Моё обещание писателю Григорию Бакланову

    ЕСТЬ С  КОГО БРАТЬ ПРИМЕР
    В ПОКАЗЕ «ОКОПНОЙ ПРАВДЫ»

     События на Украине подтолкнули меня вспомнить встречу с писателем, вестником «окопной правды», который пройдя горнило Великой Отечественной войны , написал « Южнее главного удара и «Пядь земли»  « Мертвые сраму не имеет». Его главная тема – человек на фронте. « И тогда приходят мародеры» , «Июль 41года», «Навеки девятнадцатилетние», сценариста фильма «49 дней» и других произведений.  Он передал трагизм фронтового прошлого. Из полка лейтенантской прозы он возглавлял 1986 года  журнал «Знамя», который  достигал миллионного тиража.
   Поколение  воюющее сейчас на Украине за освобождение  народа от неонацизма, журналисты сегодня тоже пишут окопную правду. Есть с кого брать пример. Это Григорий Бакланов, который в боях в Запорожье, получил ранение и попал в госпиталь. Был признан ограниченно годным, стал инвалидом 3-ей группы. Вернулся на фронт, закончил войну капитаном. Место действия и фамилии героев не выдумал, они из реальной жизни.

     НАВЕСТИЛ БОЛЬНОГО ОДНОКУРСНИКА
     НЕ ПО ОБЯЗАННОСТИ

    Навещать заболевшего однокурсника я не был обязан. Тем  не менее, как комсорг курса  считал, что все-таки надо бы проведать Мишу Бакланова, потому как уже неделю его не было на занятиях. Была и другая причина – я от имени курса хотел пригласить отца Миши – писателя Григория Яковлевича Бакланова на встречу в нашим курсом и другими студентами факультета..
    Однокурснику хотел сообщить ему, какие темы мы прослушали на лекциях и чтобы по возможности он прочитал пройденные темы. Я был уверен, что в семье большая библиотека. Чтобы навестить Мишу далеко ехать было не надо.  Семья  Баклановых жила рядом с метро Университет. Здесь каждый день мы садились на метро и ехали до Библиотеки имени Ленина, где напротив Александровна парка Кремля был наш факультет журналистики.
     Чтобы не прийти  с пустыми руками,  я   купил полкило винограда  и несколько яблок, положил кульки в сумку. Дом оказался очень солидным, сталинский ампир. Я уверенно  позвонил в дверь. Немного погодя. Миша открыл. Он удивился моему приходу, но как парень из интеллигентной семьи, пригласил войти.
    – Как здоровье?- спросил я.
    – Лучше. На следующей неделе выпишут,- последовал ответ.
    – Я принес список тем, какие на этой прошли по учебе. Я смотрю у вас много книг, Может, и  есть и те, которые по пройденным  темам.
Миша посмотрел список и сказал:
    –  Есть кое-что, почитаю.
Мы прошли в гостиную, Там стол у дивана маленький столик, на который положил кулек с виноградом. Миша отреагировал на это сразу:
    - Пойду,  поставлю чай.
Он удалился на кухню, а стал осматриваться. Что-то, а книг здесь было много. Сразу видно, что это квартира писателя, который может позволить себе  фундаментальную библиотеку.  Когда Миша вернулся, я спросил:
    –  Отец-то скоро вернется?
    –  Должен скоро.
    Неспроста я задал этот вопрос. Мне хотелось дождаться Григория Бакланова.  Еще в 7 классе школе я хотел поступить на литературный факультет имени Максима Горького. Я знал, что писатель Григорий Яковлевич закончил этот ВУЗ.
Но не это главное. В кармане моего пиджака лежали пять записных книжек, в которых еще в армии я коротко записывал разные свои мысли, стараясь, чтобы они были как крылатые фразы, афоризмы. Когда поступил на журфак, я продолжил это занятие. Записей была нее одна сотня. Вот и хотелось мне узнать у настоящего писателя, что  стоят мои  короткие опусы, не напрасная ли это трата времени
На диване мы стали пить чай. Я рассказывал, что нового было за прошедшую неделю. За разговором пили сначала горячий чай с виноградом, яблоками, потом остывший.
    Мне самому  было интересно встретиться с писателем-фронтовиком, так как я перечитал много мемуаров о войне,  дед мой, полковой разведчик, воевал в Крыму и участвовал в охране Ялтинской конференции стран-победителей во 2-й мировой войне. К  тому же, один из первых моих рассказов, который был опубликован в городской газете «Ленинский путь» в 1974 году, и был он посвящен противотанкистам  в годы Великой Отечественной войны. Называется он «Иначе нельзя».

