Армянский поход. Рассказ автор Серяков

Армянский поход.
Новелла автор Серяков Николай.
Командир 97 учебного полка подполковник Суворов решил отправить старшего лейтенанта Шевченко и старшего лейтенанта Бурмстрова в командировку в город  Ереван Армянской ССР  сдавать старый танковый тягач БТС-1 который числился за полком аж с 1944 года. Но как то так получилось, что в капремонт его ни разу не отправляли. Он просто стоял на полигоне никому не нужный. Но при  смене дислокации полка, какая- то комиссия, нашла его и потребовала отравить его в капремонт, а ремонтировали тягачи только, на танкоремонтном заводе в городе Ереван Армянской ССР. И два сдатчика старший лейтенант Шевченко и старший лейтенант Бурмистров поехали сдавать этот старый тягач в капитальный ремонт в город Ереван. Запотех полка подполковник Прусов инструктировал их довольно оригинально. « Значит так обещайте им всё кроме знамени и печати, но тягач сдайте в ремонт , мне сохранка не нужна.» Вообще задача сдать старый тягач в ремонт была архи сложная, это когда сдаешь к примеру танк Т-64 в капитальный ремонт на танкоремонтный завод в Кихмейзер, то как-то можно найти и зип радиостанции, и зип пулемёта ведь танки они все одинаковые, а тут всё такое старьё и найти зип радиостанции Р-12 выпуска 1934 года практически не возможно не говоря о зипе пулемёта ДШКМ, а также комплекта такелажного оборудования, а без них сдать в ремонт старый БТС не возможно. Задача была практически не выполнима, но командир полка подполковник Суворов сказал «Тут дело такое, что стандартным подходом его не решить, эти два старших лейтенанта , наверняка что- нибудь придумают,  как говорится , они хоть и молодые, но ребята верченные и в не таких передрягах бывали ну что тут сказать с  вперёд и с песней». Старый БТС загрузили кое- как на платформу к платформе прицепили теплушку с караулом и поезд повёз старый БТС в далёкий путь в столицу Армении город Ереван.
Сборы в командировку в славный город Ереван, не были долгими, собрали свои чемоданы, получили командировочные удостоверения , заграничные паспорта и как говорится в дорогу, военным бортом военно- транспортной авиации долетели до славного города Баку, там быстро прошли таможню и купили билет на поезд Баку- Ереван. Четыре часа они провели в экскурсии по городу Баку, В Баку бушевала весна, ярко светило солнце, пели птицы и воздух смешанный с запахами Каспийского моря гулял по улицам Баку . словно хозяин города, жители готовились к первомайским праздникам наводили порядок на улицах и во дворах. На каждом перекрёстке работали маленькие импровезированные кафе, где готовили шашлык на углях , разливали ароматный азербаджанский чай. Вообще жители старого Баку были приветливы и веселы, добавляя своими улыбками какой то позитив в радостное весенние настроение. Пообедав в одном из импровизированных кафе , старшие лейтенанты пошли гулять по Баку. Старый Баку весь изрезанный узкими кривыми улочками выходил к Каспийскому морю, прямо в порт. Море было спокойным в порту работали краны и стояли корабли, где- то далеко от берега чернели вышки. Два старших лейтенанта стали осматривать развалины старой крепости. Потом наняли такси и поехали на железнодорожный вокзал, в буфете вокзала было много народу и свободных мест не было, и пожилой швейцар стоявший на входе вежливо сказал-“Вы откуда товарищи офицеры?». « Мы приехали из Группы Советских Войск в Германии» - гордо ответил ему старший лейтенант Шевченко. « А если у вас льготное удостоверение, то у нас для почётных гостей всегда есть места» - ответил им швейцар железнодорожного буфета.
