Глава 6. Волшебная лестница. Безусловная любовь
Как же развивается ребенок поэтапно, как учится любить и отдавать?
Первый этап его нравственного роста формируется, когда маленький человечек учится принимать любовь. Он учится получать, впитывает в себя любовь родителей, всех близких, всех окружающих людей. Здесь все зависит от семьи, нужно очень много отдавать ребенку, - и вот именно от этого количества полученной любви зависит развитие личности, счастье и его будущая судьба.
Второй этап – это, когда ребенок уже учится сам строить отношения. И здесь опять семья играет огромную роль, потому что гармоничная семья предоставляет ему возможность разнообразного общения: как с мальчиками, так и с девочками; как с маленькими, так и с большими, а также со многими взрослыми людьми. Здесь закладывается умение строить бесконфликтные отношения. И пример ребенок берет, прежде всего, со своих родителей. На этом этапе очень важно дать ребенку понятие, как устроен наш мир: как целостная структура. Многие из нас, уже, будучи взрослыми, обнаруживают, что они так и не научились строить бесконфликтные отношения. Это все связано с пропущенным или неправильно пройденным вторым этапом формирования личности.
Третий этап – это отношения, когда я готов отдать тебе больше, чем ты мне; я готов отдавать тебе просто так и заранее, до того, как ты отдашь мне. Это уже семейные отношения, когда развивается особенность решать все конфликты.
Четвертый этап, - когда я отдаю безусловно, я ничего не требую взамен, я отдаю просто так. Это происходит, когда рождается ребенок. Мать готова любить безусловно и не только своего собственного ребенка, но и всех людей вокруг, весь мир.
Это вершина отношений. Так поэтапно формируется высоконравственный человек. Мы учимся любить, постепенно распространяя свою любовь на весь мир, в котором живем - это Любовь Христа!!! К ней можно прикоснуться на примере любви в момент рождения своего ребенка.
Чтобы ребенок был добрым, сильным, умным, порядочным, уверенным в своих силах, чтобы он рос веселым и гармоничным, его нужно любить, очень сильно любить. Ребенка всегда нужно стараться понять и принять таким, какой он есть, а уж если и переделывать, то только на своем личном примере, а не наставлениями или запугиванием. Вот тогда он будет иметь очень счастливую судьбу, несмотря ни на какие трудности. Ведь у него есть вы, сильный, добрый, всепрощающий и самый близкий на Земле человек!
Все начинается с раннего детства, вернее даже еще раньше – тогда, когда мы только задумываемся о великом счастье и великой ответственности – родить ребенка. Ребенок – это прекрасный плод любви, поэтому и зарождение новой жизни лучше всего, а вернее это единственное условие – должно происходить в любви. Это нежное, доброе отношение друг к другу будущих родителей и огромное желание расширить границы своей любви и одарить ею других людей, но, прежде всего, своего собственного ребенка.
Ребенок рождается у двоих, он как прекрасный цветок в саду любви, этот маленький беззащитный, теплый и самый любимый человечек на свете, которого еще вчера не было, а сегодня он есть! И уже захлестывает откуда-то взявшееся чувство бесконечной нежности и тревоги за его здоровье, счастье, за всю его будущую жизнь.
Помню, как родился мой первенец. Врач и медсестра похвалили моего сына за спокойный характер, полюбовались им, запеленали, положили на соседний стол, до которого я не могла дотянуться, и быстро куда-то исчезли. Нас оставили вдвоем впервые в жизни. Я не могла еще вставать, но наблюдала за ним краешком глаза и помню чувство, охватившее меня впервые. Я не могу описать это никакими словами, наверное, в нем соединилась любовь и нежность всех матерей, когда-либо живших и живущих сейчас на Земле. Он плакал, плакал мой маленький сын. Я чувствовала, что ему страшно и одиноко лежать одному, скрученному пеленками, всего в нескольких метрах от матери. Те минуты, которые мы были вместе и одновременно в разлуке мне показались часами, а скорее годами - и даже целой вечностью. Тогда же в первый раз я и узнала, что это такое - тревога за своего ребенка.
