Память раннего детства

              Часть первая

До войны

Городок Богодухов,Харьковской области,лето или начало осени.Мне было года два с половиной.Помню некий деревянный в два этажа дом на несколько семей.Я возле дома.
Слышу вверху шум,смотрю вверх - довольно низко летит нечто,как осталось в памяти,
треугольной формы,стрекочет.Кто был во дворе,кричали: "дерижап!" Я тоже потом маме сообщил:
"летив дерижап".Бабушка сказала:"як побачиш таке,тикай,бо може впасты".

Начало войны

Видимо, 1941 год,лето.Сидим в каком-то подвале,полно людей,душно.Как позже я уяс-
нил, это был подвал школы,куда все сбежались во время бомбежки при налете немецкой
авиации.Мои ощущениия:по крыше бьют прикладами гигантских винтовок,-так я воспри-
нимал взрывы бомб.Бабушка закрывала мне уши ладонями,но позже всю жизнь мои уши
внутренне "стреляли".Я этот рефлекс мог как-то вызывать сам,даже через много лет.
Впрочем,в молодости слух у меня был неплохой.

После бомбежки

Шли домой.Улицу не узнать.Развалины,груды кирпича,поваленные заборы и ворота.Неко-
торые дома устояли,в том числе наш,хотя без стекол.В одном из домов без окон  в
проеме сиротливо стояла вазочка с цветами!
   Через некоторое время в небе появился рой самолетов,высоко.Их было много.
Стоял непрерывный монотонный гул,иногда с завываниями.Женщины крестились,все стали разбегаться.Какой-то мужской голос сказал: "то не до нас,то на Харкив".

Беженцы

Идем,идем по полю.Сил нет.Я иногда босиком,если не колется стернина.Дошли до какой-то речушки.Там наши бойцы в шлемах,танкисты.Перенесли нас вброд на другой
берег,махнули:"бегите,бегите,тут скоро будет ад..."
   Потом,помню,лежим с бабушкой в траве,она меня донимает:"куда ты мамку послал?.." А я не посылал,она ушла сама в поисках чего-то.Потом мама вернулась и мы дошли до села.В одной из хат нас впустила хозяйка.В хате пусто,пол глиняный-
доливка.Мама потом мазала ее глиной и мелом.Со мной оказалась моя любимая елоч-
ная груша.Хозяйка взяла ее и повесила под потолком,а мне было жаль.Не могу при-
помнить,как и чем мы питались.Всё было на маме,а ей всего-то было 22...

Возврат в Богодухов

Бои куда-то откатились.В Богодухове немцы.Мы вернулись.Часть нашего дома разру-
шена,поселились в уцелевшей.Бабушка в развалинах отыскала кое-какие наши вещи,в
том числе диплом инженера папин.Вскоре неожиданно появился и он сам.Ему поручили
возглавить автоколонну по вывозу оборудования учкомбината.Как узнал я в свое время позже,по дороге они наткнулись на немецкую моторизированную группу.
   Бежали назад.Так папа оказался  в оккупации,скрывался где
мог.Я его не видел всё время до прихода наших.Затем пришли наши   и он явил-
ся в советскую комендатуру.Далее - отдельная история:мытарства проверок,назначе-
ние в маршевую воинскую часть.В дальнейшем клеймо оккупации лежало на нем долгие
годы,было помехой карьере.Несмотря на то,что прошел боевой фронт до Победы как
комроты ВДД (десантник парашютист),имел боевые награды.
   Но вернусь к детским ассоциациям.Помню,как мама собирала отца к месту назна-
чения в воинскую часть,как он был одет:спортивные рейтузы,сапоги,фуфайка- ват-
ник,заплечный вещмешок.За всеми этими хлопотами мне почему-то было весело,я пал-
кой разгонял маятник на настенных часах-ходиках,но на меня не обращали внимания.
После его ухода в армию мы остались в оккупированном городке с мамой и бабушкой.

      


Рецензии
Фуф... Нелегко читать. Я сама мама и мне больно представлять какого было вашей семье в военные годы.
И в тоже время радостно читать о непосредственности ребёнка. Каким вы были и как воспринимали происходящие события.
Спасибо, что поделились вашей историей.

Наталия Намытая   28.01.2023 22:57     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание!Тронут до глубины души...

Владимир Шестаков2   30.01.2023 13:18   Заявить о нарушении