Пушкин и мистика Пиковой Дамы

Пушкин (АСП) и мистика Пиковой Дамы (ПиДа)

В ПиДе доживающая прошлый век Графиня *** и Старуха = два отдельных персонажа из разных миров = проявленного и ирреального

В ПиДе  Старуха (двойник старой графини *** или ее сущность) ведет себя как посланник хтонических сил эпохи Праматерей или Запредельного:

0) Пушкин сразу предупредил:

Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.
Новейшая гадательная книга.

1) Мертвой она перемещалась:
Глава  3 =   графиня, умирая, «покатилась навзничь»
Глава  4 =  утром «мертвая старуха сидела окаменев»

Ибо  Пиковая Дама = это пиков Дама = Дама у пик …

Вот тщательное описание Графини *** Пушкиным или сцен с ее участием:

(2)
Старая графиня *** сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад.

Символы первого явления (проявленности) – зеркало, три девушки ( мойры, парки, вестуньи), ни малейшего намека на красоту с сохраненной привычкой молодости (нестарения духом или душой)

Графиня обозначена как *** = она одна не имеет имени в этой готической повести ужасов или хоррора ночных приключений. И дело вовсе не в том, что автор пытался скрыть пртотип …

(3)
Он вспомнил, что от старой графини таили смерть ее ровесниц, и закусил себе губу. Но графиня услышала весть, для нее новую, с большим равнодушием. — Умерла! — сказала она, — а я и не знала! Мы вместе были пожалованы во фрейлины, и когда мы представились, то государыня...

(4)
— Paul! — закричала графиня из-за ширмов, — пришли мне какой-нибудь новый роман, только, пожалуйста, не из нынешних. — Как это, grand’maman? — То есть такой роман, где бы герой не давил ни отца, ни матери и где бы не было утопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников! — Таких романов нынче нет. Не хотите ли разве русских? — А разве есть русские романы?..

(5)
Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?  Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду, и потом уже никто ею не занимался. У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо. Многочисленная челядь ее, разжирев и поседев в ее передней и девичьей, делала, что хотела, наперерыв обкрадывая умирающую старуху.

(6)
Анекдот о трех картах = о тайне, которая известна графине ***


Владение такой тайной свидетельство посвященности и принадлежности к тем кто «не от мира сего», а от Князя его (или Потустороннего)

(7)
Швейцар запер двери. Окна померкли. Германн стал ходить около опустевшего дома: он подошел к фонарю, взглянул на часы, — было двадцать минут двенадцатого. Он остался под фонарем, устремив глаза на часовую стрелку и выжидая остальные минуты. Ровно в половине двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо и взошел в ярко освещенные сени.

Проход сквозь запертые швейцаром двери означает одно = автор из мира реального переводит нас в мир без привычного нам земного физиса = мы в мире Зазеркалья, в которое любит всматриваться старуха-графиня *** (или графиня в поисках Старухи Зазеркалья). Дом графини = это монастырь Старухи = это мир не-реальный или иной запредельной реальности обитания хтонических сил

(8)
В спальню вбежали три старые горничные, и графиня, чуть живая, вошла и опустилась в вольтеровы кресла. …  Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы. Булавки дождем сыпались около нее. Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам. Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета; наконец графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна.
Как и все старые люди вообще, графиня страдала бессонницею. Раздевшись, она села у окна в вольтеровы кресла и отослала горничных. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма. Вдруг это мертвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились: перед графинею стоял незнакомый мужчина.
— Вы можете, — продолжал Германн, — составить счастие моей жизни, и оно ничего не будет вам стоить: я знаю, что вы можете угадать три карты сряду...
Старуха молча смотрела на него и, казалось, его не слыхала. Германн вообразил, что она глуха, и, наклонясь над самым ее ухом, повторил ей то же самое. Старуха молчала по-прежнему.
Графиня, казалось, поняла, чего от нее требовали; казалось, она искала слов для своего ответа.
— Это была шутка, — сказала она наконец, — клянусь вам! это была шутка!
— Этим нечего шутить, — возразил сердито Германн. — Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы отыграться.

Героиня сцены пыток постоянно меняет свою миссию или образ «то графиня, то Старуха»
Символично

Графиня видимо смутилась. Черты ее изобразили сильное движение души, но она скоро впала в прежнюю бесчувственность.
— Можете ли вы, — продолжал Германн, — назначить мне эти три верные карты?

Смутилась не старуха, а графиня! Пушкин предельно точен в символах сменах участников сцен. Старуха упорно молчит, а графиня в смятении души

Старуха не отвечала ни слова.
Германн встал.
— Старая ведьма! — сказал он, стиснув зубы, — так я ж заставлю тебя отвечать...
С этим словом он вынул из кармана пистолет. При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела...
Потом покатилась навзничь... и осталась недвижима.
Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла.