Потом я много раз испытывала это чувство страха за него, пока он рос, когда простужался, болел или задерживался где-то с друзьями. Тогда мне казалось, что я его теряю. Такой же страх я испытывала потом и за мою дочь – все повторилось сначала. И только много позже я поняла и научилась владеть собой в любых ситуациях. Я узнала, что беспокойство и страх за близких не помогает им, а, наоборот, усложняет любую возникшую ситуацию. Беспричинная же тревога может запросто спровоцировать болезнь ребенка, а может и вызвать травму.
Я убедилась в этом, когда сын впервые заболел ложным крупом и начал задыхаться прямо в новогоднюю ночь. На меня это произвело такое сильное впечатление, что я стала бояться самого новогоднего праздника. И два последующих Новых года на фоне абсолютного здоровья у сына вдруг начинался приступ удушья. Его обследовали в больнице на всевозможные аллергены, включая саму новогоднюю елку, но ничего не нашли. Тогда же я сама догадалась, что дело в моем очень сильном страхе за него. Своей тревогой и богатым воображением я вызвала, какие-то существующие в Природе законы к их действию. Позже я убеждалась еще ни один раз в том, что наши мысли, особенно если они еще и усилены эмоциями, могут притягивать любые ситуации.
Когда дети были маленькие, я любила каждый вечер, когда они уснут, разложить все вещи на свои места и вымыть везде полы. Однажды, заканчивая уборку, я услышала, что сын кашляет во сне. Мне так хотелось закончить работу, не прерываясь, что я решила воспользоваться советом, напечатанным в одной газете. Там было много отзывов о каком-то целителе, предлагавшем обращаться к нему за помощью на расстоянии. Для этого нужно было сосредоточиться на его имени и определенных словах, что я и сделала с особым старанием.
Через минуту мы с мужем услышали дикий крик своего ребенка. Мы бросились к нему и увидели, что сын сидит на кроватке, с ужасом смотрит сквозь нас и кричит, что погибает Земля. Он смотрел куда-то вдаль, и было ощущение, что он реально видит, как рушатся дома и целые города проваливаются под землю. Земля покрывается песком, который становится как камень. Погибают люди, и никто не может спастись. Потом он увидел какую-то девочку, которая все же спаслась. Тогда я первый раз наблюдала, как могут стучать друг о друга зубы.
Немного отступая от темы, я хочу заметить, что картина погибающей Земли врезалась тогда мне в самое сердце и никогда не покидала память. Я поняла, что это своего рода предупреждение всем нам. Так может случиться, если мы не перестанем нещадно эксплуатировать свою прекрасную планету, дом, в котором мы родились и живем. Если не перестанем воевать, ненавидеть и обижаться друг на друга. Во многом это определило и мой дальнейший поиск в жизни. Я стала интересоваться вопросами, как спасти Землю и как помочь детям. На сегодняшний день у меня собран материал уже на следующую книгу под названием «Мы - уникальная раса Вселенной» или «Кто ты – человек Земли?»
Только все это было потом, а тогда мы с трудом успокоили сына. Позже, конечно, обратились к врачам, которые решили начать обследование почему-то именно с головы. Его добросовестно обследовали и, конечно, ничего не нашли, кроме небольшой простуды, и я нисколько не сомневалась в этом. Но тогда я получила хороший урок и уже никогда больше не интересовалась никакими целителями, обращаясь только к Богу. Этот случай навел меня на размышления о тесной взаимосвязи между родителями и их детьми. Эта ниточка - связь существует в тонком, невидимом человеческому глазу, мире. Я много думала, какими же чистыми должны быть наши мысли, слова и поступки, какими спокойными должны быть эмоции, чтобы помогать и ни в коем случае не навредить своему ребенку. Я заставила себя успокоиться, начала домысливать любые ситуации только в лучшую сторону, - и сын перестал болеть.
Но в ту минуту, когда еще мой только что рожденный сын лежал и плакал от обиды, что его оставили одного, я все звала и звала врача или медсестру. Я хотела только одного, чтобы они быстрее пришли и успокоили моего малыша. Мне казалось, что ему вредно так долго плакать, а время до возвращения врача тянулось и тянулось бесконечно.
Сын заполнил всю нашу жизнь. Он связал нас навеки, и я поняла однажды, что как бы ни сложилась наша судьба в дальнейшем, мы всегда будем очень близкими людьми, потому что есть он, наш сын, есть наша маленькая белокурая дочурка – в них частица меня и частица моего мужа. Я думаю, так происходит в каждой нормальной семье, каких на Земле великое большинство. Ведь если ребенок рождается и воспитывается в любви, то ему легче потом пройти и по жизни, неся свой, только ему предначертанный крест.
