Считали ли народы Северо-Западного Дагестана себя

Считали ли народы Северо-Западного Дагестана себя лезгинами?

Евгений Львович Марков (1835–1903) — русский писатель-путешественник, литературный критик, этнограф, выдающийся крымовед. Директор училищ Таврической губернии. Родился и вырос в родовом имении Патебник Щигровского уезда Курской губернии и принадлежит к одному из трёх дворянских родов Марковых, ведущему своё происхождение от литовского дворянина, перешедшего на службу к российскому государю и получившему в XVII веке поместья около города Курска. Окончил Курскую гимназию, затем Харьковский университет (1857) и стал преподавать географию в Тульской гимназии.


Статьи Е.Л. Маркова о яснополянской школе Толстого обратили на себя внимание министерства народного просвещения, и ему было предложено место в учебном комитете. В 1862 (или 1865) году он был назначен директором Симферопольской гимназии. Несогласие с политикой Д.А. Толстого вынудило его выйти в 1870 году отставку. Марков вернулся в Щигровский уезд, где занялся земской деятельностью; был управляющим воронежским отделением дворянского и крестьянского земельных банков; много путешествовал по Европе и странам Востока.


В 1872 году вышли его знаменитые «Очерки Крыма», в 1887 году «Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории» (1887) — одна из первых книг, знакомящих жителей России с удивительным краем, представляющим из себя, словами автора, «бесценный по разнообразию музей этнографических, археологических, естественно-исторических сокровищ».


Возвращаясь к выделенному в заголовок данной заметки вопросу «Считали ли народы Северо-Западного Дагестана себя лезгинами?», и сразу же отвечая на него, приводим выдержки из работы Е.Л. Маркова «Очерки Кавказа»:


«Никогда не мог Дагестан представлять из себя одно сплошное царство, один крепкий союз; никогда не имели одного языка. Его издревле называют «гора языков». Племена его многочисленные, чем племена любого большого государства. Каждая гора заселена особым племенем, каждая деревня говорит особенным наречием, непонятным другим.


Аварцы ненавидят кумыков, дидойцы — капучей (капучинцы, бежтинцы — прим. автора), андийцы — табасаранцев (здесь источник имеет в виду под табасаранцами всех жителей Кайтаго-Табасаранского округа — прим. автора).
В каждой общине свой обычаи, свои законы на всё, непохожая на других одежда, чуждая другим празднества. Даже одна и та же река называется десятью различными именами, протекая десять соседних ущелий. Никто не хочет знать ничего общего: ни общих законов, ни общих интересов, ни общего имени…


Название лезгин, которым мы обозначаем жителей Дагестана, чуждое самим дагестанцам. Они в своих собственных устах — цези, цунта, анцух, бежда, кумух, но вовсе не лезгины».


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Российский музей этнографии // Гинухцы. Пожилой мужчина. Фото А. К. Сержпутовского. 1910 г.


Литература / источники

1. Марков Е.Л. Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории // Е.Л. Марков. СПб.; М.: Издание Товарищества М.О. Вольф, 1887 (Типография Товарищества М.О. Вольф). — [6], VI, 694, II. С. 592–593. // Электрон. версия подготовлена Оренб. универс. научной б-кой им. Н.К. Крупской в 2015 году [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32k2nu, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.11.2022). — Яз. рус.


Рецензии