Кабаны двуногие - вологодский говор - отрывок из м

Кабаны двуногие

Опосля войны-то ишшо голоднее стало. Однажды я со своей гвардиёй, а парнёкИ-то  уже бОльшенькие были, с покосу пришли, глядь! - а из избы - то  всё, всё – то   усопежено! О-оооо-й... Всё вывернуто, перевёрнуто, повной роззор! Как и пережили -  не помлю…  Хоть много ли циво в сиротском дому и осталось то!? Ведь всё проедено - на продукты меняла… и мужнины вешши, и своё приданоё. А тут - даже из пеци все выташшено, вынесено  вместе с цугунком! Какие тряпки были – всё- всё - то  цистоцко зворовано.  Даже шапоцки  - с маленьких-то робят!  Оказалось, дезелтиры в лесу поселилисе. Один кто-то из наших мест быв, вот он и привёв. А в лесу–то, скоро оскАлиссе, животы быстрехонько подведёт. Вот по еду оне  в деревни-те и наведывались. Люди бают: «Штё это?! Картоха в поле с горох, а кабаны уж повадилисе, варзАют!»...  Но  это  двуногие кабаны-ти  оказалисе!

Оне ведь не толькё по нашему дому прошлисе. Вот, из району-то за ими и приехали, их арестовывать. Наших деревенских всех согнали лес процёсывать. Да военные-те с собакам!  Дак ведь, как вовков, их выгнали из лесу, да и окружили в скирде осреди поля. Решили с утра везти в район-от, дак на ночь заперли в гумне. Я-то ранешенько утром вилы сенокосные на длинном чЕрне взяла, да и пошла туды, к гумнут- у. 

ЖУРНАЛИСТКА Зачем вилы-то взяла?

 - Спрашьваёшь, вилы-то пошто? А не знаю. ( смех) Щобы не страшно было... (смех) Да нет, неправду баю- бахвалю! Грешная я! Хотела ведь заколоть воров-то! Такая вот обиженная была, сил нет, злая наних!  Штё они, вражины, наделали?  Как им совись -то позволила  у сирот-то послидниё отобрать? Наши-ти мужики где-то лёжат, косточки, можот, не захоронены, а эти вот так с  их сиротами поступают?!
Думала -  хоть свой полушалок, маткин подарок-поминок, отвоюю! Пришла. И не одна я  - много нас,   обиженных, оказалосе - насобиралосе. Стоим. Военные-те поили, да  гумно-то  отворили, выродков -то этих стали выводить…  Ох, Хосподиии! Как глянула, в бабьей кофте один, другой в бабьей жикетке, грязнушшие, лича в копоте, в  саже, не знаю сколькё дён не умытыё, комарами искусанныё,  все в чирьях, волосья запОвстились - как снопы опосля обмолота... А тошшИё!  ОёёйООой! Первой запомнивсе: - глаза как у звиря лесново, испуганныё, сверкнули да сразу в землю уткнулисе. Мало, мало цего целовецьего - то у их осталосе…
Опустила я вилы-те, да как зареву во всю-ту головушку. Ой, ёй  тошнёхонькооооо! Можот, и мооой эдаааак хооодит... Ревлю и ревлю, успокотьсе не могу. Потом эдак с рёвом все и розошлисе. Ведь у кажной мужик-от на войне быв, заревишь тут!
Домой пришла, робяты стрицеют: "Мама, мама! Наши колобки тебе отдали?"  Это я клевер изрублю-иссеку,  да затворю с пригоршнёй ржаной муки быстрее, шщобы не розваливались. Навалею  колобков-то, да скорей на противень, в пець…
Голод проймет, - станешь ись, штё Бог пошлёт.
Колобки-те наши дезелтиры съили, поди, прямо с шоска. Но старшие-то дити подумали, штё колобки они унесли, а я пошла отбирать. И младшие ждали... Они считали, штё фашисты это, раз с вилами на их пошла. А как объяснишь, штё это свои?

Я втожно ишшо подумала - Хосподи, мужик-то мой хошь каким бы пришоув с войны -  без рук, без ног, любого бы приняла. Пусь бы самоваром в красном углу на лавке сидеув, командовав, орАву мою уму-разуму уцив. А то баба - она и есть баба. Вот, не нашлась я товды, чиво робятишкам отвИтить…
А шапоцки детские в поле потом нашли - выбросили оне их.  Не впору  оказалисе, не пригодилисе!


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!
Жив ещё говор. Записывала я его у женщин старше меня лет на десять.
Непонятным мне он был и диковинным, поразила старинная утварь. До сих пор в домах на чердаке стоят кросна и неподъёмные жернова.
Пришлось в 90 году приехать на родину мужа в Вожегодский район.
В студенчестве были две экспедиции фольклорные. Вишера и Чердынская деревня.
А здесь с учениками мы записывали слова и истории опустевших деревень.
От 400 дворов и сорока не осталось. А ведь по зимнику, по словам старожил, именно здесь проходил санный почтовый путь в Москву.
И в этот раз с удовольствием прочитала.
Спасибо.

Татьяна Пороскова   19.01.2023 18:18     Заявить о нарушении
Вожегодский район это северный сосед нашего, Харовского. Там в деревнях проводила лето. В городе, мне кажется, особо никто не говорил по-деревенски. И у меня особой практики не было, но где-то в подсознании все хранится. А где все эти записи хранятся? Помню, приходила и к моей бабушке студентка...

Ольга Смирнова-Кузнецова   19.01.2023 18:32   Заявить о нарушении
В Вожеге кросна собирают в центр ремесел, там женщины приходят и ткут. Очень красивые половики у них - я покупала в Вологде на ярмарке. Плотненькие. Очень довольна. Сейчас и в Харовске так ткут. Скоро перейду на харовские) Фоточку вожегодских половиков скину Вам ВКонтакте. Прямо картины)

Ольга Смирнова-Кузнецова   19.01.2023 18:35   Заявить о нарушении
А у меня из подсознания всплывают неожиданно слова моих уральских бабушек.
Меня так удивило, что в деревне часто посылали к лешему. И плакала я после города, и люди меня не понимали, а я их. А сейчас уж не брошу леса и болота, до сих пор хожу за черникой, клюквой и морошкой.
Ведь дальше нас были только лагеря.
Ваши рассказы я порекомендовала почитать старожилу, который живёт уже в Москве. Он до сих пор говорит и пишет на этом говоре, когда хочет подчеркнуть своё родство с деревней за Озером.
Пишите. И не сомневайтесь.
Мы собирали говор , когда ещё не было шариковых ручек, только тетради и карандаши.

Татьяна Пороскова   19.01.2023 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.