Свёкру-батюшке утешница

                Свёкру-батюшке утешница.

Эпиграф:«Смалчивай, невестка, - сарафан куплю»

 
 «Нигде, кажется, кроме России, - писал В.Д.Набоков, - нет по крайней мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрёл характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название – снохачество».


Владимир  Иванович Даль, «Большой толковый словарь»: «На Северо-востоке России, где господствует раскол беспоповщины (поморцы, спасовщина и проч.) разврат в обычае, потому-де, что безгрешная девка зазналась бы, стала молиться: «Помилуй мя безгрешную, - и была бы в аду; а не согрешив, не умолишь».


На юго-западе, где господствует в расколах созерцательное направление  (христовщина, хлысты, молоканы и скопцы), даже в православных сёлах много девок, покрыв голову чёрным платком, отказываются от замужества и живут непорочно, охотно удаляясь в келейку на родительском дворе. Девки эти живут шитьём и работой, и их народ называет Христовыми невестами; это же название, насмех, придают заматерелым девам (старым девам). Там же и определение: НЕВЕСТКА – сыновья жена, сноха, сношка, сношенька; братнина жена; жёны двух братьев между собою; жена мужнина брата, ятровь, ятровка; невестка: свёкру, свекрови, деверю, золовке. В её неписанные обязанности входит: свёкру постелюшку стлать, свекрухе в голове поискать, деверю коня добра седлать, а золовке русу косу плесть. (деверь – мужнин брат; золовка – мужнина сестра; невестка является золовкой жене деверя). Снохи, если таковые есть, делятся; «большая (старшая сноха)», « меньшая сноха»). Друг друга снохи называют «сношельницами». Старшая сноха наблюдает за поведением сношельниц: младших снох, коих мужья на службе, она увещевает вести себя «аккуратно», чтобы муж не побил их по возвращении. Она увещевает сношельницу «стерпеть» до возвращения мужа или уж если согрешить то так, чтобы люди не узнали. Если её увещевания не помогают, то она жалуется старшему: Ивановна (например) баловаться, мол, начала...


Обыкновенными поводами ссоры между сыном и отцом является снохачество. Женив своего сына возможно раньше, отец пользуется сначала его молодостью, или продолжительным отсутствием из дому по службе или работе, и завязывает в это время с его женой любовную связь. Внимание свёкра и всяческие задаривания и заигрывания щекочут самолюбие невестки. Это побуждает её ещё больше склоняться на интимную связь. Сын, как правило, старается поймать отца в любовный момент со своей женою, ... тут-то и проявляется самая непредсказуемая реакция.


В одном из хуторов Приазовья мне рассказывали:«Призналась Зойка, невестка Кислых, мужу, что свекор глаз с неё не сводит, и, как только она придёт в сарай по какому делу, насильничает её.  А он не поверил в насильство, и  предложил Зойке доказать ему, что все это делается против её собственной воли. - Да-а, трудно Зойке пришлось играть роль изнасилованной каждый раз в сарае, куда своей охотой бегает! - с иронией произнёс я в ответ на рассказ тётки Любки. - Так что ты думаешь? Подглядел он то «насильство», да и говорит Зойке: - Знать «давалка» добрая у тебя, раз у папаши на тебя зуб горит. Видел как он тебя наяривал. Да и ты поддавала ему так, что залюбуешься. Так что, Зоинька, помалкивай и всё будет шито-крыто. Я против бати не пойду.»

 
В другом хуторе рассказывал один из местных, дядька Фёдор: «Валентина находилась в любовной связи со своим свекром, Алёшкой. По её словам, она несколько раз говорила свекрови и мужу о том, что свекор ухаживает за ней и не дает ей покою своими приставаниями; но не говоря уже о свекрови, которая не верила ей, и муж не обращал на это никакого внимания, тоже не веря ей. В результате, получилась постоянная, с игручим насилием, любовная связь. Весь хутор, и старые и малые говорили об этом. А когда Валька забрюхатела, стали говорить, что это от свёкра. Да ещё с такими интимными добавлениями, что со стыда Петро с Валькой сбежали с хутора в Азов, а потом завербовались на Север.


  А как же жёны свёкров переносят откровенные похождения своих мужей в своём же доме?

Более смирные жены - по словам хуторян - замечая склонность мужа к снохе, стараются делать вид, что ничего не знают. Поплачет жена да и проглотит горькую слезину. Но случается, что и убивают снохача. Бывает, что и сын убивает своего отца за любовные делишки с невесткой (снохой). Всяко бывает. И не важно происходит то в сельсклй местности или в городе. В практике жизни и наблюдений становится очевидным, что годам к пятидесяти, когда муж успеет создать семье известное благосостояние, он начинает „жить на себя“ и, доставляя себе больше покоя и разные удовольствия, вообще желает насладиться жизнью. А к тому времени жена его уже далеко не первой свежести, что и заставляет его останавливать своё внимание на молодых, а если то невестка, то и на ней. (Быть может, этими, же самым можно объяснить и другой вид кровосмешения, который не редко и теперь встречается в семьях, а именно - любовную связь с родной дочерью или внучкою?)