« Конечно есть дорогой мой товарищ вот оно»- сказал ему Шевченко и дал десять рублей одной купюрой, « Ну это хорошее удостоверение, там более, что на удостоверении профиль самого товарища Ленина»- сказал ему швейцар. Когда они вошли в привокзальный ресторан, они очень удивились их повели в зал где стояли столы для иностранцев. И когда они сели за стол, их начали обслуживать сразу три официанта. Шевченко выбрал самого шустрого официанта и заказал азербайджанский плов, шурпу и конечно- же люля кебаб. А из напитков только минеральную воду. Напротив за столом сидели три изрядно подвыпивших арменина, Один из них громко заказал –   « Бутылку азербайджанского коньяка и помойное ведро». « А для чего помойное ведро?» - спросил Бурмистров у Шевченко. « Я думаю, что после употребления такого количества спиртного у наших славных армянских друзей произойдет естественный процесс, вот они к нему и готовятся» - ответил ему Шевченко. Но продолжение спектакля удивило всех, когда официант принёс бутылку азербайджанского коньяка и помойное ведро. Один из армян взял эту бутылку и театрально вылил его в помойное ведро с громкой фразой «Это моча.»  Бармен за стойкой не остался в долгу. Он также достал бутылку пятизвёздочного армянского коньяка и с те меже словами слил его в другое помойное ведро с явным удовольствием. « Это ж надо две бутылки коньяка вылили за две минуты лишь бы друг перед другом повыделоваться»- заметил Шевченко. « Прям как в твоем анекдоте. Собрались как-то жены двух друзей на ипподром одна говорит другой, у тебя какой размер лифчика, та отвечает ей третий, а у тебя пятый, давай поставим на восьмую лошадь. И лошадь пришла первой, ну они естественно взяли большой денежный куш, приходят к мужьям и говорят – « Дуйте на ипподром и играйте на тотализаторе мы задень больше денег принесли , чем вы за год зарабатываете.» Пришли два друга на ипподром и один другому говорит ты сколько за ночь , жене палок ставишь, один отвечает три,другой отвечает, а я шесть ставим на девятую. Девятая лошадь пришла последней все деньги друзья проиграли. « А давай посмотрим какая лошадь пришла первой?» - сказал один из них. « Вторая, поставили бы на вторую, взяли бы все деньги» - ответил ему другой друг. « Да если б друг перед другом не выделывались, то точно денег много заработали.»  Официант принёс шурпу и очень смеялся над анекдотом, а потом вдруг сказал « Классный анекдот, а что до того, что эти друзья армяне вылили азербаджанский коньяк в помойное ведро , то на самом деле это был старый чай, эх плохо . что эти армяне, не стали выделываться дальше, а то бы наш Исмаил раскрутил бы этих идиотов, на пять , а то и шесть бутылок коньяка, очень классно они платят за коньяк, а выливают  в помойное ведро старый чай , сразу пятьдесят , а то и шестьдесят рублей попадают в наши карманы.» « А что Исмаил реально армянский коньяк вылил?» - спросил у офицанта Шевченко.
« Вах, вах конечно же нет, То тоже был старый чай, что он дурак целый червонец в помойку выбрасывать»- ответил ему официант. После плотного ужина, лейтенанты вышли на перрон, старый Баку уже спал город был ярко освещён, над ним весела громадная Луна словно большой жёлтый шар . а в чистом небе прямо над городом летели гуси и утки, летели на север, что- бы там провести лето вывести птенцов и снова осенью в октябре лететь на юг. Железнодорожный вокзал в Баку был похож на дворец какого- то шаха. подишаха . а в вечернем освещении казалось , что ты попал в сказку « Тысячи и одной ночи, и казалось , что вот вот прискачет Али баба со своими сорока разбойниками. Вообще в училище существовала странная традиция, она  так и называлась « Тысяча и одна ночь» когда курсанты проучатся почти три года, то отмечают они, это событие так, выбегают ночью в город , шалят, а бюст маршала Рыбалко начищают гуталином. Конечно командование училища знает, но как- бы не замечает, зная то , что ни чего предусудительного не произойдёт. В 22 – 30 поезд Баку- Ереван понёс двух старших лейтенантов по Кавказским горам, всю ночь они спали в купе утром они проснулись часов в десять, соседи по купе сказали, что через два часа уже будет Ереван. А за окнами плыли живописные пейзажи Кавказких гор, горы были совсем не лесистые, но покрытые густой травой на которой паслись отары баранов и коз. Ереванский железнодорожный вокзал просто очаровал двух старших лейтенантов, громадные и красивые створы  украшенные национальным орнаментом словно поглощают тебя неся твою душу ввысь и кажется , что ты не на вокзале , где нибудь в храме, пройдя вокзал насквозь они вышли на привокзальную площадь. Весело шебетали птицы воздух гудел от пчёл и прочих насекомых. На привокзальной площади стоял великолепный памятник Давиду Сасунскому, он сидел на коне с мечём причём не просто сидел, а как бы летел вперёд навстречу будущего счастья. Памятник располагался прямо в центре фонтана и вода чистейшими прозрачными струями обмывала его. Возле фонтана прямо на скамейке сидели два ветерана и играли в шахматы. Шевченко спросил одного из них .
