Древнерусская живопись. 3

  ЗАНЯТИЕ №3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ.

  Жизнь Древней Руси была насыщена войнами. В 12 веке приходилось без конца отражать набеги соседних племён, на протяжении 14-15 веков бороться с иноземцами. Неудивительно, что в народе особенно ценились воинская доблесть, храбрость и сила. О богатырях, защищающих родную землю от недругов, слагались былины. Идеи патриотизма, идеалы доблести и мужества в иносказательной форме воплощались в иконописи в образах Архангела Михаила - покровителя воинства, святых воинов Георгия, Дмитрия Солунского, Фёдора Стратилата.
  Архангел Михаил на иконе 14 века, написана была в Твери, представлен мужественным воином. На нём воинское одеяние - латы, кольчуга, плащ. Лик его, с резко затемнёнными глазницами, со сдвинутыми бровями суров. В правой руке он держит вынутый из ножен и поднятый перед собой меч, как бы принося клятву. Нимб вокруг головы и огромные крылья свидетельствуют о его Божественной принадлежности. Фигура Архангела внешне неподвижна, статична. Это ощущение рождается фронтально изображённым ликом, помещённым строго по центральной оси композиции, симметрично обрамляющими его тяжёлыми, неподвижными, поднятыми на уровень головы крыльями, спокойно спадающими вертикальными складками плаща. Но лёгкий изгиб фигуры, чуть выдвинутое вперёд плечо и левое бедро, широко расставленные ноги, словно делающие шаг, придают ей движение. Совмещение в этом образе двух противоположных начал - статичности и движения - вызывает чувство напряжённости. Воин как будто весь внутренне собран и готов к битве. Напряжённо звучат и насыщенные, несколько сумрачные цвета: тёмно-вишнёвый, малиново-красный и переходящий в черноту зелёный.
  Как воины, направляющиеся на защиту родных земель, изображены Борис и Глеб на иконе московской школы середины 15 века. Это уже не небожители, а исторические личности - сыновья великого князя Владимира, предательски убитые их братом Святополком и возведённые Церковью в святых. Их культ широко почитался на Руси, их считали помощниками в ратных делах.
  Теперь рассмотрим их подробнее: красивые кони, на которых восседают князья (Борис на вороном, Глеб на гнедом), показаны в движении - их передние ноги легко касаются горок, а задние парят над землёй. Создаётся впечатление, что кони перепрыгивают через горки. Они скачут рядом, но гнедой конь чуть выступает вперёд, рамой срезаются передняя нога одного коня и задняя другого. Этим приёмом ещё больше подчёркивается движение коней, даётся понять, что их бег продолжается и за пределами рамы. И в тоже время композиция строго уравновешена. Фигуры всадников занимают центр композиции, горки обрамляют их с двух сторон, замыкая условное пространство. Таким образом, подчёркнутое движение коней никак не нарушает спокойно-устойчивое, замкнутое иконное изображение.
  Величаво-спокойны и неподвижны фигуры князей. Только складки плаща за спиной Бориса да развевающиеся флажки на копьях свидетельствуют о том, что всадники движутся. Кони изображены в профиль, один наслаивается на другой и частично его закрывает. Но лица князей представлены почти в фас, в лёгком трёхчетвертном повороте друг к другу. Этим создаётся впечатление, что они ведут беседу, и одновременно утверждается их равенство и значительность.
  Немногие цвета изысканно и тонко согласуются между собой: зеленовато-стальной кафтана и мягкий розово-красный плаща на Борисе, густо-вишнёвый и тёмно-изумрудный в одежде Глеба; иссиня-чёрный цвет вороного коня и буро-красный гнедого. Эти довольно густые цвета в свою очередь контрастно сочетаются с нежными, золотисто-зелёными горками и золотом фона.
  Для средневекового человека религия и историческая правда были неотделимы. Он не мыслил себе жизни природы и судьбы без вмешательства Божественных сил. Поэтому исторические факты им самим расцвечивались чудесами, в которые он искренне верил, такого было свойство его мышления.
  В новгородской иконе 15 века "Битва новгородцев с суздальцами" рассказывается о подлинном историческом событии, происшедшем в 1169 году, когда суздальское войско во главе с Андреем Боголюбским осадило Новгород и новгородцы одержали над ним победу. Но и это подлинное событие в представлении древнерусского человека не могло обойтись без чуда. Оно превращалось в легенду, согласно которой новгородцы разбили суздальцев благодаря помощи иконы Божией Матери "Знамение". Я верю, что так оно и было и не сколько не сомневаюсь в правильности этого сказания.
  Теперь рассмотрим саму икону: разновременные эпизоды здесь изображены в трёх ярусах, на которые по горизонтали разделена икона, и прочитываются последовательно, начиная с верхнего яруса. Там представлена сцена перенесения иконы "Знамение" из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону в Новгородский кремль. В среднем ярусе мы видим вооружённых новгородцев за кремлёвской стеной, съезжающихся послов враждующих сторон и суздальскую конницу, начавшую обстрел новгородцев - стрелы летят прямо на выставленную над кремлём икону.
  В нижнем ярусе событие развивается дальше. Новгородцы принимают бой - их конница выезжает из кремлёвских ворот навстречу суздальцам. И вот суздальцы терпят поражение, их ряды, стройные и сомкнутые в среднем ярусе, дрогнули, смешались, часть конницы уже повернула назад, кони топчут убитых. Этот последовательный изобразительный рассказ построен чётко, в нём нет ничего лишнего, но и не упущено ничего важного. Он очень нагляден, хорошо прочитывается.
  Архитектура здесь изображена скупо, условно, но достаточно точно, чтобы определить место действия. Очень убедительно благодаря чёткому ритму движения коней представлены торжественно-спокойное шествие послов, сплочённо-сомкнутый строй суздальского войска в самом начале боя, а при помощи сбившихся ритмов коней - стремительный натиск новгородцев, смятение и бегство суздальцев. Простой приём размещения рядов воинов друг над другом и объединения их одним контуром даёт ощущение их несчётного числа.
  Все элементы изображения - архитектура, фигуры людей, животных - рисуются силуэтно на нейтральном фоне. Чистые краски - звонкая киноварь, светлые охры, яркая зелёная, которыми написаны фигуры, в сочетании с белым фоном звучат радостно, мажорно. И это оправдано сюжетом. Ведь икона, написанная новгородцем, посвящённая одной из славных страниц истории его города, воспевала воинскую доблесть его жителей, их независимость. В 15 веке, когда икона писалась и Новгород всеми силами пытался удержать свою независимость и свободу от Москвы, эта тема стала особенно популярной, так как напоминала новгородцам об их былом могуществе и воодушевляла на борьбу с Москвой (теперь под суздальцами подразумевались москвичи.)
  Вот таким образом в те далёкие времена изображались исторические реалии, переплетённые с фольклорным вымыслом. Простых изображений, кроме иконописных, тогда не существовало и поэтому вся богатая палитра правды и народной судьбы отразилась на сюжетах икон в религиозном контексте, но с подтекстом обычной гражданской истории. Поэтому все основные исторические вехи можно найти, изучая это богатейшее Древнерусское творчество.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

(На фото вверху - "Никита новгородский" - икона 15 века).


Рецензии