнице, он зовет меня: «Мамка, иди сюда» Часто ловила на себе недоумевающие взгляды. Даже, когда ездили в онкологический диспансер, в кабинете врача он не хотел садиться, пока не села я, вызвав недовольство онколога.А мужчина мой не мог позволить себе сидеть в присутствии своей дамы сердца! Думаю, врач уверен был, наверное, что я его дочь. Леша до последнего вздоха уважал  и берег свою жену. Он смог сохранить и сберечь меня, за что я благодарна ему. И конечно же, отдельное спасибо ему за детей!
      Однажды, за полмесяца до кончины, он спросил: «Ты кто, жена моя? А как зовут тебя? Я не помню!Я память кажется, потерял!!! Ну, и что, я - то помню пока еще все. Думаю, это надо помнить и нашим детям.
       Пришла осень. На конференции, посвященной практике в лагерях нас похвалили за отличную работу, поставили «пятерки». Только вот мне одной из нас четверых не вручили грамоту. Ну что ж,, любовь требует жертв! Жизнь расставила все по своим местам. И спасибо большое всем, кто был свидетелем рождения нашей семьи,кто пришел попрощаться с моим мужем в день его похорон. Спасибо и преподавателям педколледжа ныне работающим, и кто уже на заслуженном отдыхе. Многих, с кем Леша сотрудничал, тоже уже нет в живых. Он там работал с тысяча девятьсот семидесятого года и по две тысячи пятнадцатый год.
       А тех, кто говорил про нас гадости, мы давно уже простили. Помню,однажды, когда у нас родился пятый ребенок, пришел Леша домой и  говорит, мол все нас осуждают. А один пожилой слесарь сказал ему : «Не переживай, вот поднимешь младшего сына до восемнадцати, тогда и можешь уходить». Так и вышло. Жене  за месяц до его смерти исполнилось восемнадцать.Не знаю, помнил ли Леша об этом. А я не забыла. Вообще - то  о смерти мы с ним почти не говорили. Он все надеялся вылечиться и избавиться от цистостомы. Правда однажды он сказал:«А ты выходи замуж, ты ведь еще молодая...» Я для него всегда была малышкой. Меня это ужасно бесило. Я говорила, мне уже тридцать, сорок, пятьдесят лет, а ты все воспитываешь меня. А теперь вот я из девочки сразу превратилась в бабушку...
       Он очень любил наших детей. Отдавал им самые вкусные кусочки. А как он гордился, когда старшего сына Костю наградили путевкой в ВДЦ «Орленок»за победу во всероссийском конкурсе «Лучший урок письма». И как радовался, когда наши младшие Клавдия и Женя полетели на самолете в МДЦ «Артек» . Мы с ними тоже участвовали в  конкурсе сочинений.Путевки и поездку оплатил известный бард и композитор Олег Митяев. Все дети Советского Союза мечтали попасть в этот лагерь.
       А в две тысячи девятнадцатом году нашу Клавдию за победу во всероссийском конкурсе исследовательских работ на тему «Борьба с коррупцией во всем мире и в России» наградили путевкой в  ВДЦ «Смена» Так, благодаря этому я с моими дочками попали в Анапу. Аня со своим мужем Славой провожали Клаву в лагерь. А мы с Валей забирали ее . Так впервые в своей жизни я увидела Черное море своими глазами и даже купалась в нем! Жаль только, что  папка с Женей не могли поехать с нами. Они не могли оставить наше огромное хозяйство.
       А моему мужу довелось с детства не отдыхать, а только работать аккомпаниатором в пионерских лагерях аж с седьмого класса. Довелось нам вместе с ним поработать в п/л «Парус» и п/л «Сосновый бор». Сейчас уже у нас в городе и районе остался только один, и это наша «Бригантина» Сначала мы три года работали вместе. А потом мы два года  еще ездили с детьми. Леша работал, а я с детьми отдыхала. После рождения Валюшки мы «завязали» с лагерями. Занялись вплотную хозяйством. Каждое лето «отдыхали» на огороде.
       Дети выросли. Двух дочерей отдали замуж. Леша успел погулять на их свадьбах. У третьей дочки свадьба планируется на следующий год. Родились две внучки. Недавно только у старшего  появился сынишка. Так получилось, что все дочки пошли по нашим стопам. Тоже стали педагогами.
       Почти все мы с моим мужем делали вместе. Ходили  в магазины и на собрания. Строили, копали, сажали, поливали и даже сочиняли песни.
Правда, воду возить  из колонки и косить он мне не позволял. Сейчас воду возит мне наш сын. А я варила и кормила всю нашу ораву завтраками, обедами и ужинами. Лешу старалась не подпускать к плите. Конечно, он умел готовить, и научил в свое время этому меня, когда я была еще молодой женой. Но потом это стало моей прерогативой.
       Новый год мы встречали только всей семьей. И обязательно на столе присутствовал запеченый гусь. А по утрам под настоящей живой елкой дети всегда находили подарки от деда Мороза.
       В дни рождения  именинник утром находил у себя в кроватке подарки, которые они рассматривали дружно. А потом - праздничный обед. Вечером - торт со свечками и песня «Пусть бегут неуклюже». Первого сентября тоже праздничный обед. Ведь учеников - то у нас однажды одновременно  пошло в школу аж пятеро!
       Теперь наш дом опустел. По вечерам - тишина... Я только что выписалась из стационара, где пролежала на животе полмесяца с  кислородными трубками в носу, лечась от короновируса.Думала, что Леша не может и там без меня обойтись и решил забрать меня к себе. Но, видно у Бога на меня есть  еще какие - планы...
       Всю боль загоняю куда - то вовнутрь, туда, где, вероятно и находится душа. Она изо - всех сил старается прорваться наружу и вызвать слезы,а я ее заталкиваю обратно. Пусть наш папка видит, что у нас все нормально и не переживает за нас. Я думала, что уже давно выплакала все слезы. Да и Леша , я знаю, иногда плакал, когда никто не видел и не слышал.Сами собой вспоминаются слова поэта И. Тхоржевского:
       Лёгкой жизни я просил у Бога:
       - Посмотри, как тяжко все кругом.
       И сказал Господь мне: — Подожди немного,
       Ты ещё попросишь о другом.

       Вот уже кончается дорога,
       Впереди все тоньше жизни нить...
       Лёгкой жизни я просил у Бога,
       Лёгкой смерти надо б попросить...
         
      Спи спокойно, наш любимый муж и отец.За тебя есть кому помолиться.Ты сделал для нас все, что смог, и мы благодарны тебе за это. Я прощаю тебя, прошу прощения у тебя. Молюсь за тебя, мой дорогой покойный супруг. «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего Алексея и прости ему всякое согрешение вольное и невольное и даруй ему Царствие Небесное».
       Вот, как - то так, дорогие мои потомки. Получилось сумбурно. Но как получилось, так получилось. Я считаю, что жизнь свою прожила не зря, раз вы читаете эти строки.
  P. S. :
    В каждом возрасте прелесть своя,
    Прожила свою жизнь я не зря.
    Раньше думала, там, за чертой
    Больше радости нет никакой...

    А сейчас я вот здесь, за чертой,
    Вновь вопрос назревает такой:
    Что же там, за другою чертой?

    Мы не знаем кто, бог иль судьба
    Раздает всем нам наши года.
    И вопрос назревает опять:
    Что еще предстоит мне терять?    

  Ноябрь. 2021 год.
      


Рецензии