Крест - это судьба, предначертание человека и его главная задача, ради которой он и воплощается на Земле! Самое главное, найти свой путь, свое место в жизни и обрести счастье, а может и страдание, если так определено по судьбе. Родители и семья это первая тихая гавань, которая может дать все необходимое для дальнейшего плавания. Ребенок – свободная личность, он может уже прийти на Землю со своими пристрастиями, вкусами, наработками, со своим опытом и задачами, отличными от тех, которые решали в своей жизни его папа и мама. Ребенок по опыту души может быть намного мудрее своих родителей.
Если задаться целью, например, пройти по улице, расспрашивая прохожих, что есть сам человек, тело или душа, многие ответят – душа, и это уже радостно. Да, человек Земли это и есть душа, которая живет вечно и развивается только посредством своего тела. Ведь только, имея плотное тело или плоть, можно говорить друг другу добрые и прекрасные слова любви. Можно дружески обнять близкого тебе человека или крепко пожать чью-то руку. Можно прижать к себе головку ребенка и утешая, ласково погладить его. Можно приготовить вкусный обед и порадовать им близких. Можно поддержать словами, мыслями и делами оступившегося или заболевшего человека. Можно написать и подарить друзьям прекрасную картину, прекрасную музыку; изготовить красивые полки для книг. Можно, наконец, засеять Землю, вырастить урожай и накормить хлебом многих и многих людей. Можно писать прекрасные стихи, которые вдохновят других людей на высокие чувства и добрые дела. Можно отдать, например, свою кровь или кожу (часть своей плоти) другому человеку и, как высшее проявление любви к людям, – отдать свою жизнь во имя спасения чьей-то другой жизни или всех людей на Земле, как сделал это когда-то Иисус Христос.
Все эти внешне проявленные добрые дела и поступки несут огромный смысл, если человек сотворил их по зову сердца, а не ради славы, какой либо выгоды или даже простой похвалы. Только тогда они будут способствовать совершенствованию его души. Таких людей немало среди нас. Они преисполнены любви и сострадания к другим людям, животным и к самой Земле, они всегда несут свет и тепло в душе, что невозможно не почувствовать, общаясь с ними. И тогда в момент самой смерти, когда душа отделяется от своего потрудившегося и уставшего тела, она, а вернее сам человек, радуется, что прожил жизнь хорошо, что старательно нес свой крест, что не роптал и не обижался на суровую, порой, судьбу. И все это будут ступеньки вверх! Так вот задача родителей помочь своему ребенку подниматься по этой лестнице твердо и бесстрашно.
Лестница вверх. Мы знаем, что по любой лестнице можно как подниматься, так и спускаться вниз, т.е. идти к своему падению. Падение же всегда приводит к разочарованию в конце жизни. И только можно домыслить, как же чувствует себя душа после смерти, если человек жил на Земле, как эгоист, исключительно для самого себя. А ведь часто мы воспитываем своего ребенка эгоистом, не задумываясь, какую судьбу обретет он в дальнейшем.
Давайте попробуем представить себе эту широкую-широкую лестницу, почти во всю Землю шириной, поднимающуюся так высоко, прямо к самому небу. Ступеньки же этой необыкновенной лестницы и есть школьные классы. Только учимся мы в них не делить и умножать, а учимся жить на Земле-Матушке. Ступенек на ней - бессчетное множество, как и индивидуальностей людей, и их судеб. Мы все стоим на реальной, но невидимой нашим привычным зрением лестнице. И хочется назвать ее Лестницей Жизни.
Только потому, что существует эта Волшебная Лестница, так интересен сам по себе каждый человек, живущий на Земле, будь то взрослый или совсем маленький ребенок. Каждый человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути, может обогатить нас неповторимым опытом и необыкновенным, только ему присущим, видением, а также интересным содержанием своего внутреннего мира. Чтобы стать более опытным, умелым, быть ровным и веселым в общении, каждый раз при встрече с другими людьми нужно замечать в них что-то хорошее, то, чего нет пока у тебя, но уже после этой встречи обязательно будет.
Один Мудрец заметил однажды: если на моем пути встретятся десять человек, имеющих только по одному положительному качеству, а я, не замечая их слабостей, и возьму все это положительное в свой опыт, то стану сразу на десять этих качеств богаче!