     ГРИГОРИЙ БАКЛАНОВ: ПИШИ ТАК,
     ЧТОБЫ  ПОТОМ НЕ БЫЛО СТЫДНО

    Прошло не так уж много времени, когда в прихожей появился отец Миши –Григорий Бакланов, писатель-фронтовик.
Миша представил меня:
    – Это комсорг нашего курса Михаил Сафиканов..
    – Ну, и хорошо, что он  своих   не бросает,- с этим словами Григорий Яковлевич ушел в своей рабочий кабинет.  Вскоре переодевшись, он вошел в гостиную, сел на кресло рядом с нами нога на ногу  . 
    –  Григорий Яковлевич, я пришел не только навестить Мишу, но и пригласить вас к нам на факультет журналистики и выступить перед нашим курсом и другими студентами фак4ультета, чтобы рассказали, когда начали  писать и как стали писателем. Какие профессиональные советы у вас есть нам, будущим журналистам?
    – Ну, конечно бы неплохо встретиться у вас, познакомиться с однокашниками Миши, но пока не обещаю, Но потом постараюсь выкроить время и  скажу через Мишу, когда это возможно.
    – Кроме учебы, сами-то что-то пишете?- спросил писатель..
Я полез в карманы и достал оттуда пять записных книжек.
    – Еще в ракетных войсках стратегического назначения, я прочитал книгу Расула Гамзатова «Мой Дагестан».- начал было я.
    –  Хороший поэт и писатель, - перебил меня Григорий Яковлевич.
    – У него там много в эпиграфах мудрых мысли.- продолжил я.
    – Ну, и какая из них вас поразила?- поинтересовался Бакланов.
    – «Если выстрелите в прошлое пистолетом, то оно выстрелит в вас из пушки».
    – Очень правильная мысль - прокомментировал писатель.- Горцы умеют образно, коротко, емко сказать.
    – После чтения этой книги  стал записывать в форме крылатых фраз выводы из своих наблюдений, -  сказал я.- Вот уже написал  десяток записных книжек, пять из них здесь на столе.
    – Что из  этого вам кажется достойно войти в историю?
 К такому вопросу я был не готов. В каждой из записных книжек  было 2-3 сотни моих наблюдений, жизненных выводов. Если бы я знал о таком вопросе, то обязательно выписал бы в раздел «Избранное»  самые удачные.
    –  Правильно делаете, что записываете свои наблюдения и подводите кратко итоги,- сказал Григорий Бакланов.- Хорошие мысли как приходят, так и уходят, а записанное  остается. Придет время, когда этот багаж можно будет распаковать и создать что-то стоящее. Понимание , зафиксированное письменно, оказывается полезным пишущему человеку.
     Писатель замолчал.  Чувствовалось, что у него не так много времени разговаривать со студентом журфака. Его ждет в рабочем кабинете писательская работа. Поэтому он, глядя мне  в глаза, сказал как напутствие:
     –  Когда пройдут годы, оглянись и посмотри, что сделал и чего ты можешь не стыдиться.
А потом спросил:
     –   О чем хотели бы написать после учебы на журфаке? – спросил меня один из основателей «лейтенантской прозы».
     – Прежде всего, о своей службе в Ракетных войсках стратегического назначения, ответил я.-.  Наши ракеты во время Карибского кризиса были на Кубе. Мой взвод ОУР на учениях ставил и снимал их с боевого дежурства.
     –  Вот и пишите так, чтобы не пришлось потом стыдиться. Нельзя, чтобы все, что видел, исчезло бесследно.

     Эти слова отпечатались в моей  памяти навсегда, тем более, что я записал их. Вот и оглядываясь в свое далекое и близкое прошлое, в   всматриваюсь  глазами  Григория Яковлевича.
    Не так давно по телевизору вновь показывали интервью Григория Яковлевича. Я смотрел его от начала и до конца. Если бы он был жив (его не стало в 2009 году).  я бы сообщил ему, пусть с большим запозданием, но я исполнил свое намерение и написал повесть «Разве маршалу обо всем расскажешь» о службе в Ракетных войсках стратегического назначения. Это произведение было опубликовано в журнале «Причал» и размещено в ПРОЗА. РУ.

    Время показывет, что Григорий Бакланов был  прав, когда писал, что  ХХ век – это время озверения  так называемый цивилизованных народов. В ХХI  веке всё повторяется.  Опять Запад теснил  с помощью НАТО нашу цивилизацию, а потом начал войну на Донбассе. Недобитые  на прошлой войне нацисты всех мастей вылезли из своего логова. Новые поколения встали на защиту нашей Родины.


Рецензии