Русская фабрика и Ученичество

"РУССКАЯ ФАБРИКА" Туган-Барановского и Ученичество Адама Смита

Данный текст является авторизованным переводом с французского языка одной из глав монографии « Esquisses de l histoire russe du 20-eme siecle », L Harmattan, Paris, 2005.

Задача этой главы – включить в историю изложенную одним из авторов монографии, Павлом Коноваловым, представляющую индивидуальное прошлое, представление, объективированное авторами из академических кругов.

Для этого использованы два документа – «История о природе и причинах богатства народов» Адама Смита и «Русская фабрика» Туган-Барановского, с тем, чтобы докопаться до сути проблемы и оценить точность повествования Павла Коновалова «Образ жизни и труда в Петербурге, революции 1917 года », текст которого может быть найден на сайте Проза.ру

Во время работы над « Эскизами истории России » в 2005 году я ссылалась на труд Михаила Ивановича Туган-Барановского, считая его русским экономистом, так как был он профессором Санкт-Петербургского Университета, в котором я сама училась и начинала там свою профессиональную деятельность много десятилетий спустя.


Теперь, в 2022 году,  во избежании конфликта, следует сделать ряд уточнений в биографии М.И.Туган-Барановского.
 
Туган-Барановский  родился в деревне Соленое Харьковской губернии. Происходил из древнего рода литовских татар. Учился во Второй Харьковской гимназии, на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, а диплом кандидата естественных наук получил в Императорском Харьковском университете. После февральской революции 1917 года жил на Украине, стал видным деятелем украинского национального движения, с августа по ноябрь 1917 года был министром финансов в Генеральном секретариате Центральной Рады. Умер в 1919 году в поезде по пути на Версальскую мирную конференцию в составе украинской делегации.

Фундаментальный труд М.И.Туган-Барановского, докторская диссертация, защищенная им в Московском университете в 1898 году, носит название « Русская фабрика в прошлом и настоящем »



ГОРОДА И РЕМЕСЛА

Россия была аграрной страной, и развитие ремесленничества, не зависящего от сезонных сельскохозяйственных работ, началось лишь в начале 17-го века, когда города становятся центрами административной, ремесленной и торговой активности.

В городах зарегистрированы от 210 до 293 кустарных ремесел. Например в Новгороде среди ремесел – 23 специализируются на кулинарии, 25 – на изготовлении предметов домашнего обихода, многие работают с металлом, кожей, деревом и изготавливают украшения. Эти работы, выполняются по заказу, а часть продукции предназначена для продажи.
Продажа осуществляется мелкими коммерсантами – купцами. Это жители городов, которые содержат небольшие лавки, куда ремесленники приносят свою продукцию.

Собственники лавок – горожане, по социальному происхождению это резервисты и люди, принадлежащие боярам и духовенству. Их численность пропорциональна числу городских жителей каждой из этих категорий.
Крупные торговцы, именуемые «гостями», не живут в городах. Они торгуют с другими городами и странами и владеют магазинами, объединенными в торговые галереи (гостиные дворы), существующие во всех городах.
В 16 веке существует 3 корпорации таких привилегированных коммерсантов, общее число которых не превосходит 600 человек. Первый официальный поименный акт «гостей» вышел в 1566 году. В нем фигурировало 12 имен. В 1650 году 24 персоны имели этот титул. Они торгуют мехом, кожами, солью и зерном.

Со временем этот вид деятельности демократизируется, и, например, родители Павла Коновалова в своем ателье шьют по заказам одного из коммерсантов – «гостя» из Гостиного двора Санкт-Петербурга.
Население Москвы – самого большого города России в конце 17-го века – не превышает 200 тысяч жителей, и в течение длительного времени городское ремесленничество остается маргинальным видом деятельности в России.

В 1898 опубликована книга «Русская фабрика», докторская диссертация крупного экономиста Туган-Барановского. Для нас эта книга – «золотая жила», содержащая огромный объем информации и оригинальные мысли по поводу русской цивилизации в конце 18-го и 19-м веке. Мы находим объяснение причин слабого развития ремесленничества, оценку роли крупных фабрик в обучении специальностям, историю формирования промышленных профессий и описание условий труда в городах.

