Есть ли у совести свобода?
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Таким образом, свобода совести и свобода вероисповедания — конституционное право каждого человека, и это не шуточки.
И вот ещё что к этому "праву" добавляют комментаторы.
Первое. Свобода совести и вероисповедания составляет основу духовной свободы человека.
Второе. Совесть человека недоступна властному вмешательству и государственно-правовому регулированию.
Возникают вопросы.
Свобода совести и вероисповедания в Конституции находится в одной связке. А какое отношение друг к ругу они имеют?
Гарантия свободно менять религиозные и иные убеждения это прямо-таки поощрение их менять. Но это дискредитирует веру и убеждения, придаёт им характер необязательности и нравственной безответственности. Не так ли?
Свобода совести гарантируется, но про допустимость выбирать-менять её как веру не сказано. Почему? Может совесть под "иным" убеждениями подразумевается, с которыми всё можно делать?
Короче, гарантию свободы совести можно и так понимать: хочешь - совестись, не хочешь - твоё дело. Но это просто-напросто гарантия свободы от совести. Не так ли?
Следующий вопрос. Что подразумевается под словом духовное и что есть духовная свобода? Какое отношение к духовности имеет совесть?
И ещё вопрос. Если совесть якобы недоступна регулированию государственному и властному, то выходит чьему-то вмешательству и регулированию она всё же доступна. Чьему тогда? Или в данном случае просто хотели заявить о непозволительности регулирования со стороны властей?
В некоторых головах гнездится мнение, что совесть есть голос Божий, мол, в совести заключена сила, которая выше человека, совестью обременённого. В таком случае совесть действительно ни чьему регулированию не подвластна, раз она от Бога. А если человек действительно раб божий (как таковым его считает религия), то тогда он раб и голоса божьего в своей голове, то бишь совести своей. Но как же быть тогда со свободой совести, гарантированной Конституцией, если раб?
Вся эта путаница объясняется просто. Под идиомой «свобода совести» вообще-то подразумевается (да не всем это известно) естественное право человека иметь свои убеждения (именно свои, а не навязанные), другими словами, право на свободомыслие. Ведь были времена, когда за свободомыслие, приводящее к иноверию или неверию, карали, до сожжения кое-где доходило. И теперь, чтобы до подобного не доходило, утверждается свобода убеждений - другая крайность.
И спрашивается тогда: зачем в п.28 Конституции не "свобода убеждений" вписана, а нелепое выражение "свобода совести"? Ведь глуповато в итоге получается.
Но как было не прогнутся перед "Всеобщей Декларацией прав человека", где написано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии». А что там у них под свободой совести подразумеваются право иметь свои убеждения, не вняли. В 93-ем, когда состряпали Конституцию, максимально передрали из Декларации и т. п. источников идеи и фразеологию. Перестарались.
И вот уже сколько лет чешемся и удивляемся: как можно было всё своё оплевать и поломать, чтобы понравиться Западу в надежде, что он заключит нас в свои объятия и начнёт наводить у нас порядки, не скупясь на инвестиции?
Но в конце концов, заработали санкции, и надолго.
И Конституцию имеем с нелепостями (отмеченная здесь не последняя).
Что же следует понимать под совестью?
Совесть это эмоционально-сознательный нравственный самоконтроль. То есть отслеживание своих безнравственных поступков, и намерений тоже. Это одна из форм общего психического самоконтроля при регуляции поведения субъекта в обществе. (В обществе, в котором выработаны и соблюдаются морально-этические нормы поведения.) Иметь совесть – иметь такой самоконтроль. Совесть «заводится» в психике по мере развития сознания (оно не врождённое)в детском возрасте. Т. е. совесть способность также не врождённая.
Кроме совестного контроля мы следим за своим здоровьем, внешним видом, смотрим, как бы где не оплошать, отслеживаем своё общественное положение, следим за адекватностью и рациональностью своего поведения и др. Если у нас по этой части промахи, осознавши это, нас одолевает досада и тревога за последствия.
А вот когда поступаем безнравственно, или намереваемся ещё, осознавши это, нас одолевают т. н. угрызения совести, чувства нравственной ответственности перед окружающими и обществом в целом. Это чувства стыда, раскаяния, страха, что осудят, а так же самоосуждение, то есть, стыд перед самим собой.