« Уважаемый , а как нам добраться до улицы Тбилиской дом 18 Там находится танко ремонтный батальон.» « Да это далеко, вам надо сесть на трамвай №6 потом выйти на шестой остановке, а потом по Тбилискому шоссе на автобусе 226 до остановки она так и называется рембат» - ответил ему ветеран. « А вы откуда приехали ?» - задал вопрос ветеран. « Из Группы Советских Войск в Германии» - ответил ему старший лейтенант Бурмистров. « А в каком городе?» - задал вопрос ветеран. «Город  Крампниц , если вам это название о чём- то говорит» - сказал ему Шевченко.” Ещё как говорит, а рядом город  Недлиц, а потом деревня Александровка, Гитлерюген штрасса и парк Сан-Суси» - живо ответил ветеран. « А откуда вы знаете вы там бывали?» - с неподдельным уважением спросил ветерана Шевченко. « Ну бывали не бывали , а как говорится воевали. В апреле 45 года я был комбатом минометной батареи и прошёл с боями от Калач- Советского до Потсдама, уничтожая на своем пути своей батареей десятки , а может сотни фашистов, но в Потсдаме нам было приказано не стрелять из наших минометов. Особенно по домам культурного значения, дабы спасти их от полного уничтожения, и мне и моим бойцам было приказано действовать по пехотному и создав штурмовую группу мы два дня освобождали деревню Александровка, а в каждом доме сидели эсэсовцы и палили в нас из своих пулемётов до последнего патрона, ибо знали , что в плен их брать не будут и полбатареи двадцать два солдата полегли при взятии деревни Александровка, хотя если честно, разнести её моей батареей 120 миллиметровых миномётов плёвое дело двести мин тридцать минут артиллерийской подготовки и только мёртвых фашистов штабелями укладывай, и никаких потерь, а тут двацать два бойца отдали жизни, за наш царский подарок, ведь русский царь Александр 1 подарил прусскому королю Фридриху в 1814 году целую деревню русских крепостных крестьян прямо вместе с домами и домашним скотом, а в апреле 1945 года за этот подарок жизнью заплатили двадцать два советских солдата. Я потом спрашивал одного пленного власовца который сдался в плен, а какой у тебя был приказ и он мне ответил – «Приказ Гитлера был один сжечь Александровка всё до последнего дома из огнемётов , после того как погибнет последний эсесовец». Вот о чём говорит мне город Крампниц, Недлиц, Потсдам и деревня Алесандровка».
« А кто был самый знаменитый танкист знаете?» - спросил ветеран. « Конечно маршал бронетанковых войск Баграмян»- ответил ему старший лейтенант Шевченко. « Правильно, а пойдёмте друзья мои в кафе к моему племяннику и отметим встречу молодых и старых Советских офицеров, я войну закончил капитаном и погоны капитанские получил в армейском госпитале, а в сентябре 1945 года я демобилизовался. А зовут меня дедушка Саркис Маркарян» - сказал им ветеран. Они сели в трамвай и он понёс их по Еревану как по американским горкам. Ереван своеобразный красивый город, а дома сложены из вулканического камня под названием туф. Кафе располагалось во дворе частного дома. Племянник  увидел дедушку Саркиса и для дорогих гостей, просто взял и выгнал прямо из за стола каких-то посетителей. Посетители возмущались, но когда их попросил освободить стол дедушка Саркис то угомонились и ушли. Стол накрыли быстро и что на нём только не было. Сперва принесли кололак это такой особый суп с фрикадельками потом какие- то салаты, потом хоровац шашлыки из крупных кусков мяса приготовленный на мангале причём куски чередуются так один кусочек баранины, затем кусочек говядины, затем кусочек свинины всё это готовится на мангале на свежем воздухе во время приятной беседы. Потом принесли бутылку настоящего армянского коньяка, бутылка была старая покрытая пылью, такую открывают только для очень дорогих гостей. Первый тост дедушка Саркис за советских маршалов. « Кем были маршал Микоян, маршал Бабаджанян и маршал Багромян» - спросил он. « Армянинами» - ответил Шевченко. « Нет они все были славными советскими офицерами и служили нашей Великой Родине, так давайте выпьем за славных Советских офицеров самых героических и уважаемых офицеров во всём мире» Потом как всегда пили за здоровьё всех присутствующих. О что такое настоящий армянский коньяк, конечно Бурмистров и раньше покупал армянский коньяк, но тот коньяк был совсем другой вкус как говорится специфический отдавал клопами. Но настоящий армянский коньяк напоминал привкус маленького счастья пропитанного запахом и вкусом горного винограда и совсем не отдавал клопами. Старшие лейтенанты решили не злоупотреблять спиртным, дедушка Саркис сказал им « Ребята не