Мы узнаем, что еще в начале 19-го века необходимость индустриального развития не была очевидна для всех. Защитники индустриализации дискутируют лишь об индустрии, востребованной сельским хозяйством и необходимой для обеспечения занятости земледельцев, учитывая, что полгода из-за климатических условий крестьяне не обеспечены работой.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Промышленность и индустриальные специальности появляются по инициативе Государства в 18 веке. Государство в лице Петра Великого дает заказы на промышленную продукцию. Построены крупные фабрики, производящие продукцию до такой степени исключительно для Государства, что предприниматели не имеют права продавать её частным лицам под угрозой штрафа. В случае нарушения преследуются оба её участника – и продавец и покупатель.

Промышленная рабочая сила – не выходцы из ремесленников, как в других западных странах, а крепостные, сельское население и крестьяне, которые после постановления 18 января 1721 года могли быть проданы промышленникам для работы на фабриках. Наемной рабочей силы не существовало.

До 1861 года, года реформы, отменившей крепостное право, горная промышленность целиком базируется на принудительном труде, напротив, в хлопчатобумажной промышленности труд крепостных не существовал практически никогда. В этом последнем секторе доминирует мелкое семейное производство.

Фабричные рабочие в течение длительного времени оставались низко квалифицированными. Если производительность труда и растет с течением времени, то главным образом под воздействием суровых наказаний крестьян-рабочих, пытающихся бежать с фабрик.

В России существовало два типа индустриальных производств. «Вотчинные» фабрики принадлежат дворянам. Здесь производство было организована в две смены, в течение 2-х месяцев рабочие занимались сенокосом. Работа на «Вотчинных» фабриках не всегда оплачивалась, а если оплачивалась, то, как деньгами, так и производимой фабрикой продукцией.

Второй тип – фабрика «посессионная», которая получает снабжение и субвенции (землю, оборудование, рабочих…) от правительства. Здесь работают государственные крестьяне (которые тоже являются крепостными), а также бродяги, заключенные, каторжники.
Большинство рабочих имеют клочок земли, принадлежащий фабрике, а не земельному собственнику. Юридически предприниматель не может ни разделить предприятие, ни продать крестьян без фабрики, ни изменить номенклатуру и объем выпускаемой продукции. Эти параметры определяет правительство. Кроме того, предприниматель-фабрикант не может использовать рабочих на иных работах, нежели фабричных и должен платить «достаточное» жалование.

Министр внутренних дел, разрабатывающий регламенты предприятий, защищает интересы дворянства, класса собственников земли и помещиков, и руководствуется в основном полицейскими и политическими соображениями. Его главная забота – избегать столкновений и массовых беспорядков. Из-за этого законы, исходящие из сферы его компетенции, косвенно ориентируются на защиту интересов рабочих.
Длительность рабочего дня или почасовая норма (урок) определены фабрикантом, но в случае недоразумений законом предусмотрено вмешательство Министерства финансов.
При некоторых обстоятельствах государство разрешает не платить рабочим жалование, но предлагает разделить рабочее время таким образом, чтобы 50% времени рабочий мог работать на себя.
Теоретически работающий на «посессионной» фабрике не рискует потерять работу, и его заработная плата гарантирована.

В 1811 Министр внутренних дел проводит закон, устанавливающий 12-ти часовой рабочий день ежедневно, кроме субботы, когда он длится 6 часов. Женщины и дети, хотя и крепостные до 1861, не принуждались к работе.
В регламенте шелкопрядильной фабрики (Купавино в 1803 г.) отмечено, что оплата труда должна пересматриваться каждые 10 лет с учетом изменения цен на хлеб и другие продукты потребления рабочих.
Регламент Ярославля предусматривал существование при предприятии врача и больницы.

Результаты опроса хозяев 107 « посессионных » фабрик, касающегося оплаты труда, показывают, что многие рабочие получали часть заработной платы в натуральном виде: они имели дома, пособие для нетрудоспособных членов семьи и снабжались мукой по сниженным ценам.
На предприятии Фрянова, например, среди рабочих выбирался уполномоченный, наблюдавший за точностью оплаты. Реальные выплаты выросли там на 25% за 20 лет наблюдений.

Министр финансов, управляя « посессионными » фабриками, руководствовался интересами промышленников. Констатируя нерентабельность принудительного труда, он считал, что фабриканты должны иметь возможность принимать экономические решения, касающиеся их предприятий самостоятельно. Например, Министр мог позволить фабрикантам снижать заработки.

