Хлеб мой насущный

          «Иисусе,  память  предвечная».
               Акафист  Иисусу  Сладчайшему,  икос  8

====================================
«Установив  здравые  понятия  о  том,
как  устроен  человек,  получим  вернейшее
указание  на  то,  как  ему  следует  жить».
(Святитель  Феофан  Затворник)
====================================
«Внемли  себе,  чтобы  внимать  Богу».
(Святитель  Василий  Великий)
====================================
«Всё  древнее  в  нашем  бессознательном  –
подразумевает  нечто  грядущее».
(Карл  Густав  Юнг  «Психологические  типы»)
====================================

В д о х…  Ч у в с т в о…
Чувство  за  чувством.  Чувство  к  чувству.
Чувство  на  чувство.  Чувство  чрез  чувство.
Чувства,  чувства,  чувства…

В ы д о х…  М ы с л ь…
Мысль  за  мыслью.  Мысль  к  мысли.
Мысль  на  мысль.  Мысль  через  мысль.
Мысли,  мысли,  мысли…

…Я  явился  на  этот  свет,  в  этот  мир,  на  эту  землю.  Я  явился  сюда  для  того,
чтобы  мыслить  и  чувствовать,  чувствовать  и  мыслить:  чувствовать  и  предчувствовать
самого  себя,  мыслить,  осмысливать  и  переосмыслять  самого  себя.  Чувствование  себя,
мышление  себя  и  о  себе  являют  меня  мне.  Нет  мысли  и  чувства  –  нет  и  меня.
Есть  мысль  и  чувство  –  есть  и  я.  Следовательно,  если  и  когда  я  е-с-т-ь  –
непременно  е-с-т-ь  мысль  и  чувство.

Итак,  я  явлен.  Явлен  миру  и  явлен  себе.  Явлен  чрез  посредство  мысли—мышления
и  чувства—чувствования.  Говоря  «я»,  я  разумею  под  этим  не  материальное  тело  моё,
а   т о  невещественное,  ч т о,  пребывая  в  теле  моём,  мыслит  и  чувствует.  Само  собой
разумеется,  что,  не  отождествляя,  в  данном  случае,  моё  материальное  с  моим
невещественным,  я  тем  самым  отнюдь  не  устраняю  моё  материальное,  т. е.  моё  тело,
мою  плоть,  из  процесса  мышления  и  чувствования,  ибо,  без  того  или  иного  участия
материального  в  этом  процессе,  невещественное  не  могло  бы  адекватно  и  полноценно
решать  свои  задачи  и  достигать  своих  целей,  которые  поставлены  перед  невещественным  –
в  этом  его  явлении  на  этой  земле  –  Промыслом  Божьим.

Я  явлен  (рождён).  И  тут  же  является  (рождается)  чувство.
И  тут  же  является  (рождается)  мысль.
          (Сразу  же  оговорюсь,  что  всякое  чувство  непременно,  так  или  иначе,
          сопровождается  той  или  иной  мыслью,  а  всякая  мысль  –  тем  или  иным
          чувством,  или,  если  сказать  то  же  по-другому,  любое  чувство  обязательно
          как-либо  облечено  в  какую-либо  мысль,  а  любая  мысль  –  в  какое-либо
          чувство.  Следовательно,  нет  и  не  может  быть  мысли  без  чувства,  т. е.
          голой  мысли,  и  чувства  без  мысли,  т. е.  голого  чувства.  Это  справедливо
          и  в  тех  случаях,  когда  чувство,  сопровождающее-облекающее  мысль,
          и  мысль,  сопровождающая-облекающая  чувство,  минимальны  в  своём
          проявлении  и  могут  казаться  фактически  отсутствующими,  но  однако  же
          они  безусловно,  так  или  иначе,  присутствуют.)
Это  чувство  не  может  и  не  должно  оставаться  одним-единственным.  И  эта
мысль  не  может  и  не  должна  оставаться  одной-единственной.  Ибо,  при  таком
положении,  т. е.  единственности,  не  будет  осуществляться  и  развиваться  процесс
мышления  и  чувствования  (который  правильнее  должно  обозначить  как  процесс
мышления—чувствования,  т. к.  мышление  и  чувствование  не  могут  происходить
разновременно).  Следовательно,  мысли  и  чувства  с  течением  времени,  начиная
от  первопроявленных-перворождённых  мысли  и  чувства,  безусловно  должны
непрерывно  умножаться  и  непостижимо-парадоксально  и  до  бесконечности
разнообразно  изменяться.

