Положение православной церкви в 15-16 веках

В конце 15 века наблюдается противостояние церковной и княжеской власти. В середине 15 века перед русской церковью стояла задача добиться независимости от Византии. В 1439 была заключена Флорентийская уния, по которой византийская церковь признала верховенство Римского Папы. Русская православная церковь вначале признала унию, но через 7 лет епископат Русской церкви избрал своего митрополита (рязанского епископа Иону), который стал первым не присланным из Константинополя иерархом.
В 1453, после падения Константинополя, Русская православная церковь окончательно перешла к самостоятельному избранию митрополитов, что привело к её независимости. В этом были заинтересованы московские князья.
В рассматриваемый период на Руси появились многочисленные еретические течения.
В 15-16 вв ожесточённые идейные споры велись внутри церкви и были связаны с движениями иосифлян и нестяжателей. В центре спора стоял вопрос о церковном имуществе и богатствах. Теория нестяжательства зародилась среди монашества заволжских монастырей, её идеологом стал Нил Сорский. Он настаивал на аскетическом образе жизни и отказе от мирского, осуждал крупное монастырское землевладение. Другие церковные деятели, лидером которых был настоятель Волоколамского монастыря Иосиф, считали необходимым иметь достаточно материальных средств, чтобы церковь могла успешно функционировать. Кроме того, они активно требовали невмешательства светской власти в церковные дела и утверждали, что церковь должна играть важную роль в политической жизни государства.
Эта борьба с переменным успехом продолжалась до середины 16 века. Сначала великокняжеская власть поддержала нестяжателей, но относительно слабая светская власть вынуждена была ориентироваться на сильную церковь – сторонников иосифлян. С середины 16 века светская власть опять предприняла попытку лишить церковь её экономического могущества.


Рецензии