Екатерина 2 -ч. 6

 начало: http://proza.ru/2022/11/22/1447

ГРИГОРИЙ ПОТЁМКИН

С официальной историей в спор не вступаю и на истину в последней инстанции не претендую. Это всего лишь моя личная точка зрения, которую публикую для ознакомления.

_Не смотря на события, сотрясающие Российскую империю, Екатерина не боится снова говорить о любви. В салонах Эрмитажа звучат здравицы за нового фаворита. Она думала, что приобрела ключ к новым победам, на самом деле, в лице Потёмкина она получила властного хозяина над собой. Потёмкин только что вернулся из своего имения под Смоленском, в котором провёл целый год в уединении. Однажды он написал императрице и его письмо тронуло её сердце: "Разрешите мне покинуть империю. Мы собираемся воевать в Америке, по крайней мере, если там я не смогу обрести счастье, то смогу найти свою смерть."   
 
*В историю Соединенных Штатов Америки 1775 г. вошел как начало борьбы за независимость. Эта борьба завершилась подписанием в 1783г. Версальского мирного договора, в котором Англия признала независимость своих тринадцати североамериканских колоний. Английский король Георг III принял решение покарать бунтовщиков.
В поисках военной силы Георг III, не отличавшийся высоким государственным умом (историки именуют его кратко, но емко — «тупой»), в сентябре 1775 г. обратился к Екатерине II с просьбой… продать 20 тысяч казаков, «о воинском мастерстве которых наслышаны в Англии».
 
При этом Георг III сравнивал сопротивление англичанам в Северной Америке с недавним восстанием Пугачева. Король допустил двойную глупость: своими войсками в России не торговали. К тому же, Екатерина еще не забыла, с каким трудом она успокоила общественное мнение в своей империи и Европе в самый разгар пугачевских побед.
В истории остался легендарный ответ Екатерины II, прочитавшей послание английского монарха: «Мои солдаты денег не едят». Официальный же отказ составил Никита Панин.
 
_Екатерина любила Потёмкина, и только страх перед Орловым заставил её согласиться на его изгнание. Когда она получила письмо от изгнанника, Орлов был в отъезде, и она тут же отозвала ссыльного в Петербург. Потёмкин получил в пользование квартиру фаворита. И когда через два дня Орлов вернулся с охоты, на которой он часто проводил по нескольку недель, то увидел, что его квартиру занял человек, который не намерен её возвращать прежнему жильцу.
 
Тогда Орлов решил совсем уйти, но Екатерина решила его использовать в качестве лидера фракции фаворитов, не смотря на то, что он уже не являлся фаворитом. Эта фракция, а скорее, партия, была её надеждой ликвидировать другую парию - сторонников Великого Князя. Жизнь Екатерины к тому времени превратилась в непрекращающийся ужас, она стала бояться даже собственного сына. Орлов остался, но Екатерине часто приходилось плакать от него, становясь свидетелем скандалов между новым фаворитом и опальным. Орлов был от природы очень жесток и своё поведение не контролировал. Потёмкин же был страшно доволен своим новым положением и открыто посмеивался над бессильной яростью Орлова.
 
Григорий Потёмкин, пожалуй, самый удивительный человек своего века. Многие считают, что для того, чтобы суметь сыграть такую выдающуюся роль, нужно родиться русским и жить при дворе Екатерины II, но, кажется, что в любой стране и при любом правительстве, человек таких амбиций и ума, непременно выйдет за рамки, предписанные ему по факту рождения. Это был честолюбивый человек с громадными замыслами, широко образованный, наделённый многими талантами и гибким умом. Даже те, кто осуждает его, должны признать, что бОльшую часть похвал, воздаваемых правлению Екатерины, справедливо следует отнести именно к Потёмкину.
 