Так не стало наяву ГРАФИНИ *** !
Это был грандиозный готический финал! 
О Старухе же ни полслова, как у Д. Давыдова о Жомини и водке
Пушкин гениально точен: Старуха то бессмертна = она ж не от сюда !

Глава IV
Он спустился вниз по витой лестнице и вошел опять в спальню графини. Мертвая старуха сидела окаменев; лицо ее выражало глубокое спокойствие. Германн остановился перед нею, долго смотрел на нее, как бы желая удостовериться в ужасной истине; наконец вошел в кабинет, ощупал за обоями дверь и стал сходить по темной лестнице, волнуемый странными чувствованиями. По этой самой лестнице, думал он, может быть, лет шестьдесят назад, в эту самую спальню, в такой же час, в шитом кафтане, причесанный ; l’oiseau royal, прижимая к сердцу треугольную свою шляпу, прокрадывался молодой счастливец, давно уже истлевший в могиле, а сердце престарелой его любовницы сегодня перестало биться... Под лестницею Германн нашел дверь, которую отпер тем же ключом, и очутился в сквозном коридоре, выведшем его на улицу.

Пардонэ-муа, в дом графини Герман проник, войдя в сени  сквозь запертую швейцаром дверь у парадного крыльца. А потом вышел, используя ключ от двери под лестницей = т.е. черного хода или для прислуги, очутился в сквозном коридоре, ведущем на улицу… Интересный маневр…

        Глава V
В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон В***. Она была вся в белом и сказала мне: «Здравствуйте, господин советник!»  Шведенборг

Этот эпиграф  из теософии Сведенборга намекает нам на многое, ибо сожержит символы:
- покойницы в белом (Белой Дамы иди Женщины или Белого Призрака эпохи Хаоса – )
- явления Призрака Белой Женщины  из мира мертвых для разбора полетов и грехов

Три дня после роковой ночи, в девять часов утра, Германн отправился в *** монастырь, где должны были отпевать тело усопшей графини. Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести, твердившей ему: ты убийца старухи! Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, — и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения.

Откуда у немца Германа Германна такая вера?  Это автопародия или мистификация крайне суеверного  как его Татьяна Пушкина: убитый проявленный недавно еще двойник ( по Сведенборгу) Старухи придет к убийце и навредит ему мерой за меру по Порядку Вещей 

Гроб стоял на богатом катафалке под бархатным балдахином. Усопшая лежала в нем с руками, сложенными на груди, в кружевном чепце и в белом атласном платье.

Никто не плакал; слезы были бы — une affectation (притворством). Графиня так была стара, что смерть ее никого не могла поразить и что ее родственники давно смотрели на нее, как на отжившую.  «Ангел смерти обрел ее …»

Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. Наконец приподнялся, бледен как сама покойница, взошел на ступени катафалка и наклонился... В эту минуту показалось ему, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом. Германн, поспешно подавшись назад, оступился и навзничь грянулся об земь. Его подняли. В то же самое время Лизавету Ивановну вынесли в обмороке на паперть.

Графиня в этот момент прощания с ней Германа  вновь стала сама собой – Старухой – и подмигнула немцу: милок, ни черта еще не кончено, я приду за тобой – ты теперь мой!

Финал главы достоин сотни романов ужасов:

Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини.
В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко, — и тотчас отошел. Германн не обратил на то никакого внимания. Чрез минуту услышал он, что отпирали дверь в передней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, — и Германн узнал графиню!
— Я пришла к тебе против своей воли, — сказала она твердым голосом, — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне...
С этим словом она тихо повернулась, пошла к дверям и скрылась, шаркая туфлями. Германн слышал, как хлопнула дверь в сенях, и увидел, что кто-то опять поглядел к нему в окошко.
Германн долго не мог опомниться. Он вышел в другую комнату. Денщик его спал на полу; Германн насилу его добудился. Денщик был пьян по обыкновению: от него нельзя было добиться никакого толку. Дверь в сени была заперта. Германн возвратился в свою комнату, засветил свечку и записал свое видение.

Символика этой сцены явления Герману призрака Пиковой Дамы с миссией Женщинв Белом:
2) Лунный свет – без четверти три
3) Кто-то смотрит в окно и тот-час, встретившись взглядом,  исчезает
4) Сквозь запертую дверь (снова тот же способ) является Женщина в белом
5) Пришла она не по своей воле! Ей  велено!
6) Ушла, скользя (!),  сквозь запертую дверь
7) и снова кто-то опять посмотрел в окно

Глава VI

Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка, семерка, туз — скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи. Тройка, семерка, туз — не выходили из его головы и шевелились на его губах.

Игра в московском «обществе богатых игроков»:

Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.
— Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту. — Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.
В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его...
— Старуха! — закричал он в ужасе.
Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно …

Графиня – Старуха хтоник – Пиковая Дама Германа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»
Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние: он сын бывшего управителя у старой графини.