Таким образом, в совестном контроле, как собственно и выше упомянутом, связываются воедино разум (понимание) и эмоции (чувства).
Совестный контроль это гарант соблюдения общественных идеалов, принципов и моральных норм, как самим индивидом, так и ближними его, т. к. совесть побуждает человека осознанно и критически относиться к своему поведению и людей вокруг. Поступать по совести, значит не делать людям плохого, и, испытывая чувство долга, не мириться, когда другие поступают недостойно, также, содействовать взаимопониманию и гармонии в общественных взаимоотношениях.
Совесть-контролёр подвергает тщательной проверке всё, что человек выполняет или ещё только намеревается сделать.
Человек имеет инстинктивную потребность быть уважаемым окружающими. В культурном обществе для уважения, сохранение лица вдобавок к таким достоинствам как сила, смелость, хитрость надо быть ещё воспитанным, честным и совесть иметь. Потому совесть и развивается у человека общественного. Совесть это способность человека общественного (в отличие от антиобщественного эгоиста) испытывать дисгармонию (угрызения) в случае своего недостойного поведения в отношении окружающих и иметь желание загладить, искупить вину.
Т. о. совестный контроль действует лишь в процессе общественной жизни, и совестимся обычно перед теми, чьё мнение нам не безразлично.
А вне общества совесть не нужна, например, у отшельников, отверженных, одичавших её нет. Кого стыдиться? И в среде, где нет ощущения - мы все одна семья, а царит отчуждённость религиозная, этническая, идеологическая, культурная, так же на почве материального неравенства, остаётся мало перед кем совеститься. Отсюда и падение нравов.
Регуляция поведения человека осуществляется посредством отрицательных эмоций, возникающих при «промахах». Через переживание и осознание таких эмоций человек управляет своим поведением. Например, испытав так называемые угрызения совести, возникающими, когда осознал, что поступил аморально или непорядочно, человек стремиться больше в такие ситуации не попадать и не создавать их самому.
Механизм совестного контроля работает независимо от того, чем занято сознание в данное время. Мы в текучке и горячке не всегда задумываемся, что творим и заботимся о последствиях, а контроль подсознательный (внутреннее недремлющее око) всё отслеживает и тревожными сигналами понуждает сознание задуматься, выявить и исправить ошибку.
Угрызения возникают когда осознаешь, что твои намерения аморальны, или задним числом, когда поступок совершён, а уж потом осознал. А если поступок оказался не осознан, т. е. прошёл мимо сознания, отвлечённого другими событиями, то, значит, контроль-совесть не и сработает, и никаких угрызений, пока. А вот в старости всё вспоминается и грызёт, ибо слабеешь и всего боишься, мол, как бы не припомнили.
Когда у зрелой личности, со зрелым, соответственно, совестным контролем в своих поступках и поступках близких людей имеет место несоответствие нормам поведения, осознание этого сопровождается эмоциональными переживаниями. То есть, как отмечено уже выше, возникает чувство внутренней дисгармонии, чувство нравственной (этической, моральной) ответственности за своё поведение перед окружающими и самим собой, чувство вины, стыда и раскаяния, угрызения, т. е.
Но таких личностей не так уж много.
Больше лиц недозрелых, т. е. без твёрдых убеждений. Угрызения не всегда заставляют их поступать по правилам морали, ибо такой человек слаб и частенько идёт на, так сказать, сделку с совестью, т. е. старается самооправданием заглушить чувства стыда, вины.
Есть слепо следующие общественному мнению, а некоторые вообще боятся иметь собственное мнение, по большому счёту они не совсем личности. Поэтому нет у таких лиц твёрдых убеждений, на которые совести опереться, и, как следствие, совесть их очень не надёжна.
Плохо с совестью также у сообразительных, но тщеславных, трусливых, приспособленцев, эгоистов. Доставшийся им характер мешает работать совестному контролёру (животное начало подавляет разумное), а сообразительность легко придумывает оправдания.
Есть осознающие свои злодеяния и испытывающие при этом не угрызения, а удовольствие. Такие особи или дурно воспитаны, или оскотинились в дурной действительности.
Немало людей бесстыжих от природы, их хоть как ни воспитывай - бес толку.
Контролёр-совесть успешнее работает, когда разум-сознание властвует над телом, ну, а когда не властвует (состояние аффекта, опьянения) совести как не бывало - состояние животного
Какое отношение друг к другу имеют совесть и вера?