Во многих областях России часто женят своих сыновей лет 13 или 14 на девушках постарше под благовидным предлогом иметь в доме работницу, при чем в жены выбирают, конечно, такую, которая отцам нравится. Таким образом выходит, что жена не для сына нужна,  а для отца-свёкра утешительница.


Вот как об этом писала женщина:

 
«Сноха пошла в сарай доить корову,

Подкинуть сена в ясли и закрыть овец.

Вслед, как обычно, свёкр смотрел сурово.

Терпеть приходится, ведь мужа он отец.


Подол за пояс подоткнув, к ведру нагнулась,

А сзади свёкр, словно коршун, налетел.

Она в руках его огромных задохнулась,

А он зажать ей рот углом платка сумел...

 
Ласкал её он тяжело и иступлённо,

В безумной страсти груди целовал.

Задрав подол исподних юбок умудрённо,

Давя на спину, в ясли с сеном нагибал.


Она стонала, плакала, просила,

Молила отпустить. Ведь это грех...

Его заворожила злая сила,

Не слыша ничего, он ждал утех.

Сжимал бёдра, раз за разом, с силой,

Всё, что хотел так долго, получал.

Её от похоти такой тошнило,

А он подол повыше юбок задирал.


Корова бурая косила влажным глазом,

Притихли овцы, сбившись в полукруг.

Струились косы по лицу каскадом,

И ей не вырваться из этих цепких рук.

Познала стыд и опыт сладкой неги,

Она не знала, что такая есть...


Её обнюхал конь, дрожащий, пегий,

Ведра пустого загремела жесть.

- Ну, ты тово... Давай дои корову.

Поправь кофтёнку, нечего рыдать.

Тебя кормлю я за спаси-здорово,

И тебе мужа ещё долго ждать.

Сама не скажешь – люди не узнают,

А я не стану часто приходить.
 
Начнёшь артачиться, то так тебя взнуздаю,

И будешь ты без продыху пахать.

Шуршали мыши за яслями, в сене,

В ведро парное билось струйкой молоко.

Тонули слёзы в белоснежной пене,

Снохой без мужа жить так не легко.» - Так писала Ираида Андреевна Мордовина.      


Однако, не всегда снохачество – насилие. Вот у А.М.Горького «На плотах»: «Кругленькая, полная, с чёрными бойкими глазами и румянцем во всю щеку, босая, в одном мокром сарафане, приставшем к её телу, - она повернулась к Силану (свёкру) лицом и, ласково улыбаясь, сказала: - Уж больно ты бережёшь меня. Чай, я слава те господи!»...


Или вот из быта казачьего хутора на Кубани, где мне рассказывал пасечник: «... Витька служил аж на Тихом океане. Верка, его жена, жила в доме свёкра. Свёкор дарил ей всегда подарки, то колечко, то золотое сердечко с цепочкой на шейку, и всякое, до чего девки охотницы. Как-то они сговорились и пошли лавить раков на речку. В то время, когда она нагибалась над водой, шаря руками в куширях раков, свёкр подобрался к ней сзади, обхватил её, задрал мокрый сарафан, и ... она выгнулась так задом, что свёкр впёр свой пылающий пэст в её мягко-упругое лоно. Она только вскрикнула: - Ой, мамочка! - и стала отдаваться свёкру, как давно того хотела.»

 
 С точки зрения кровного родства, рассматривать совокупление свёкра со снохой как кровосмешение, просто не серьёзно. Это не кровосмесительная половая связь с дочерьми или другими особями женского пола, находящихся в кровном родстве. Снохачество – есть избежание инцеста. Это же очевидно. Этнографы отмечали, что снохачество всего лишь условная форма кровосмесительства. Именно поэтому, особенно в сельской местности, половую связь свёкра с невесткой (снохой) не считали серьёзным правонарушением. О снохаче с долей зависти говорили: «Сноху любит. Ен с ней живёт, как женой».


К тому же следует иметь ввиду, что до десятого века, если мужчина, женившись, устанавливал, что его жена девственница, то он просто выгонял её со словами: «Если бы ты чего-либо стоила, тебя бы мужчины любили».

Как и то, что сохранение девой «чистоты» до брака стало цениться посде десятого века, когда князь Святослав издал указ о том, что «отныне лишение девственности – прямая  обязанность мужа и его достоинство».


Рецензии