Атеистический и религиозный креационизм
«Вселенная из ничего: почему есть что-то, а не ничего» — научно-популярная книга физика Лоуренса М. Краусса, первоначально опубликованная 10 января 2012 года издательством Free Press.
В ней обсуждается современная космогония и ее последствия для дебатов о существовании Бога. Основная тема книги заключается в том, как «мы обнаружили, что все признаки предполагают вселенную, которая могла и правдоподобно возникла из более глубокого ничто, включая отсутствие самого пространства и — которая может однажды вернуться в ничто через процессы, которые могут быть не только понятными, но и процессы, которые не требуют никакого внешнего контроля или направления»
Комментарийс точки зрения религиозной наукофилософии
Это с фактической и моральной точки зрения рассуждения богоборца (атеистического креациониста), рассуждающего о вселенной, которая якобы меняет сама себя. Но технологически это довольно прозорливые рассуждения о парадоксальной природе знаемого наукой о вселенной, отображенного в философском понятии "ничто". Изложенная им технология рассуждений позволяет делить "нечто" (то, из которого Бог, по мнению религиозных креационистов, сотворил мир) на:
- "ничто, более глубокое", то есть, с точки зрения нашей религиозной науки, бесконечной самости вселенной, которая предшествовала Акту творения Богом (факт креационизма) мира в пределах этого "глубокого ничто"
- сотворенный мир (вселенная), который, по автору модели, "из более глубокого ничто" просто возник, и который, если понимать процесс возникновения как случайный, может в "более глубокое ничто" вернуться - именно посредоством некоторых самопроизвольных процессов, никак "произвольно не контролоруемых". Естественно, в этом случае имеются в виду процессы энтропии
Контекст "более глубокого ничто", который позволяет отнести автора модели к некоторому разряду "агностиков" (тем более что сам он провозглашал себя антиатеистом, хотя он, говоря точнее, креационист, но все равно атеистический) без концепции "менее глубокого ничто" неявно вводит интуицию некоего градуирования "ничто", но если философски развить эту идею, то за нейугадывается диалектическиц арнтитезис: толкование "ничто", из которого мир создан (в атеистическим креационизме, "возник")
Это "ничто" должно нами пониматься не как первоматериал ("праматерия"), в котором и из которого создавалось пространство мира, причем исходный вечный хаос, предшествоваший акту творения мира, не есть пространство, так как он пространственно не структурирован, он есть случайное перемешение неких первоэнергий.
Это иное понимание "ничто" есть некое структурирование, говоря иначе "ничто из того, чем являетсмя хаос", а с религиозной точки зрения, план Творца и целенаправленная реализация мира путем сотворения его волей Творца.
Итак, о первомире креацонист религиозный может сказать что он в результате момомента некоторого акта творения создан Богом из преовматериала самости вселенной, так что мир к началу его сущестования как пространство возник как результат взаимного влияния первоначальной двойственности ("двайты", в описании индусской космологии) самости вселенной - хаоса как пассивного объекта бытия, и Бога Творца как активного субъекта мирового бытия (но такой субъект есть сам вне мира, ему трансцендентен)
Мир возник как первое пространство и бытие мира есть также его бытие во времени, которое не имманентно миру. Если пространство возникшего мира отчасти ему имманентно и можно сказать что самость вселенной, из которой мир возник, его пронизывает (проявляя себя в мире как его энтропия, которая стремится вернуть мир в первоначальное состояние хаоса всех стихий)и мир в своем пространстве лишь упорядочивает пространствоподобные элементы самости, то время, данное миру, есть внешний трансцедентный фактор, привнесенный Богом извне, из трансцендентности, из вечности.
Именно это трансцедентное время Творца и упорядочивает мир, творит структурно упорядоченное пространство, так что оно становится описанием ("вещью") времени творения, о котором можно сказать, что время системно и потому формирует собой (являясь потенцией форм) в мире системы систем, системы и подсистемы.
Так возникают в мире два феномена в двойственности, в паре (пара-дигме) того что миру имманентно и того что ему трансцендентно, и эта пара есть иерархия двух противополодных тезисов:
- время-пространство ("сильный ян"), которое мы назовем универсумом и
- пространство-время ("сильный инь"), которое мы называем архетипом (мультиверсом)
Свидетельство о публикации №222112601213