робейте, до вечера далеко да всё будет нормально.» Шевченко подарил дедушки Саркису альбом с видами Потсдама и парка Сан- Суси правда на немецком языке, но подарок дедушке Саркису очень понравился ,он посмотрел  на дворец Вельгельма  четвёртого и говорил- « А вот здесь у входа, гитлеровцы поставили тяжёлый пулемёт, а вот тут прям у китайского домика сидел маленький  немец просто мальчишка из гитлерюгента с фаустпатроном, и когда мы его окружили он бросил фаустпатрон на землю и заплакал как девчёнка, а что ему сделаешь, надрали уши, дали пинка и отправили домой.» Уже в шесть вечера вызвали такси и таксист привёз их в отдельный танкоремонтный батальон. Батальон занимался тем, что в него свозили всю списанную технику со всего Советского Союза и из-за границы, а солдаты резали её на металлолом. Но проблемно было сдать её в утилизацию, так как вооружение пушки пулемёты , а также средства связи не утилизировались их собирали отдельно и везли на склады Закавказкого военного округа. Когда оба старших лейтенанта прибыли в рембат, то сразу пошли к начальнику штаба. Начальник штаба капитан  Геворгян  сказал им – « Ничего не знаю где хотите там и берите ЗИП радиостанции, такелажное оборудование , Зип пулемёта ДТ и подьёмное оборудование. Да что- то от вас несёт армянским коньяком за версту, завтра я вас жду со всем этим имуществом, на сдадите БТС в ремонт накатаю сохранку и по прибытию в полк вас за это не похвалят.» В общаге гудели сдатчики им было хорошо везли они подбитые танки и бронетранспортёры с Афганистана, и  в формулярах этих бронеобьектов стояла одна надпись. Был подбит и находился на территории противника более 10 дней списать на боевые  невосполнимые потери, и как положено печать 40 армии и подпись командарма. И всё у них никто, ни про Зип и даже про вооружение не спрашивал. Такой записи в формуляре БТСа не было, и сдать его в рембат не было ни каких шансов. Поэтому после завтрака оба старших лейтенанта пошли на железнодорожный вокзал за билетами обратно в полк. На привокзальной площади сидел дедушка Саркис и играл в шахматы с каким-то ветераном. « Привет ребята танкисты что- то вы сегодня не веселы?» - спросил он старших лейтенантов. « Да вот прийдется ехать в полк с сохранкой и получать нагоняй за то что не сдали БТС в ремонт» - ответил ему старший лейтенант Шевченко. « Вот если б формулярах стояла запись , что его подбили фашисты в 1945 году и он находился на территории захваченной противником в течении десяти дней. Тогда небыло проблем» - сказал дедушки Саркису старший лейтенант Шевченко. « Шах» - вруг сказал дедушка Саркис. « От шаха ещё никто не умирал» - ответил ему его шахматный противник. « А молодые люди, а вы знаете , что подарил генерал- полковник Абрамян товарищу Сталину в апреле 1945 года, и почему Сталин вернул ему его подарок?»- спросил он старших лейтенантов. « Нет» - честно ответил ему Бурмистров. « Дело в том, что 9 апреля 1945 года войска третьго Белорусского фронта вышли к Балтийскому морю и генерал полковник Абрамян послал Сталину бутылку с балтийской морской водой, но пока везли бутылку с водой немцы контратаковали войска третьего Белорусского фронта и отбросили их от Балтийского моря. Сталин распорядился вернуть бутылку с водой Абрамяну со словами « Пусть он снова выльет балтийскую воду в балтийское море.» « К чему Вы рассказываете нам эту историю?» - спросил его старший лейтенант Бурмистров.» « А к тому, что давайте ваш формуляр и мой друг Роландин, мастер по подделкам любых печатей и документов и он сделает своё дело , за весьма скромное вознаграждение рублей за двадцать пять. И запишет в вашем фортмуляре БТСа такие слова находился на территории занятой противником с 9 апреля 1945 года по 28 апреля 1945 года, приказываю списать как боевую потерю командующий третьим Белорусским фронтом генерал- полковник Абрамян И. Х. 3 мая 1945 года. И все ваши проблемы с этим БТСом будут решены» . Друг дедушки Саркиса сделал всё профессионально и когда они сдавали формуляр в техчасть, смотреть на печать третьего Белорусского фронта и подпись легендарного маршала бронетанковых войск Абрамяна сбежалася весь рембат. Вообще зачем и кому был нужен старый Зип со старого бтэса не знал никто всё равно его бы пустили на металлолом распилили на кусочки и отправили в печь. В полк старшие лейтенанты решили лететь самолётом быстро взяли билеты на самолёт Ереван- Москва , а потом транзитные билеты на поезд Москва – Вьюсдорф.
на


Рецензии
Да в СССР была своя счастливая жизнь.

Николай Серяков   26.11.2022 10:15     Заявить о нарушении