Что  же  происходит  с  постоянно  являющимися  –  и  следовательно  совершенно
неисчислимыми  –  моими  мыслями  и  чувствами?  Исчезают  ли  они  –  в  подавляющем
своём  большинстве  –  бесследно  и  навсегда,  утратив  то,  что  обусловливало  их  явление
и  обеспечивало  их  деятельность  и  действенность?  Или,  раз  явившись,  мои  мысли  и
чувства  –  и  притом  все,  без  малейшего  исключения,  –  никуда  и  никогда  не  исчезают,
а  вековечно  пребывают  в  соответствующем  для  этого  мыслечувствопребывания  месте,
служащем  для  них  бездонным  вместилищем  и  постоянным  пребывалищем?  Конечно  же
(и  это  для  меня  несомненная  и  бесспорная  истина),  мои  мысли  и  чувства  не  исчезают
и  не  могут  исчезнуть,  а  пребывают,  так  или  иначе  живя  и  действуя  –  и  взаимодействуя
(даже  если  я  и  не  в  силах  дать  самому  себе  ясный  отчёт  в  том,  в  чём  состоят  жизнь
и  (взаимо)действие  этих  век  пребывающих  моих  мыслей  и  чувств).

Почему  я  говорю,  что  мои,  ушедшие  в  моё  прошлое  и  –  до  времени  –  забытые
мною,  мысли  и  чувства  не  просто  пребывают,  а  живут  и  (взаимо)действуют?
Потому,  что  я  убеждён  в  том,  что  все  мои  мысли  и  чувства  –  это  живые  и
живущие  сущности,  живые  и  живущие  существа  (которые  правильнее  должно
наименовать  как  мысли—чувства,  в  силу  их  нераздельности  и  неразлучности).
Как  моё  материальное,  т. е.  тело,  плоть,  имеет  своей  основой  многообразные  и
многоразличные  клетки  (которые,  несомненно,  являются  живыми  и  живущими
существами),  так  и  моё  невещественное,  т. е.  у м,  с е р д ц е,  д у ш а,  имеет  своей
основой  мысли—чувства,  являющиеся  одновременно  и  совершенно  тождественными
(в  силу  Единого  Источника  их  происхождения)  и  совершенно  различными  (в  силу
неповторимости-неповторяемости  Божественного  Творчества)  по  отношению  друг
к  другу.  И  как  все  мои  клетки  (и  каждая  в  отдельности,  и  все  в  совокупности)
являются,  по  сути,  мною  как  таковым,  так  и  все  мои  мысли—чувства  (и  в  отдельности,
и  в  совокупности)  являются,  по  сути,  мною  как  таковым.  Стало  быть,  и  я  как  таковой
так  или  иначе  присутствую  в  каждой  моей  клетке  и  вместе  с  тем  в  каждой  моей  мысли
и  в  каждом  моём  чувстве.  Т. е.  мои  мысли,  чувства,  клетки  так  или  иначе  подобны  мне,
а  я,  в  свою  очередь,  так  или  иначе  подобен  им;  живу  и  действую  я  –  живут  и  действуют
они;  живут  и  действуют  они  –  живу  и  действую  я.  Да,  конечно,  над  клетками  властвует
не  только  жизнь,  но  и  смерть.  Однако  же  мысли—чувства  неподвластны  смерти,  ибо
подвластны  только  жизни.

Итак,  мысли—чувства  и  процессы  мышления—чувствования  безусловно
являются  неотъемлемым  содержанием  и  неотъемлемой  формой  как  меня
самого,  так  и  моей  жизни  и  моей  деятельности.  И  это  положение
справедливо  как  в  пределах  этого  мира,  так  и  за  его  пределами,
в  мире  ином.

А  теперь  я  перехожу  к  главному,  ради  которого  и  затеяно  мною  всё  это  –
изложенное  выше  –  многословное  рассуждение.  Вместилище  и  пребывалище
моих  мыслей—чувств  и  процессов  мышления—чувствования  есть  не  что  иное,
как  моя  память.  Но  не  просто  память  –  в  привычно-обыденном  смысле  слова,
а  та  память,  которая  –  в  подлинном  смысле  этого  величайшего  слова  –  является,
в  сущности,  м н о ю,  а  я   с а м  являюсь,  в  сущности,  этой  воистину  истинной
памятью.  Но  ведь  я  –  ч е л о в е к.  Так,  выходит,  и  память  –  ч е л о в е к?  Да,
действительно,  память  есть  человек,  а  человек  есть  память:  в е ч н а я   п а м я т ь.
Когда  –  на  земном  плане  –  женщина  (человек)  рождает  человека,  на  плане
небесном  –  в е ч н а я   п а м я т ь  творит  память.  Человеку  надлежит  –  обретя
своих  земных  родителей  –  обрести  своих  Небесных  Родителей,  а  земной  памяти,
явившейся  вместе  с  рождённым  земным  человеком,  надлежит  –  чрез  посредство
мыслей—чувств  и  процессов  мышления—чувствования  –  так  или  иначе  обрести
п а м я т ь   в е ч н у ю.