Потёмкин был большим мечтателем: утром он хотел стать королём Крыма, а вечером Герцогом Курляндии или диктатором Польши; на следующий день хотел стать монахом, архиепископом либо простым священником. Иногда ему грезились перевороты в Европе, война с Турцией, и тогда он надевал военную форму, и всё время проводил в окружении офицеров. Затем же он хотел только мира, чтобы устраивать балы, и тогда он являлся ко двору разодетый в самые дорогие одежды, увешанный разными орденами и украшенный самыми дорогими бриллиантами, бросая вызов роскошью всему миру.
 
Влияние Потёмкина над Екатериной вскоре превратилось в деспотическое правление. Она почувствовала это слишком поздно, когда на ней уже было приковано ярмо послушания. Он стал резок с ней, мог её оскорбить в присутствии других людей. Однажды, когда он играл в карты, к нему прибыл посыльный от императрицы, которая просила его прибыть во дворец, на что Потёмкин ответил, что не желает ехать. Посыльный уехал, но вскоре вернулся, чтобы во второй раз повторить просьбу Екатерины прибыть для совета. Потёмкин ответил категорическим отказом, а на вопрос посыльного, какой ответ он должен доставить государыне,  предложил поискать его в Библии в начале первого псалма.
 
Вот что там написано:  Beatus vir qui non abiil inconcilio impiorum - Блажен человек, который не подчиняется нечестивому.
Сказал, как печать приложил...  Все завоевания и достижения Екатерины дело рук её Фаворита, а все её преступления и пороки останутся при ней навсегда.
В характере Екатерины не было ни капли доброты. Разве нужны другие доказательства, если знать о приказе Екатерины Григорию Орлову следовать за нею повсюду, чтобы быть постоянным свидетелем триумфа своего соперника.

Когда впервые после подавления Пугачёвского восстания,  Екатерина захотела посетить Москву, чтобы, наконец, ощутить себя правительницей в старой столице России, Орлов начал возражать, а Потёмкин же поддержал её намерение.
Екатерина не забыла, что попы и монахи были на стороне Пугачёва, и она хотела заставить их принять её сторону. В Москве их было больше всего и императрица повезла им в дар большую икону Богородицы, полностью отделанную серебряной ризой, украшенную бриллиантами и драгоценными камнями самой высшей пробы.
Двенадцать лет прошло со дня её коронации в Московском Кремле. Тогда её фактически отвергло  население Москвы.

Шестьсот человек из каждого гвардейского полка сопровождали её в Москве. По пути следования в Москве были воздвигнуты две триумфальные арки, а улицы, по которым должен был следовать кортеж, были украшены роскошными тканями. Двести придворных, разнаряженных в золото и бриллианты, составляли свиту императрицы. На Екатерине было зелёное платье, сшитое по старинному московскому образцу, а на голове надета бриллиантовая корона, украшенная рубином, равного которому, говорят, нет в мире. Платье и корона создавали волшебное сияние вокруг Екатерины. Карета медленно ехала по улицам Москвы через толпы народа, который вышел посмотреть на такое великолепное зрелище.

*Впервые в сопровождении императорского лица в России появились герольды, для которых были специально изготовлены богато украшенные костюмы.

_В третий раз Екатерина посетила Москву, принеся этому городу свою повинную голову, украшенную драгоценной короной, и ожидая признания в любви, уважения и благодарности. Ни разу не был нарушен порядок, пока двигался кортеж, но не было криков приветствия или радости. Угрюмые москвичи молча смотрели на праздничный поезд красноречивыми взглядами, в которых отчётливо читалось, что ненависть и презрение - это единственное, что она может ожидать от этого города. И эта гнетущая тишина, в которой проехала императрица всея Руси, придала её роскошной свите со множеством гвардейцев, вид конвоя, нарядного, но конвоя. Екатерина улыбалась толпе и махала рукой, но её сердце, тоже переполненное ненавистью к москвичам, поклялось жестоко отомстить этому строптивому городу.