Обычно, чтобы обрести хотя бы одно хорошее качество, бывает необходимо прожить целую жизнь, а то и не одну, набирая при этом и горький опыт, через который заблестит однажды всеми своими алмазными гранями это положительное качество, и проявится индивидуальность человека. Но зачем ждать целую жизнь, ведь можно обрести этот опыт, переняв его у других людей. Точно так же, как мы ходим в лес за грибами, входя туда с пустым лукошком и возвращаясь обратно с полным. Правда, нам больше свойственно почему-то замечать в других людях только плохое и неопрятное. Но давайте попробуем прислушаться к совету Мудреца и отныне начнем замечать друг в друге только хорошее. Давайте научим этому правилу и своих детей. Вот тогда Солнце для нас всех засияет ярче, птицы будут петь громче, цветы окутают своим благоуханием и откликнется на зов души вся Природа! А люди, которых мы будем встречать на своем пути, станут улыбаться нам намного чаще!
Этот простой закон нам с сестрой когда-то очень давно еще в раннем детстве открыла мама. Она носила редкое и очень красивое имя Агния или Агнесса и считалась очень мудрой. Она работала, вела огромное хозяйство в доме, построенном своими руками, где, вплетаясь в шум реки, садовые деревья рассказывали друг другу, какие удивительные плоды они выращивают на радость своим трудолюбивым хозяевам. У мамы оставалось немного времени на наше с сестрой воспитание, и она, восполняя этот пробел, часто говорила нам: «Берите от людей все хорошее: вот Наташа, например, какая смелая, она ничего не боится и может съехать на санках и лыжах с любой горки, при этом она очень добрая.
А Ира очень воспитанная (она была любимицей в семье, и ей уделяли внимание все старшие члены этой семьи, а особенно бабушка), она умеет очень внимательно слушать, давать добрые советы и никогда не расскажет другим тайну, которую ей доверили. Надя, посмотрите, девочки, какая она трудолюбивая, а ведь ей приходится работать наравне со взрослыми, но она всегда улыбается и радуется любой мелочи…»
Так учила нас мама, и мы наблюдали жизнь, стараясь замечать только хорошее в людях, Тогда же мама выписала журнал, который, по-моему, назывался «Семья и школа», и я помню, как она говорила соседке: «Вот журнал девчонкам выписала, пусть сами читают, ведь я не успеваю все охватить, а там хорошие воспитательные статьи есть, ведь не глупые же люди пишут».
Я очень благодарна своим родителям за школу жизни, которую, не будучи педагогами, они сумели дать нам с сестрой. И может быть, именно это привело работать в школу сначала мою сестру, а потом и меня.
Когда рождается ребенок, Богом в него вкладывается тончайшая духовная ткань с предначертанием – душа, и происходит это в самые первые дни его жизни на Земле. Если быть наблюдательным, то можно даже заметить тот момент, когда ребенок как будто бы становиться немного другим, начинает смотреть на нас и вокруг уже более мудрым взглядом. Мне посчастливилось совсем недавно познакомиться с двумя такими малышами, появившимися на свет в одно и то же время, только в разных семьях. В одной семье столкнулись противоположные взгляды на жизнь и интересы взрослых людей, что привело к взаимным претензиям, боли и разрыву. Все члены этой семьи имеют яркий индивидуальный характер. Каждый из них очень талантлив, но, к сожалению, и очень упрям. И вот Богом даруется им ребенок, от которого невозможно отойти ни на минуту. Малыш как будто бы весь лучится, и волны радости готовы захлестнуть и растопить сердце любого человека, который общается с ним.
Мальчик все время улыбается и руки постоянно держит распахнутыми, как бы желая все охватить, всех обнять и соединить вместе. Я наблюдала, как он сосет мамину грудь, но при этом крепко держит своим кулачком папу за рубашку, не отпуская ни на секунду. Мы долго и безуспешно пытались помирить некоторых членов этой семьи, но, наконец, успокоились. Зачем переживать за взрослых людей, если каждый из них уверен в своей правоте и не желает уступить ни на шаг. Я для себя поняла, что соединить их под силу только этому солнечному мальчику, как я назвала его однажды. В нем мне видится огромный положительный потенциал души и опыт не одной прожитой жизни.
