Встреча на небесах

    Леонид Александрович Бабаев - грузный мужчина преклонных лет, не знающий куда деть недавно обрушившуюся на него пенсионную свободу, – взялся обустраивать своё жилище, надумав в том числе развесить и установить с десяток всевозможных картин, купленных когда-то по случаю, и исторические для его биографии фотографические снимки. Решил сделать это обстоятельно, то есть взять названные культурные артефакты, связанные с его жизнью, в красивые рамки.
 
     Побывал в четырёх магазинах багетов, но так и не нашёл ничего нужного. Можно было бы изготовить рамки на заказ, но тогда получилось бы для него очень дорого. А как-то шёл мимо церковной лавки и увидел вполне подходящие для его целей в размерах и ценах деревянные оклады и киоты, пусть и без каких-либо художественных ухищрений. Правда, в рамках были цветные картинки с изображениями разнообразных святых. - Заменю на картины и фотографии - и все дела! - прикинул Леонид Александрович.
    
     В церковной лавке хозяйкой была не обычная для подобных торговых точек пожилая женщина, а девушка в бандане - не в платке, повязанном под подбородком, как это делают женщины, бывая на объектах религиозного предназначения. На её открытой шее висел какой-то кулон немаленького размера.  – Без креста. - Явно не воцерковлённая девица, - неприязненно подумал Леонид Александрович, которому - неверующему, - наверное, должно было бы быть всё равно.  – Видно, подменяет мать или какую-нибудь родственницу. Но ему и впрямь было не всё равно, потому что он не мог смириться с тем, что нынешние молодые люди совсем не такие, каким был в молодости сам: и в восприятии окружающего мира, и в одеждах, и в поведении. Да во всём!
 
     В лавке, на одной из полок, стояли несколько однотипных рамок с изображениями религиозных персонажей, которых в лицо Леонид Александрович не знал. Он попросил девицу показать одну из них и та, протянув её ему и не зная цели возможной покупки, заметила: - Вот, возьмите икону с Николаем Чудотворцем.
 
     Как уже было сказано, Леонида Александровича интересовала, собственно, только рамка, а не глядящий из неё прямо в его глаза с простенькой фотографической картинки молодой, розовощёкий святой с мечом и щитом в руках. – Это тебе не произведение какого-нибудь большого или не большого мастера, работами которых богатела церковь в прошлые времена, - мелькнуло у него в голове. – Просто фабрикация поделок, одноразовая вещь, как и масса других вещей из нынешней жизни, которая и сама-то является одноразовой. – Народ подстраивается под эту одноразовость. Чего одноразового только уже и нет!
 
     – Сколько же людей кормятся вокруг религии! - Одни духовно, другие материально. - Впрочем, поделки могут и в музейные вещи превращаться, - продолжал рассуждать про себя Леонид Александрович, разглядывая икону. - Просто как свидетели времени. - Но за ними не будут охотиться честные и нечестные люди через пятьдесят лет, когда материальные предметы превращаются если не в великую ценность, то, по меньшей мере, в антиквариат, как они многие годы охотятся до смертоубийства, скажем, за рублёвскими иконами.
 
     Леонид Александрович человек далёкий от религии, тем не менее слыхал о Николае Чудотворце, которого в народе ещё Угодником называют. Тот якобы помогает всем просящим его о помощи независимо от их вероисповедания. Представлял себе Чудотворца, как и других святых, будто бы покровительствующих человеку и о которых он тоже слышал краем уха, чистыми миролюбами. - А этот-то на картинке почему-то с мечом и щитом!? - Да и старцем, вроде, его называют, а этот молодой. - Может, под нужды военной спецоперации в соседней стране омолодили? В общем боевая экипировка и возраст святого заинтриговали его.
   
     Расспрашивать девицу не стал – не хотелось демонстрировать своё религиозное невежество перед молодёжью. Решил наведаться сюда завтра в расчёте, что в лавке будет её настоящая и знающая хозяйка, которая, наверняка, и ответит на его вопросы. И, возможно, перед ровесницей, тоже пережившей, как и он, атеистические времена, ему будет не стыдно за свою религиозную неграмотность.
 
     В общем рамку со святым Леонид Александрович купил, а на следующий день снова был в лавке, где и впрямь теперь торговала пожилая женщина. – Вы невнимательны, - сказала она, отвечая на его вопросы. – Здесь же написано, что это за святой. – Видите: архангел Михаил, - и она указала на незаметную надпись на снимке, сделанную старославянской вязью. - А то, что он с мечом и щитом, так в православии есть святые, которые покровительствуют военным, - просветила она засмущавшегося Леонида Александровича.
 
     Выслушав её, он подумал: - Вот тебе и миролюбы! - Люди убивают друг друга, а архангелы-милитаристы, да святые воители смотрят сверху и в зависимости от того на чьей они стороне помогают им квасить или убивать друг друга. - Дожили, что только самоуничтожением и занимаемся. - Это так они управляют жизнью на Земле, облегчают душу, жизненные пути, духовное развитие, следят за порядком в мире, в природе и делают ещё много чего полезного!? - вопрошал про себя Леонид Александрович, узнав от прихожанки-продавщицы об обязанностях святых. – Безответственно запустили свои земные сектора ответственности, - заключил он про себя. - А вообще с чего взяли-то, что они существуют? - Если они есть, то дали бы хоть какой-то знак, а то ведь причиной всего, чего бы ни делалось вокруг нас, меня, всегда бывают вполне объективные обстоятельства, а не воля каких-то потусторонних божественных и околобожественных товарищей.
 
     От смелости своих слов и суждений ему вдруг стало страшновато. – А что если они и впрямь существуют и прознают про мою нелицеприятную критику в их адрес! – Не сдобровать тогда!  - Уж они-то расквитаются со мной, если такие всемогущие, как о них говорят верующие. - Возьмут, да и отправят в ад, чтобы сварить в котле или заставить лизать раскалённую сковороду. - Взятку им не дашь, чтобы отмазаться. – Хотя… - Ведь исполнители-то этих казней тоже бывшие земные грешники или же никак уж не добропорядочные черти?
 
     Смазали стоявшую перед газами Леонида Александровича картину пока ещё не состоявшейся его казни автомобильные клаксоны. Он уже шёл домой, совсем забыв, переходя улицу, что существует красный свет светофора. - Ну что за глупости я горожу, - пришёл в себя Леонид Александрович. - Совсем как ребёнок, поверивший в какие-то детские сказки. Однако ночью ему привиделось, как языки пламени лижут стенки большого котла, в котором он сидит голым. Вода в котле становится невыносимо горячей, и он начинает кричать. Проснулся и возбуждённый - уже больше не спал.
 
     С утра взялся прилаживать картины на стены, взобравшись на небольшую табуретку-лестницу. В какой-то момент потерял равновесие, упал - перелом шейки бедра. Тяжелейшая травма, особенно для стариков. - Это плата за моё неверие, - рассуждал Леонид Александрович, лёжа на больничной койке. - Слышал, что до половины пожилых людей с таким недугом умирают в течение года.
 
     В эту половину вошёл в конечном счёте и он. Помирал, не оставляя всё же надежды, что встречать его на небесах будут ангелы, а не черти. Но поди узнай, как было на самом деле!

22 ноября 2022 года 


Рецензии