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение в обществе.
А вероисповедание, или просто вера это принадлежность к той или иной религиозной системе взглядов на жизнь, обязательно с убеждённость в существовании высших сил.
Из выше приведённого следует, что совесть и вера это разное. Тогда почему их поместили рядом? Очевидно потому, что считается, что верующий это как бы ходячая совесть, поскольку всякое вероисповедание обязывает быть совестливым и предусматривает божье наказание за аморальность. Если верует, то, мол, автоматически и совестливым должен быть. Чего на практике далеко не так. А если безбожник, то, само-собой, никакой совести быть у него не может. От куда, мол?
Короче, в какой-то мере грешны те и другие - без этого никак не обойтись.
О духовности, убеждениях, совести и их свободе.
Духовное или духовность это то, что умом приобретённое или самостоятельно сформулированное. Это знания, представления, идеалы, и не обязательно религиозные, как понимают некоторые. То есть, это тот багаж, который определяет наше отношение к миру, восприятие его, наши помыслы и поступки, это основа наших убеждений.
Духовная свобода это свободный доступ к источникам информации и способность самостоятельно формировать свои взгляды и отстаивать их. И надо понимать, что стремление к независимости в убеждениях, как и в любом деле, есть естественная потребность, и её не следует подавлять, а развивать.
Однако большинство населения не стремится к самостоятельному духовному обогащению, легко подвержено воздействию СМИ, религиозной пропаганде, и потому не имеет своих твёрдых убеждений.
В общем, духовность и убеждения большинства людей доступны и вмешательству, и регулированию, что и делается целенаправленно заинтересованными лицами и организациями, а также на государственном уровне, и делается это всеми как открыто, так и скрытно.
Что далеко ходить? На наших глазах целую Украину переубедили, настроили враждебно против русских.
Убеждения продукт духовности, а поскольку духовный багаж это не только что своим умом, но внушённое и заимствованное, поэтому и убеждения имеются и свои, и внушённые, и всё вперемешку.
Убеждения-догмы это слепо принятые на веру т. н. непреложные истины, например, религиозные. И они таковыми остаются, пока критически их не пересмотришь. А те убеждения, к которым сам пришёл или воспринял от других, но осознанно, свободны, ты можешь спокойно корректировать их, если найдёшь основания для этого.
И человек имеет право на свободу убеждений как по Конституции, так и вообще, хотя бы потому что он человек, и должен быть им во всём.
Однако, неуправляемое конституционное свободомыслие не обязательно путь к обретению твёрдых моральных и иных убеждений. Поэтому в Конституции не следует заявлять о гарантии свободы убеждений и, тем паче, свободы совести, а ограничиться фразой: гарантируется отсутствие преследования за убеждения. Такое заявление оставляет право государству направлять духовность и, исходящие из неё, убеждения в нужное русло. Заставить кого стыдиться или не стыдиться чего-то просто так не получается, только через убеждения или внушение, чем обязаны заниматься соотв. гос. структуры (которых у нас нет), а не пускать всё на самотёк. Поэтому провозглашённая Конституцией духовная свобода, т. е. свобода убеждений, ещё не делают человека совестливым. И от поповской суеты мало проку.
Совесть у индивида такова, каковы у него на данный момент убеждения, она всегда вторична по отношению к ним. Каковы убеждения в сознании, таковы и угрызения. Поэтому никакой собственной свободы у совести нет.
Свидетельство о публикации №222112500563
Человек-это сознание. Без сознания-кожаный мешок с костями и мышцами. Любое сознание стремится к свободе. А свобод всего две: 1-Свобода ОТ искушений; 2-Свобода выбора искушений. Какой "свободой" сознание обладает таков и человек...
Совесть, как Вы заметили, продукт воспитания-т.е. СЛЕДСТВИЕ. Ищите ПРИЧИНУ и всё будет ясно...
Всё.
Здоровья нам.
Ваня Сталкер 14.01.2023 17:45 Заявить о нарушении
Для начала заруби на носу: Бог и всё что о нём есть плод человеческого воображения на почве невежества и страха.
Михаил Шамин 2 15.01.2023 05:09 Заявить о нарушении
Не потревожу Вас более.
Здоровья нам.
Ваня Сталкер 15.01.2023 10:14 Заявить о нарушении