Учимся читать В. Высоцкого Случай в ресторане

Авторы, создавая художественные произведения, как правило, представляют основные идейные посылы своих работ. Но довольно часто, особенно у талантливых авторов сюжет произведения, его герои начинают жить своею жизнью.  С одной стороны они могут даже начать оспаривать авторскую позицию, войти в противоречие с автором. С другой  стороны они могут обнажить некоторые детали мировоззрения автора, которые даже скрыта от него.

Хорошо известная песня В. Высоцкого «Случай в ресторане».

В ресторане по стенкам висят тут и там
Три медведя, заколотый витязь.
За столом одиноко сидит капитан.
- Разрешите? - спросил я - Садитесь.
- Закури! - Извините, Казбек не курю.
- Ладно, выпей, давай ка посуду!
- Да пока принесут... - Пей, кому говорю!
Будь здоров! - Обязательно буду!
- Ну так что же - сказал, захмелев, капитан -
Водку пьешь ты красиво однако!
А видал ты вблизи пулемет или танк?
А ходил ли ты, скажем, в атаку?
В 43-м под Курском я был старшиной,
За моею спиной такое...
Много всякого, брат, за моею спиной,
Чтоб жилось тебе, парень, спокойно.
Он ругался и пил, он спросил про отца
Он кричал, тупо глядя на блюдо:
"Я пол жизни отдал за тебя, подлеца,
А ты жизнь прожигаешь, паскуда!
А винтовку тебе, а послать тебя в бой,
А ты водку тут хлещешь со мною"
Я сидел, как в окопе под Курской дугой,
Там, где был капитан старшиною.
Он все больше хмелел, я за ним по пятам,
Только в самом конце разговора
Я обидел его, я сказал: "Капитан,
Никогда ты не будешь майором!"

Высоцкий мастер бытовых сцен и хорошо знал и изображал взаимоотношения в мужских компаниях 70-годов.

Капитану не интересно одному ужинать, пить водку, без компании, без мужского разговора. И он пересекается с автором.

Автор не может поддержать разговор, он просто не знает мир простых людей, в котором живет капитан. В те годы практически все мужчины старше сорока лет были фронтовиками. Высоцкий из другого мира, мира мажорной молодежи. Высоцкому не интересны воспоминания капитан. На вопрос об отце у него нет простого ответа. В семье очень сложные взаимоотношения и он не может сказать, где воевал его отец, в каких боях участвовал.

Капитан, прошел все ступени он солдатской службы, он видел молодых ребят и в окопах и в послевоенной армии, он понимает и оценивает человеческие качества собеседника, его надежность в бою.


Капитан задает прямой вопрос «А винтовку тебе, а послать тебя в бой...».
Высоцкий чувствует себя очень неловко, капитан зацепил его глубинную суть. Автор уклонился от призыва в армию.

На прощание Высоцкий, как-то по женский хочет оставить последние слово за собой, показать свое «знание жизни».   

«Я обидел его, я сказал: "Капитан,
Никогда ты не будешь майором!".

Он не понимал психологию людей прошедших через тяжелые бои. Капитана можно сделать майором, полковником и т. д., его можно уволить из армии, но это не изменит его личность. Он выстоял на Курской дуге, он победитель.

В 60-70 годы практически все мужчины старше 50 лет были участниками войны. У меня отец, мать, тесть воевали, теща работала на химическом заводе.
 
Поэтому встретится за столом, с ветераном ВОВ было вполне рядовым событием. Ветераны не любили рассказывать о войне. Если затрагивалась тема войны, то мы, молодежь, как губка впитывали крохи информации из первых рук о том, как и что, было на фронте.

Мне представляется, что если бы я сидел с этим  капитаном за столом, то на его вопрос «А винтовку тебе, а послать тебя в бой». Я ответил бы « мне выдали карабин СКС и две большие ракеты (С-200 тогда были засекречены) и когда в Англии взлетал натовский самолет SR-71, у нас объявляли боевую тревогу, и я делал всё как надо».

А на прощание предложил бы тост. «За тебя Капитан, За победу »!


Рецензии
Вряд ли Высоцкого можно было отнести к "мажорной молодежи".
Прочтите, что означает это выражение на самом деле:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотая_молодёжь
Автор явно не в курсе.

Владимир Байков   16.01.2023 06:24     Заявить о нарушении
Высоцкий "мажорная молодёжь"?? Что за бред. А дважды два пять? Вряд ли? Ну, подумайте, пообсуждайте.
Кошмар!

Алексей Чернечик   16.01.2023 02:51   Заявить о нарушении
Вопрос не ко мне, а к автору опуса. Прочтите это сочинение внимательнее. Автор это утверждант.

Владимир Байков   16.01.2023 06:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.