Другого малыша воспитывает одна мама, но она удивительная и сильная женщина. Ее сын - желанный и долгожданный ребенок. У нее имеется большой опыт воспитания «чужих» детей. Хотя хочется заменить слово «чужих» на какое-то более подходящее, потому что чужих детей не бывает. И как сказано в одной из книг известного болгарского философа и писателя Пьетро Дынова: женщина – это служанка у Господа, которой Он на время доверяет ребенка, чтобы та сохранила его, а также взрастила и умножила все доброе, что посеяно в его светлой душе. Дети нам даются те, которым именно мы можем помочь раскрыть и развить свои самые лучшие качества.
Но имеется и обратная сторона, где именно наши дети и обстоятельства их жизни, их развитие, становление и особенности характера, помогают нам самим многое понять в себе. А в конечном итоге это поможет и нам, и ребенку подняться на следующую ступеньку своего духовного развития. Этот процесс общения родителей с детьми - есть взаимное обогащение и помощь друг другу. И происходит это взаимообогащение только в том случае, если мы будет очень внимательны к каждой минуте жизни ребенка, который дарован нам Богом. Здесь важно не возмущаться трудностям, которые мы испытываем при воспитании милого чада, а трудиться, засучив рукава.
Часто можно услышать жалобы родителей на своих детей: «Да что же он такой, или что же он делает, да в кого он у нас такой?». - Да ни в кого, он просто такой, и именно такой, каким должен быть на своей ступеньке. И именно мы, а никто другой не может помочь ему шагнуть на следующую ступень, а может и через одну, как бывает в школе, когда ребенок переходит через класс. Ведь это происходит только тогда, когда родители уделяют ему много внимания, очень много вкладывают в него, и ребенок чувствует уверенность в своих силах и способностях – вот тогда он смело шагает через класс, да еще и успевает занимаются музыкой, живописью и спортом.
Нужно чувствовать своего ребенка. Бывает, что он не справляется с какими-то ситуациями в школе, приходит домой и срывается на близких. Он начинает швырять что-то, грубить, закрывается у себя в комнате. Знайте, что ему плохо, что нужна ваша «скорая помощь». Можно спокойно, но строго ему сказать: «Чтобы ни произошло, мы не имеем право - выплескивать свое недовольство в мир. Каждый бросок с недовольством любых предметов – это удар по окружающей реальности, и он обязательно вернется к тебе. Если человек ведет себя так, как ты сейчас, то он столкнется с еще большим ударом уже в ответ. Нельзя так действовать, нельзя проявлять такие капризы, как бы тяжело тебе ни было. Тяжело? Приди, расскажи, что случилось, и мы вместе найдем решение, ведь безвыходных ситуаций не бывает. И еще запомни на всю жизнь, что у тебя есть настоящий друг, и я тебя никогда не предам».
Но ребенок только в том случае будет делиться с мамой или с отцом, если он будет уверен, что родители его поймут, захотят выслушать, проявить участие, захотят помочь. Доверие у детей легко потерять, а заслужить, восстановить его снова будет очень непросто. Ребенок очень тонко чувствует лицемерие, он легко замечает, что мы говорим одно, а действия не сопоставляются с нашими словами, и получается казус такой. Он видит хорошие фразы, попытку создать хорошую фразу, но за ней стоит слабый человек. И у ребенка осложняется восприятие правильного образа взрослого человека. Тогда любая хорошая фраза из уст другого человека будет наталкивать его на мысль, что за ней тоже скрывается лицемерие, – и он уже будет осторожен.
Поэтому, соприкасаясь с ребенком, мы должны быть особенно бдительными, особенно стараться быть чистыми и искренними, а каждую фразу, обращенную к детям, можем произносить только от полноты своего сердца.
С тех людей, кому доверено воспитание детей, спрос особый. Это касается и родителей, и учителей, а также воспитателей, тренеров и врачей – всех, кто может по грубости своей задуть нежное пламя свечи в душе ребенка. Школу, детский сад и детские дома на месте многих педагогов я обегала за тысячу верст, если бы не чувствовала особой любви к детям. Никакие знания не оправдывают тех психологических ударов, которые наносятся детям, если кто-то ошибся, выбирая самую трудную и прекрасную на свете профессию - профессию родителя и профессию учителя. Меня, например, потрясла информация, которую я услышала на конференции «Учителя за этическую педагогику», проходившей в апреле 2002 года в Санкт-Петербурге. Оказывается, среди других профессий среда учителей признана самой агрессивной во мире. Наверное, именно поэтому многие учителя так быстро разрушают свое здоровье. Это происходит не потому, что работа нервная, а потому, что Природа, сама Гармония защищает от агрессии и холода взрослых своих детей.