Герман (так в черновике и первой беловой редакции) сошел  с ума, когда еще только принял легенду за правду … Далее было приключения сходящего с ума немца пока его не заключили в Обуховскую дурку в 17-й нумер

Почему в 17-й?

Этот корпус больницы упоминает в своём произведении «Пиковая дама» и Александр Сергеевич  Пушкин:  «Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!». Правда, к моменту написания повести этот корпус переехал на Петергофскую дорогу и получил название «Всех скорбящих радость», по имени иконы Божией Матери, но по факту он продолжал быть частью лечебницы, и значит Германн лечился именно в Обуховской больнице.
В первые годы своего существования лечебница имела дурную славу. О бедняках откровенно не желали заботиться, не разделяли пациентов по роду заболеваний и обращали мало внимания на санитарию помещений.
Николай Лесков так упоминал эту больницу в повести «Левша»: «Тогда один подлекарь сказал городовому везти левшу в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».
Невзирая на то, что лечение здесь оставляло желать много лучшего, а больница предназначалась для бедных слоёв населения, за пребывание здесь сначала пациенты платили четыре рубля, а после плата возросла до 18 рублей в месяц.
Именно в Обуховской возник лечебный корпус =  тот первый  русский «желтый жом»

Истопник: Чайковская А.  Четыре рубля за койку. Интересные факты из истории Обуховской больницы

***
Больницу эту с закрашенными зеленой краской окнами в Петербурге называли «обителью скорби».
В 1828 году главным врачом больницы был назначен крупный ученый, лейб-хирург К. Майер, консультантом стал лейб-медик Н. Ф. Арендт.
Тот самый, что пытался лечить смертельно раненого Пушкина, умершего  от скоротечного сепсиса
Эта больница на Фонтанке была первой в городе, где Н. И. Пирогов применил в 1847 году эфирный наркоз. Пушкин не дотянул до этого спасительного открытия 10 лет. До этого Пирогов запрещал хирургам соваться с ножом в живот

(см. Канн П. Я. БОЛЬНИЦА ДЛЯ БЕДНЫХ. Прогулки по Петербургу вдоль Мойки, Фонтанки, Садовой  ***
Карета с места дуэли камер-юнкера Пушкина с поручиком кавалергардов Двора ЕИВ Дома Романовых  не доехала до больницы 3 км (от Наб. Мойки 12 до Гороховой, по ней до Наб. реки Фонтанки … А там были классные спецы – хирурги-гинекологи… Ведь недаром первым осмотревшим Пушкина врачом был хирург специализирующийся на акушерстве и проблемах родов … Осмотрев рану, он сразу помчался за инструментом и ... больше его к телу Пушкина не подпустили.

***
Кстати, старперы: есть "Симптом Обуховской больницы" (симптом Грекова) – балонообразное расширение пустой ампулы прямой кишки и слабость сфинктера прямой кишки. Симптом Обуховской больницы (симптом Грекова) характерен для острой кишечной непроходимости.


ps

(а)
Герман возможно никогда и не был здоров душевно
По расчетам автора прозы.ру Олега Скрынника Герману для срыва столь большого для него куша требовалась «целая цепь везения, ибо  надо было вытащить:
-  во-первых, 3 определённые карты из 52-х должны оказаться вместе.
- при этом они лежать в определённой последовательности.
- и лежать в самом начале колоды
- карты-то должны быть не абы какие, а тройка, семёрка, туз.
Вероятность этого дела составляет ни много ни мало 0,00000754 (!)

Но так ли уж жестока была судьба к Германну? Как-никак, он вытащил и тройку, и семёрку.
С тузом вот только вышла неувязка. Велики ли были шансы на это? Вытащить именно эти две карты, да в начале колоды, да ещё и точно в такой последовательности –
 вероятность тут была равна 0,0004,
т.е. этому  благоприятствовал только один случай из, примерно, 2600 «

Герман  как немецкий  инженер понимал  что означает эта вероятность  = семерка в шестом лишь знаке после запятой.  Именно поэтому он пошел к графине ***, от кого то узнав, что в ней сидит  та самая Старуха … не догадываясь, что  ее хтоническая натура не терпит насилия …

Однако сделать свой тур в Дом графини с двойником Старухи он мог только уже сойдя ума

(b)
Миссии графини и Старухи *женщины в белом* автор никогда не смешивает = он строго точен в описании двух миров = тутышнего больного и тамошнего вечного и двух миссий – графини и старухи мира хаоса и Хтонических сил

©
В нашей дурке на К.Ф. главрача зовут Герман Немович Томский
Мож его имя по метрике и иное = он так себя сам зовет и это для нас закон
Будешь против = отберут eau de Cologne (о-де-колонь)
А без него на душе такая вонь
У нас все тут сами себя как угодно зовут
По рецепту Пушкина: итак, она звалась Татьяной


Рецензии