В 1833 фабриканты обратились в кабинет министров с требованием предоставить им право изменять номенклатуру продукции (количественно и качественно) на их фабриках. В 1835 фабриканты добились разрешения отпускать крестьян с « посессионной » фабрики, но не получили права изменять объем продукции, предписанный правительством.


ФАБРИКА И ИЗБА РЕМЕСЛЕННИКА

Фабрика благоприятно влияет на развитие ремесленного производства в сельских местностях.
Согласно Туган-Барановскому, это производство капиталистического типа и является таковым с 17 века. Подтверждением тому является тот факт, что продукция этого сектора не потреблялась самим производителем, не обменивалась на местном рынке, а передавалась торговцам.
Если для производства лаптей, скорняжного дела или производства войлока не было нужды в капиталисте, поскольку все это – предметы семейного пользования, то производство шелка, перчаток, патронов не было порождено семейными потребностями крестьян. Они – плод капиталистических предприятий.

Хлопчатобумажная промышленность появляется на крупных фабриках в конце 18 века, затем вокруг развиваются мастерские ремесленников (в частности красильные). Фабрика делает заказы, и ремесленник их выполняет, затем он полностью отделяется от фабрики и создает свое собственное предприятие.

Ремесленничество развивается, поскольку фабрика – мануфактура, то есть она использует мало машин и из-за этого может быть разделена. Но в России именно фабрика формирует ремесленников разных специальностей.
В конце 19 века перемещение населения в города ускоряется, рождаются новые производства, и заметно прогрессирует уровень образования. Обозреватели пишут, что рост населения в городах благоприятствует прогрессу уровня обучения населения больше, чем инициатива открытия деревенских школ, зародившаяся в это время.
Связь с землей слабеет, но сохраняется, откуда и низкий уровень заработной платы рабочих.

Заколдованный круг этого времени таков: для роста заработной платы надо было разорвать связь с землей, а чтобы разорвать связь с землей, надо было повысить заработную плату.


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ДНЯ: ДИСКУССИИ И ПЕРЕГОВОРЫ В 19-М ВЕКЕ

В 1882 году в России принят закон, который запрещает работать детям младше 12 лет, сокращает продолжительность рабочего дня несовершеннолетних от 12 до 15 лет, устанавливая её на уровне 8-ми часов в день, кроме воскресения, а также запрещает им работать ночью.
Закон рекомендовал ввести обучение детей в школах.
Назначенные правительством инспектора наблюдают за условиями труда в мастерских.

Этот закон соблюдается предпринимателями по-разному.
Например, в Санкт-Петербурге из-за нехватки рабочей силы заработная плата была выше, чем в других регионах и технологии были более продвинутыми. Из-за этого в конкурентной борьбе между регионами предприниматели Санкт-Петербурга требуют от законодателей еще большего сокращения продолжительности рабочего дня.
Производительность труда на московских предприятиях ниже, а соответственно и заработная плата там ниже, и, как следствие – фабриканты заинтересованы в увеличении легальной продолжительности рабочего дня.

Дополнительные правила введены в действие в 1885 и в 1886 годах. Они сокращают общую продолжительность труда и запрещают ночную работу женщинам.

Такие изменения объясняются не только давлением, оказываемым Петербургскими хозяевами предприятий. В действительности – это период экономической рецессии, а также подъема активности рабочего движения.

Закон 1886-го года устанавливает: заработная плата должна выплачиваться 1 или 2 раза в месяц; запрещается оплата в натуральной форме (например, хлебом), запрещается производить вычеты долгов из заработной платы; предприниматели не могут брать процентную ставку за одолженные деньги; вычитать из заработной платы платежи за медицинские услуги, освещение мастерских, покупку средств производства.
В случае несоблюдения правил оплаты либо в случае нанесения телесных повреждений хозяева подвергаются штрафу в размере 300 рублей.
С другой стороны, установлено, что договор может быть расторгнут в случае плохого поведения рабочего (неповиновение, грубость), инициаторы забастовок могут быть подвергнуты тюремному заключению или сосланы.
Так произвольный способ эксплуатации труда заменен в 1886 году строгой регламентацией отношений связанных с работой по найму. По многим пунктам формы трудового контракта утвердились и становятся независимыми от договоренностей между хозяином и рабочим. Государственный инспектор определяет внутренний регламент жизни предприятия.