Напрасно она совершила это путешествие. Напрасно ездила в Троице-Сергиеву лавру, дарила дорогие подношения и подарки, и простиралась ниц перед настоятелем; напрасно подарила Успенскому собору богато украшенную икону Богородицы. Напрасно объявляла об отмене чрезвычайных мер, введённых из-за войны... Казалось, народ не хотел принимать добро, которое ему протягивала рука, испачканная кровью. И всё-таки, в храме пели "Символ Веры", толпа верующих благодарила Бога за мир с турками, люди рвались увидеть спасительницу Отечества. Именно в этом храме чуткое ухо Екатерины впервые уловило шёпот благожелательности к себе, когда она сошла с трона,  на котором сидела, и подошла к маршалу Румянцеву, чтобы вручить ему фельдмаршальский жезл, шпагу с алмазами, лавровый и масличный венки, украшенные алмазами, а так же крест и звезду ордена Андрея Первозванного. Сумма пожалованного Румянцеву составляла более шести миллионов французских франков.

Генералы, принимавшие участие в последних сражениях, тоже получили награды. Известно, что некоторые генералы, недовольные скудной наградой, в этот же вечер подали в отставку, которую Екатерина сразу приняла. Вечером она послала каждому из них несколько дюжин маленьких пирожков, чтобы скрасить их досуг. Алексей Орлов оказался среди них, его брат Григорий больше не был любовником императрицы. Всё время, пока Екатерина налаживала отношения с церковью, Потёмкин усердно молился, исповедовался, причащался, ходил на проповеди, постился. И как-то к Екатерине пришёл посланный им монах, который сказал, что Потёмкин получил божье просветление, раскаялся и больше не может жить с ней во грехе, но согласен на освящённый церковью брак.

Призвав Потёмкина, Екатерина, смеясь,сказала, что любит его, но если он будет упорствовать, то она уедет и оставит его в Москве, а в Петербурге подыщет ему замену. Сутки Потёмкин не находил себе места, то собираясь принять постриг, то кричал и ругался, но проспав ночь, наутро даже не вспомнил о том, что было накануне. Сел в карету к Екатерине, чтобы вернуться вместе с ней в столицу. По пути они сделали остановку в Твери на оружейных заводах, где он сам выбрал себе дорогое оружие, которое тут же оплатила Екатерина, сделав ему богатые подарки. Казалось, что всё говорит о прежнем сильном чувстве женщины к любовнику. Как вдруг, Потёмкин получает приказ отправиться в путешествие в Москву. Он поинтересовался, в чём причина охлаждения к нему. Оказалось, ничего кроме неверности любовницы.

Предметом внезапной страсти императрицы стал Пётр Васильевич Завадовский, которого директор императорских театров Иван Перфильевич Елагин нанял суфлёром в Эрмитажный театр (*в официальной истории этот факт в биографии Завадовского отсутствует). Он попался на глаза маршалу Румянцеву, который взял его на должность помощника секретаря. Завадовский был очень красив и императрица обратила на него своё внимание во время поездки в Москву. Когда об этом узнала графиня Брюс - сестра Румянцева, она предложила брату рекомендовать Завадовского в любовники Екатерине. Румянцев тут же согласился, очень обрадовавшись тому, что появилась перспектива иметь при императрице своего человека.

В тот вечер, когда в Эрмитаже царило веселье и звучали здравицы за нового фаворита, а Екатерина была уверена в том, что Потёмкин на пути в Москву; Потёмкин вдруг явился в зал, в котором играли в карты и сел на место, которое уже готовился занять Завадовский. Он посмотрел на неё долгим и пронзительным  взглядом, который Екатерина называла магнетическим, и она, не посмев перечить, протянула ему карту со словами: "Вы всегда счастливы в игре!" И больше никогда не говорила о том, чтобы расстаться с ним или заменить его другим фаворитом. Но с этого дня Потёмкин не захотел, чтобы его считали счастливым любовником, он отверг эту унизительную для него роль. Он стал не только другом Екатерины, перестав быть её любовником, он во всём стал её доверенным лицом, и даже коррупция во дворце Екатерины с того дня приобрела более тонкий вкус.
 
на фото: Григорий Потёмкин

   продолжение: http://proza.ru/2022/11/27/1185

-----------------------------------------

Римма Соловьёва 25.11.2022г


Рецензии