Стараясь понять сам смысл прихода человека на Землю, а также понимая, что именно этого ребенка Господь милостиво доверил нам на воспитание, у нас само собой отпадет и всякое желание постоянно сравнивать его с другими детьми, заставляя тянуться за ними из последних сил, а то и еще хуже, нацеливая его быть лучшим из лучших. Но быть лучшим по жизни – это очень опасное занятие. Потому что обязательно встретится на его пути кто-то еще более умный, более талантливый, более красивый, успешный, а дальше – и богатый и т. д. И тогда маленького человечка, а может и вполне уже взрослого, ожидают такие потрясения и разочарования, что не каждому и под силу. И рушатся идеалы, навязанные с детства, рушатся все установки - что может привести уже к настоящей трагедии.
На одном из уроков в пятом классе я заметила, что Родион, обычно всегда спокойный, уравновешенный и уверенный в своих силах, выглядит бледным и очень расстроенным. Он почти не слушал меня и даже не смог включиться в игры, которые очень нравятся всем детям. В моей душе возникла тревога за него. Когда урок закончился, я спросила Родика, что за причина, которая смогла расстроить такого веселого парня? Он обрадовался участию и вдруг со слезами на глазах несколько раз повторил: «Я плохой, плохой, мама меня больше не любит, потому, что сегодня выдали тетрадки, и у меня уже вторая четверка по математике» На недавнем семинаре у А. С. Валявского я запомнила подобный случай.
В конце учебного года первоклассников попросили написать свои впечатления и пожелания учителям, которые с ними работали целый год. В тетрадке одного мальчика было написано: «Мама, я все-таки научился читать!» Эти два случая показывают, как дети тянутся изо всех своих силенок, чтобы только доказать своим требовательным родителям, что достойны их любви.
Существует такое понятие: условная и безусловная любовь. Условная любовь – это та, при которой мы любим своих близких, но с условием, что они будут такими, какими мы их хотим видеть. Это эгоистическая любовь, она для себя и уже прошлась по судьбам многих и многих людей. Так мы любим детей, мужа и всех остальных родных и близких. Но гармония не пропускает ни одного подобного случая и неизменно ставит все на свои места. Если мы боимся и требуем, чтобы ребенок учился на одни пятерки – он будет получать четверки, а затем и тройки. Панически боимся, что сын попадет в армию – у него есть шанс туда попасть. Если нам не нравится, что пьет муж – он будет пить. Пока у нас звучит требование к близким, пока имеется в душе страх, - по этому требованию и по этому страху обязательно будут бить. Таков закон.
Ведь если задуматься, то во всех перечисленных случаях мы, прежде всего, думаем о своем спокойствии, о своем комфорте. Часто мужчина пьет, потому что он не нашел себя в жизни, заглушая свою совесть алкоголем. Он нуждается в поддержке и может подняться, когда кто-то очень близкий по-настоящему верит в него, молится за него. А ведь чаще всего мы требуем, чтобы и муж, и дети только радовали нас своими успехами.
Безусловная же любовь она другая. Безусловная любовь – это такая любовь, когда мы любим своего ребенка только лишь за то, что он есть, вот такой неповторимый и единственный, со всеми своими ошибками, трудностями и несовершенством. Но ведь он и пришел в этот мир, чтобы учиться и чтобы стать, наконец, лучше. И впереди у него для этого целая жизнь! А мы поможем ему в любой сложной ситуации, и порадуемся, и погорюем вместе. При этом самое мудрое будет - не мешать его развитию и становлению личности. Тогда он быстрее найдет тропу судьбы и выйдет на свое предначертание.
Поэтому, наверное, самое правильное будет, получив в свои ладони бесценный подарок – маленького святого человечка, вначале реально оценить его возможности и способности. Потом соразмерить их со своими силами и опытом, обретенным в жизни. Внимательно наблюдая за малышом, постараться угадать замысел Бога в отношении этого ребенка и помочь ему осуществиться. Наблюдая за малышом с самых первых дней, можно многое узнать о нем. Да он и сам о себе с удовольствием все расскажет, ведь этот маленький человек точно знает, за чем он пришел именно в вашу семью и именно в это Время.