При подготовке закона были осуществлены оценки возможных последствий сокращения продолжительности рабочего дня для экономической активности различных секторов. Делаются попытки оценить рост производительности труда, методов увеличения заинтересованности рабочих в интенсификации, эффективности и инновации. По количественным оценкам производительность труда должна была вырасти на 3-5% в прядильно-ниточном производстве, на 7-10% на ткацком производстве и на 15% на механических фабриках и в красильнях. Как правило, заработная плата не должна была снижаться из-за сокращения продолжительности рабочего дня.
Закон, принятый в 1882, был подвергнут широкой критике и отменен в 1890.

Из чтения трудов историков и экономистов вытекает, что ремесленничество в России никогда не было преуспевающим, что промышленные специальности были выкованы крупными государственными фабриками, и что профессиональное обучение не было институциализировано.

В свидетельствах Павла Коновалова «Образ жизни и труда в Петербурге, революции 1917 года », касающихся условий работы и заработной платы портных рабочих и подмастерьев, находим детали, которые заставляют думать, что общие правила обучения ремеслу и условия труда в мелких частных мастерских не существовали или их умели обходить.

Трудно предположить, были ли знакомы с работами Адама Смита министр внутренних дел и министр финансов, ответственные за развитие индустрии в России, были ли их решения инспирированы британским примером организации труда в мастерских ремесленников, но многое из того, что рассказывает Павел Коновалов может быть понято и проанализировано перечитывая А.Смита.
Благодаря некоторому сходству между описаниями русской и британской систем можно рискнуть объяснить природу русских явлений, опираясь на размышления А.Смита (1776), книга 1, глава 10 «О заработной плате и прибыли при различных применениях труда и капитала».


О ТРУДЕ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ПОРТНЫХ.

А.Смит дает объяснение различию в заработной плате рабочих и ремесленников различных профессий в Англии в 18 веке.
Он пишет:
«В Лондоне почти все профессиональные рабочие нанимаются на работу и увольняются своими хозяевами на неопределенный период [...]
Профессиональные рабочие наиболее низкой квалификации, ученики портных, зарабатывают полкроны в день (по моим расчетам – 24,6 пенса), хотя допустимая плата за простую работу должна быть 18 пенсов.
В маленьких городах и деревнях заработная плата портных часто с трудом достигает заработной платы чернорабочих.
В Лондоне портные нередко остаются без работы в течение многих недель подряд, особенно летом».

В Санкт-Петербурге веком позже портные летом остаются без работы. Именно из-за этого мать Павла Коновалова надеется, что её сын освоит другую профессию, например, сапожника.

Смит пишет, что заработная плата зависит от степени сложности работы, её чистоты или отвращения, которое она может вызвать, от респектабельности вида деятельности как такового или его унизительности.
Так, в большинстве регионов (Соединенного королевства) портной зарабатывает в год в среднем меньше, нежели  кузнец; его работа не всегда проще, но она много чище. Кузнец – ремесленник, но он редко зарабатывает за 12 часов работы столько, сколько горняк за 8 часов, будь последний даже простым рабочим. Ситуация объясняется тем, что работа первого не настолько грязна, менее опасна и осуществляется при дневном свете.
Степень почетности составляет важную часть вознаграждения во всех профессиях, именуемых респектабельными; зато с точки зрения денежного вознаграждения этот тип профессий обычно недостаточно оплачиваем.

Это замечание, которое касается Соединенного королевства 18 века, весьма подходит к России в отношении таких профессий как врачи и преподаватели! Например, в начале 21-го века доходы этих респектабельных профессий ниже средних доходов населения.

А.Смит: «Презрение, которое проявляется в отношении некоторых видов деятельности, провоцирует обратный результат. Занятие мясника – профессия грубая и вызывающая отвращение – почти всегда лучше оплачивается, чем труд большинства других профессий. Деятельность, наиболее отвратительная из всех возможных – это функция палача, однако, учитывая особенность выполняемой работы, она оплачивается выше всех простых работ».