Памятуя  обо  всём  этом,  всякому  земному  человеку  надлежит  –  прежде  всего  –
печься  о  своей  памяти:  возлюбить  свою  память,  охранять  свою  память,  углублять
и  расширять  свою  память  и  тем  самым  приобщаться  и  причащаться  в е ч н о й   п а м я т и,
целенаправленно  и  неустанно  пестуя  благие  и  прекрасные  мысли—чувства  и  процессы
мышления—чувствования  и  всеусильно  и  всеусердно  устраняясь  от  мыслей—чувств
и  процессов  мышления—чувствования  злых  и  безобразных.

И  ещё.  Мы  знаем,  что  наиглавнейшей  жизненной  задачей  человека,  пришедшего
в  сей  падший  мир,  является  всестороннее  и  всемерное  уподобление  образу  Божьему,
по  которому  человек  сотворён.  Ибо  человек  как  таковой,  согласно  Библейскому
Откровению,  сотворён  Богом  Троицей  по  образу  Божьему  и  по  подобию  Божьему,
но,  нарушив  заповедь,  данную  ему  [человеку]  в  раю  Богом,  и  тем  самым  омрачив
и  исказив  образ  Божий,  утратил  подобие  Божье  и  лишился  вечного  пребывания  в  раю.
Так  вот:  рассуждение  о   п а м я т и,  –  полагая,  что  утрата  райским  человеком  богоподобия
и  рая  равносильна  и  равноценна  утрате  райским  человеком  первозданной  памяти,  –
я  хочу  применить  к   о б р а з у   и   п о д о б и ю.  Применить  с  целью  максимально
корректно  и  благочестиво  сопрячь  память  и  образ—подобие.

Итак,  я  полагаю  возможным  и  необходимым  уподобить  –  приближаясь  к  отождествлению  –
и   о б р а з   и   п о д о б и е  –  в е ч н о й   п а м я т и.  Так  вот:  если  в е ч н у ю   п а м я т ь
уподобить  безмерному  шару,  то  центр-и-поверхность  этого  шара,  т. е.  средоточие
в е ч н о й   п а м я т и,  и  будет  о б р а з о м,  а  всё  остальное  (внутри),  принадлежащее
этому  шару,  т. е.  область  в е ч н о й   п а м я т и,  и  будет  п о д о б и е м.  Следовательно,
человек,  вечно  у п о д о б л я я с ь   о б р а з у,  тем  самым  вечно  в с п о м и н а е т…
А  вечно  вспоминать  –  …вечно  помня… –  можно  только  то,  что  в  тебе  ВЕЧНО  ЕСТЬ.

P. S.  Человек!  Всегда  помни  (п а м я т у й)
и  никогда  не  забывай  (не  б е с п а м я т с т в у й),
что  ты  –  п а м я т ь:
Вечноживая  Вечноживущая  Вечнотворящая  Память.
ЕСТЬ  п а м я т ь  –  ЕСТЬ  ты.  Несть  п а м я т и  –  несть  тебя.
Если  и  когда  ты  ЕСТЬ  –  безусловно  ЕСТЬ  п а м я т ь.
      В с п о м и н а й,  человек…
            В с п о м и н а й,  человек…
                В с п о м и н а й,  человек…

=========================================
«Господи,  избави  мя  всякаго  забвения».
(Из  молитвы  7-й  [вечернее  правило])
=========================================
«Пресвятая  Богородица,  отжени  от  мене  забвение».
(Из  молитвы  10-й  [утреннее  правило])
=========================================

осень  2022


Рецензии
Здравствуйте Владимир!
Вы конечно встречались с таким удивительным явлением, как притяжения подобного, или ответ Вселенной на вызов.

Утром хотела написать отзыв на работу молодого, весьма продвинутого автора, где он ссылался на Cogito ergo sum, известное высказывание Декарта:"я мыслю, следовательно, я существую."
Отзыв не написала. Запуталась в терминах, логике и связью изложенного с названием.

И вот прихожу на Вашу страницу и открываю "Хлеб мой насущный "
И Ваши строки, как простой и ясный ответ:  "Нет  мысли  и  чувства  –  нет  и  меня. Есть  мысль  и  чувство  –  есть  и  я.  Следовательно,  если  и  когда  я  е-с-т-ь  –непременно  е-с-т-ь  мысль  и  чувство."
А далее Ваши рассуждения о том, как много и где хранятся мысли-чувства :
"мои мысли и чувства не исчезают
и не могут исчезнуть, а пребывают, так или иначе живя и действуя – и взаимодействуя(даже если я и не в силах дать самому себе ясный отчёт в том, в чём состоят жизнь и (взаимо)действие этих век пребывающих моих мыслей и чувств)."