Ручка бежит и бежит по страницам большой пока еще чистой книги учета, подаренной сыном, когда я попросила его – художника и главного потребителя бумаги в нашем доме, дать ненужные, использованные листочки, если они свободны хотя бы с одной стороны. Он принес эту книгу учета и сказал:
-- Ты все время пишешь на каких-то листочках, потом все это исчезает. Пиши в книге.
-- Понимаешь, говорю я ему, - то, что я писала раньше, это уже ушло в прошлое. Жизнь, мысли, опыт – все так меняется, что мне уже это кажется неинтересным и никому не нужным.
-- Это тебе неинтересно, - парирует сын, - а кому-то может быть очень нужно и полезно. Ведь сама пишешь про лестницу с разными ступеньками развития, и вот на каждой такой ступеньке нужен свой опыт жизни и своя литература.
Я согласилась с ним и вот теперь учитываю каждую свою мысль в книге учета, выписываю туда стихи и отрывки из прочитанных книг. Самое интересное, что из опыта работы над предыдущими книгами и статьями, вышедшими или не увидевшими света по разным причинам, я хорошо усвоила, что если идет поток мыслей, чувственное осознание материала, о котором пишешь, то ни в коем случае нельзя откладывать эту работу ни на минуту. Обычно пишешь в этом случае без правок и изменений. Так вот ручка бежит и бежит по книге учета вслед за летящими вперед мыслями, но я чувствую, что необходимо вернуться и завершить рассказ о двух недавно родившихся малышах.
Так вот я встретилась с другим малышом и его мудрой мамой. Она музыкант, и мальчик окружен прекрасной музыкой буквально в самого рождения. Он ухожен и хорошо развит, а родился этот мальчик дома в ванной. Он вынырнул из привычной водной стихии, в которой находился все девять месяцев прямо в чистую, теплую и ласковую воду, в которой лежала его мама. Как же хорошо ему было! Он плавал, наслаждался, а потом попытался сам доползти до маминой груди. Казалось, что он сразу узнал свою маму и бабушку, которая стояла рядом. Внимательным взглядом он посмотрел на одну, а потом на другую и вскользь остановился на присутствующей при родах акушерке.
Сегодня я у них в гостях, и Светик упорно пытается ползти к заинтересовавшей его игрушке, а мы тихонечко разговариваем с его мамой:
-- Знаешь, говорит она, а ведь я почувствовала, когда в него вошла душа. Он так осмысленно и глубоко взглянул на меня и совсем уже другим взглядом посмотрел вокруг, оценивая то пространство, в котором придется ему теперь существовать. Только, посмотри, какой он бывает упрямый.
-- Да не упрямый он, а упорный, - ответила я, - твердый в своих намерениях и поступках. Это хорошее качество, которое просто обратить на достижение главной и светлой цели в его жизни. А ты ему поможешь своим опытом, мудростью и терпением.
Напрашивается вопрос, зачем сравнивать этих малышей, их способности, характеры и условия, в которых они будут расти. Если пофантазировать, то можно будет представить их в будущем в одной школе и даже в одном классе. Вот они выросли, такие разные, и оказались где-то в жизни совсем рядом. Здесь нужна будет мудрость, терпение и любовь всех взрослых, чтобы эти неординарные натуры открылись и обогатили друг друга, всех людей на Земле, а в конечном итоге и Вселенную, своими неповторимыми способностями и возможностями.
Давайте посмотрим вокруг себя и остановим внимательный взгляд на каждом из тех людей, которые живут и трудятся рядом с нами. Посмотрим на них, как на редчайшую драгоценность. Только одни эти драгоценные камни уже прошли обработку и сверкают теперь всеми своими гранями, освещая путь другим людям, и потому находятся они на более высоких ступенях духовного развития. Можно сказать, что они посещают более старшие классы незримой школы жизни на Земле. Другие же еще находятся в процессе обработки, обретения житейского и духовного опыта, а третьи, как будто еще залеплены грязью и глиной, не пропускающей во внешний мир ни света ни красоты. Они стоят внизу, в самом низу лестницы и ждут своей очереди, чтобы засверкать однажды всеми своими гранями и обогатить мир необыкновенной любовью и теплом своего доброго сердца. И это обязательно случиться! Только есть такой закон, при котором чем больше и ярче светит Солнце на сырую глину, тем она быстрее высыхает, растрескивается и отваливается, являя Миру, неповторимое богатство – истинную суть человека, его душу. А Солнце греющее - это и есть наша любовь друг к друг.
