36 лет назад в Москве прошли первые (закрытые) показы фильма Тенгиза Абуладзе "Покаяние", который сыграл большую роль в изменении сознания советских людей. В 1987-м фильм начали показывать в кинотеатрах в открытую, он получил всеобщее признание, заслужил награды на кинофестивалях... В том же году (50 лет Большого террора) началась первая горбачевская волна десталинизации, в ходе которой была дана оценка событиям полувековой давности и началась реабилитация пострадавших. Фильм, несмотря на причудливый историко-культурный антураж, был слишком близок советским реалиям. Настолько, что диву даёшься, как его могли снять еще до Перестройки (съемки проходили в 1983-1984 годах, потом фильм положили на полку). Помню, заключительная сцена фильма - про улицу, ведущую к храму - часто обыгрывалась в печати, в заголовках статей газет. Острые перья журналистики время от времени вопрошали о том, какая дорога ведет к храму , это было как бы синонимом истинного пути. Действительно, один из главных вопросов той, безусловно, переломной эпохи был в том, способна ли улица Варлама Аравидзе привести "к храму". И если нет (а тогда, в то время все, кажется, поняли, что не способна), то что надо сделать? Переименовать улицу, восстановить храм? Сейчас, думаю, стало понятно, насколько наивными были такие рецепты. Ведь фильм Абуладзе - совсем о другом, об изменении сознания самих людей, а отнюдь не о внешних символах, которые сами по себе мало что значат. Без тех важных изменений слишком много зловещего, ужасного может повториться, взойдя на новый исторический виток.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.