Цена ошибки ведущего

Для лётчиков морской авиации Черноморского флота понедельник 13 марта 1944 года стал одним из самых неудачных за всё время Великой Отечественной войны, принёсших большие жертвы среди лётного состава. Что же произошло в тот роковой день?

Уже длительное время группа немецких торпедных катеров, базирующаяся в порту Феодосия, затрудняла боевую работу наших кораблей. Поэтому командующий ВВС Черноморского флота поставил перед лётчиками 11-й штурмовой авиационной дивизии задачу: уничтожить вражеские торпедные катера.

В операции по уничтожению торпедных катеров противника в Феодосии утром 13 марта участвовало 5 групп по 6 штурмовиков Ил-2, в том числе 3 группы из состава 8-го гвардейского штурмового авиационного полка и 2 группы из состава 47-го штурмового авиаполка. Для подавления ПВО выделялись две группы самолётов снаряженных осколочными бомбами, а на вооружении трёх ударных групп имелись 37-мм пушки и бомбы разных типов: ФАБ-50, ФАБ-100 и ПЛАБ-100.

Штурмовиков прикрывали 16 истребителей ЛаГГ-3 и 12 истребителей Як-9 из 25-го истребительного авиационного полка.

Заход на цель всех групп штурмовиков был тщательно разработан, однако скрытности и внезапности подхода к цели не получилось. Дело в том, что ведущий одной из групп самолётов провёл свою группу к береговой черте гораздо ближе, чем было запланировано. В результате противник обнаружил наши самолёты, система ПВО была заблаговременно оповещена и по тревоге с аэродрома Багерово взлетели «Мессершмитты-109» 2-й группы 52-й истребительной эскадры.

Немецкие истребители атаковали наши самолёты на траверзе мыса Чауда, за 5 км до цели. Завязался ожесточённый бой, во время которого наши истребители стремились не допустить противника к штурмовикам, прикрывая их в полёте до цели, а затем при отходе за 30-35 км к юго-востоку от Феодосии.

Однако в ряде случаев наши истребители, увлекшись боем, отрывались от штурмовиков. Были даже моменты, когда штурмовики шли вообще без прикрытия.

К сожалению, не достаточно грамотно действовали и сами штурмовики. Так, они не использовали радио для управления истребителями непосредственного прикрытия. Штурмовики также крайне медленно собрались после атаки цели, что затруднило действия истребителей прикрытия. Всё это привело к тому, что немецким истребителям удалось провести довольно удачные воздушные бои.

Например, фельдфебелю Андреасу Штерлю удалось за каких-то 5-6 минут сбить сразу четыре Ил-2. Два штурмовика сбил лейтенант Ганс Вальдманн. По одному Ил-2 сбили лейтенант Петер Дюттманн, фаненюнкер-фельдфебель Гейнц Захсенберг, фаненюнкер-фельдфебель Эбергард Шталь и ефрейтор Руди Фрице. Между прочим, эти победы немцев почти сходятся с реальным числом потерь наших штурмовиков. 

По заявкам немецких лётчиков было сбито также два русских истребителя: один ЛаГГ-3 сбил лейтенант Фридрих Пухбергер, а один Як-7 сбил фаненюнкер-фельдфебель Гейнц Захсенберг. Правда, в реальности это было не совсем так.

Несмотря на беспрерывные атаки «мессеров» и сильный зенитный огонь, нашим штурмовикам удалось прорваться к цели и нанести удары по зенитным батареям и торпедным катерам. Считается, что при этом 1 немецкий катер был выведен из строя и 2 катера повреждены. Кроме того, в городе Феодосия было вызвано 2 очага пожара.

А в воздушных боях наши лётчики, по их заявкам, уничтожили 7 самолётов противника. Любопытно, что 2 «мессера» пришлись на долю экипажа одного Ил-2 из 47-го штурмового авиаполка: пилота лейтенанта Юсупа Акаева и воздушного стрелка младшего сержанта Николая Губанова.   

Правда, фактически немецкие истребители не понесли никаких потерь. Лишь один Ме-109 лейтенанта Петера Дюттманна в схватке с одним из Ил-2 получил попадания в мотор и маслобак, но пилот долетел до своего аэродрома Багерово и произвел благополучную посадку на шасси.

Удар по Феодосии дорого обошёлся нашим штурмовикам: безвозвратно было потеряно 6 штурмовиков Ил-2, из них 5 от истребительной авиации и 1 — от зенитной артиллерии противника. Повреждены 3 штурмовика Ил-2 и 1 истребитель Як-9, был подбит и произвёл вынужденную посадку 1 штурмовик Ил-2  командира эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка майора В.К. Черных.
 
Четыре экипажа потерял 8-й гвардейский штурмовой авиаполк. Среди погибших — заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Ткачев Николай Сергеевич, пилоты младшие лейтенанты Бабушкин Олег Михайлович, Молчанов Леонид Тихонович, Николаенко Василий Григорьевич. Вместе со своими пилотами не вернулись из рокового полёта воздушные стрелки младшие сержанты Балашев Олег Михайлович, Круталов Борис Григорьевич, Макаренко Афанасий Григорьевич, старший краснофлотец Молодцов Василий Алексеевич.

Из состава 47-го штурмового авиационного полка погибли два экипажа: пилот младший лейтенант Котенков Алексей Николаевич и воздушный стрелок младший сержант Канищев (Конищев) Иван Дмитриевич, пилот младший лейтенант Логинов Юрий Алексеевич и воздушный стрелок младший лейтенант Зотов Юрий Михайлович.

Всего при налёте на Феодосию погибли 12 наших отважных авиаторов-штурмовиков. А всё из-за трагической ошибки ведущего одной из групп. Да, очень дорого обходятся ошибки на войне...


Рецензии
Такой опыт надо обязательно изучать на предмете "Тактика ИА, ИБА" в военных авиационных училищах. Когда я не смог выкупить свой ЗШ-5 при уходе на дембель, столько денег за него насчитала "база", друг, увы, уже покойный, Вован МИнеев, съездил на "барахолку 7-ой км" в Одессе, купил ЗШ там и подарил мне с надписью: "Никакая самая дорогая победа в бою не стоит жизни твоего ведомого!!!" Эрих Хартман - (самый результативный пилот германских Люфтваффе)

С уважением жму кисть, ВВЧ.

Полковник Чечель   14.12.2022 14:49     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию! Разумеется, боевой опыт нужно изучать, он ведь добывается очень большой кровью. Ну и, конечно, совершенно прав был Хартман, не потерявший ни одного из своих ведомых...
С уважением жму кисть,

Олег Каминский   14.12.2022 17:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.