УЧЕНИЧЕСТВО

В Англии устав ученичества впервые был определен в 1563 году. В этом уставе были перечислены профессии, для занятия которыми требовалось предварительное обучение ремеслу. Этот устав фиксировал предельный возраст начала ученичества (он составлял 21 год) и максимальную длительность обучения (7 лет). Вслед за этим были созданы специализированные технические школы обучения ремеслу.

Портняжные ученики в России, по свидетельствам Павла Коновалова, в начале 20-го были моложе и срок их обучения короче.

В Соединенных штатах обучение рабочих осуществляется (с самого начала истории обучения ремеслу) главным образом на специальных курсах, организуемых крупными предприятиями, такими, например, как железная дорога.

В этом по Туган-Барановскому сходство России с Соединенными Штатами.

Ученик – это прислуга обязанная выполнять специализированные работы в мастерской своего хозяина в течение некоторого количества лет, в свою очередь хозяин-мастер должен обучить её профессии.
Такое определение профессионального обучения, данное А.Смитом, позволяет выявить различие между контрактным соглашением (обязан, длящимся столько-то время) и мнимыми обязанностями мастера (хозяин должен обучить его профессии). А именно, обучение может варьироваться от «всего» до «ничего» в приобретении навыков и постижении секретов мастерства. Существовали контракты, по которым мастер брал обязательство обучать молодых людей и непрофессиональным навыкам (чтению, письму…) или выдавать свидетельства об окончании обучения мастерству.

Павел Коновалов пишет, что в Петербурге по окончании контракта ученики получали деньги и одежду, сшитую в мастерской.
 
Заработная плата ученика может включать надбавку за производительность превышающую норму, или она может быть меньше, чем разница между производительностью и расходами, связанными с обучением. В некоторых случаях напротив, ученики платили за обучение, работая при этом на хозяина.
 
Главная идея ученичества – это труд в обмен за обучение. Другие аспекты, такие, как дополнительное жалование, состав соглашения, сертификация полученной специальности и другие были достаточно разнообразными и скорее объяснялись местными традициями. Пределы изменения каждого из составляющих элементов – труда и обучения – остаются вообще неизмеримыми или не поддаются проверке.

Экономисты-теоретики сегодня анализируют отношения между ними в терминах неполного контракта с асимметричной информацией.

Историки и экономисты пытаются понять причины появления такого института как ученичество. Обращается внимание на то, что, с одной стороны – это желание хозяев извлечь выгоду из труда учеников, используя несовершенство государственной системы подготовки ремесленников. Но исследования показывают, что ученики часто получают больше, нежели производят, особенно в начале ученичества. С другой стороны, более очевиден интерес хозяина к возможности выбрать при найме на свое предприятие лучших учеников, обученных им самим.

На практике обучение может принимать крайние формы: с одной стороны – внедрение обучения вне труда, то есть, когда совсем нет затрат производительного труда учеником и/или когда занятия осуществляются вне стен мастерской; с другой стороны, это может быть чистое освоение профессии (“learning by doing”), осуществляющееся без преподавателей и инструкторов.
Очевидно, что ученичество – промежуточная форма обучения, когда обучение и работа на производстве в большей или меньшей мере осуществляются одновременно.

Обычно экономический анализ явления «ученичества» учитывает следующие элементы: технологию обучения, доступ к финансированию, оценку возможности быть занятым на производстве другим способом чем в качестве ученика, расходы, связанные с легализацией контрактов и сертификацией, оценка качества сертификации для перспектив занятости учеников вне предприятия, расходы по формированию стандартов обучения и расходы по организации обучения.

Способность молодого человека приступить к обучению и постижению профессиональных навыков зависит от условий финансирования этого периода его жизни. Либо семьи готовы к финансированию, либо внешние структуры берут это на себя (патронат, государство, банки). Речь идет скорее о натуральных, нежели денежных трансфертах между предпринимателями и нанимаемыми.

Другая проблема, интересующая экономистов: что дает система обучения через практику с точки зрения квалификации учеников. Теоретические модели такие как: «ухудшающийся отбор», «трансакционные издержки» или «установление соответствия» при найме на рабочее место - появились, вероятнее всего из-за того, что они формализовали феномен квалификации и вступления в жизнь людей как процесс «ученичества», нежели как момент поиска работы людьми с общим образованием, предлагающими себя на абстрактном рынке труда.


Рецензии