Означает ли это, что когда физическое тело прекратит свое существование, то накопленные мысли - чувства не исчезают, а пребывают в безграничной Вечной памяти? И эта память образована в сотворчестве с человеком?

И вновь рождённый ребенок может "вспомнить" , зайти в это хранилище, как в библиотеку? И пополнить ее.

Наверное я не все поняла, но постаралась.

Спасибо и всего Вам доброго, с уважением и признательностью, Светлана

Лана Вальтер   25.01.2024 13:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!

Во-первых, благодарю Вас за содержательный отклик.
А во-вторых, попробую – как смогу – ответить на заданные Вами вопросы.

Всё ли накопленное человеком сохраняется в его вечной памяти?
Полагаю, что – да. Всё. Без исключения.
А как же тогда уживаются друг с другом в вечной памяти Доброе и Злое?
Полагаю, что, в соответствии с процессом совершенствования-гармонизации
существа человеческого, Доброе своею превозмогающей мощью нейтрализует Злое
и тем самым переводит Злое в потенциальное состояние, и Злое, находясь
в полностью пассивном состоянии, никак не может действовать.
А если почему-либо человек начнёт духовно деградировать, то весь этот процесс
пойдёт в обратном направлении – и Злое «проснётся»…

В сотворчестве ли с человеком образована его вечная память?
Полагаю, что эта память сотворена ТВОРЦОМ в с я сразу.
И в ТВОРЦЕ она пребывает именно т а к о в о ю.
Цель же, смысл, задача человека заключается в том, чтобы в с п о м и н а т ь
эту его вечную память и тем самым о с у щ е с т в л я т ь её. В е ч н о…
В сущности, всё это и есть для человека вечная его жизнь.

Конечно же, всякий человек способен, по Благодати БОЖЬЕЙ, так или иначе
приобщаться (к) своей вечной памяти и тем самым получать м а т е р и а л
(б о г о м а т е р и ю) для своего истинного развития, т.е. своего уподобления
своему образу БОЖЬЕМУ.

Вот, как смог ответил на Ваши вопросы.

С душевной признательностью,

Владимир Астраков   30.01.2024 13:45   Заявить о нарушении
 Спасибо, Владимир!
Из Вашего ответа я поняла, что человек не творит память, а открывает ее? По мере своих сил человеческих.
То есть понятие личной памяти - это фактор земного существования и напоминает автоматическое складывание неких пазлов из уже вечно существующего и пребывающего в мозаику жизни конкретного человека.
Все варианты развития событий и память о них предопределены?
Вот такие вопросы возникли, Владимир

С уважением и признательностью, Светлана

Лана Вальтер   30.01.2024 14:19   Заявить о нарушении
Светлана, по поводу открытия или творения человеком его собственной памяти
я выскажу следующее простое соображение: я полагаю, что, применительно к этому процессу,
вполне допустимо понятие «Открывание памяти» и понятие «Творение памяти» отождествить.

Что касается сложнейшего вопроса о предопределении, то я полагаю,
что Вечное Божественное Предопределение как таковое, без сомнения, существует –
изначально и неотменимо. Но наличие Предопределения ни на единую йоту
не отменяет и не исключает Вечной Свободы для всего ж и в о г о, сотворённого Творцом.
Да, это Парадокс. Но это же и Логика. БОЖЕСТВЕННЫЕ.
А то, что нам, людям, непонятно сейчас, станет понятным п о т о м…
По мере нашего совершенствования.

Светлана, я, разумеется, не обладаю всеве́дением.
Я отвечаю как могу. В силу моего развития.

Владимир Астраков   31.01.2024 16:00   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Владимир, и спасибо Вам за именно Ваши ответы, они и интересны

Вы, конечно, правы, вот эта фраза о том, что:" Предопределения ни на единую йоту не отменяет и не исключает Вечной Свободы для всего ж и в о г о, сотворённого Творцом.
Да, это Парадокс. Но это же и Логика.",
действительно, звучит как парадокс.

Как связать Свободу и Предопределённость? Только через Бесконечность вариантов.
А любая бесконечность для обычного человека - есть штука плохо понимаемая и также плохо представляемая. Увы...Может быть когда-нибудь...

С добрыми пожеланиями и благодарностью, Светлана

Лана Вальтер   31.01.2024 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.