В реальной жизни мы все перемешаны между собой. Можно сказать, что однажды нас собрали в большую корзинку, хорошенько потрясли в ней и высыпали на необъятное поле жизни, на котором мы огляделись и вдруг заметили, что все люди по внешности, способностям, жизненным условиям очень разные. Одни сильнее духом, а потому добрее, теплее и может быть мудрее, а у других не хватает силенок обрести сразу все эти качества. Так в этом-то и вся мудрость жизни, чтобы одни люди от всего сердца и бескорыстно помогали другим. Лучше всего этому учиться в своей семье, где мы помогаем своим детям, а они помогают нам лучше понять себя, избавиться от слабостей и опасных привязанностей.
Ведь все в этом мире подобрано и подогнано наилучшим образом для каждого из нас. Нам лишь даются какие-то определенные условия, ставятся задачи, отрабатывая и успешно решая которые, мы получаем другие. Хотя многие из нас, возвысив себя, решили, что лучшая внешность, качество ума, талант или лучшие начальные условия даны исключительно для того, чтобы жить за счет других, используя все эти подарки, для устройства своей коротенькой жизни с большим комфортом и размахом. Правда платить за это в будущем приходится слишком дорогую цену, которая выражается не в деньгах, а в большом разочаровании и жизненных трагедиях. Но самое грустное, что мы учим так жить и своих детей. Давайте же попробуем понять, в чем истинный смысл жизни человека на Земле и в чем состоит истинное счастье человека Земли!
Мы учимся бескорыстно и самоотверженно любить друг друга, прежде всего в своей семье, чтобы потом эту любовь распространить на всех людей Земли. Каждый из нас проходит свои уроки, находясь на определенной ступени духовного развития – и это здорово! Ребенок свои первые уроки усваивает в семье. По поведению ребенка можно легко представить, какие отношения между его папой и мамой, как они дома отзываются о других людях, проявляют ли зависть, агрессию, обманывают ли кого-либо, как относятся к животным и т.д.
В нашем доме всегда были чистота и порядок. Родители не сидели ни минуты без дела, но иногда жертвовали даже самым важным, если мне или сестре необходим был их совет или поддержка. Однажды мама спросила нас: «Вы когда-нибудь видели, чтобы мы с папой открыто ссорились - нет? А ведь мы все выясняли только ночью, когда вы уже спали». У нас был свой дом с печным отоплением. Из сарая ежедневно носили дрова, но чистота была удивительная. Домой ноги несли сами собой. Мы были в курсе дел друг друга, но больше общались с мамой. И тогда она обращалась к нам с сестрой: «Девочки, поговорите с папой, ведь ему часто бывает так одиноко». Так дом и родители своим чутким отношением друг к другу формировали нас, ничего не навязывая.
Я очень хотела жить в большом городе и в большом многоквартирном доме. Мне казалось, что таким образом у меня всегда будет много друзей, и я никогда не испытаю чувства одиночества. В жизни все оказалось совсем не так, собираясь в больших мега полисах, люди, как правило, наоборот, испытывают острое чувство одиночества. Дети растут с ощущением, что за дверью собственной квартиры все чужое, с чувством опасности и недоверия к другим людям, даже к соседям по площадке. Но ведь невозможно создать Храм только в своей квартире, не интересуясь, что же находится за ее пределами. Мы живем в едином пространстве, и на каждого из нас, хотим мы того или не хотим, оказывает влияние самочувствие и настроение каждого человека на Земле, но особенно тех, кто живет непосредственно рядом с нами.
У нас есть друзья - одна многонациональная семья, которая бежала от войны на юге страны. Это удивительные люди, хранящие добрые традиции предыдущих поколений. Вначале им было очень трудно жить здесь, потому что они привыкли держать свой дом всегда открытым, всеми бедами и радостями их односельчане всегда делились друг с другом. Соседи были ближе родных. Дети росли, с прекрасным чувством, что они везде родные. Оказавшись в изоляции, эти люди, прежде всего, решили менять жизнь вокруг, начав с самих себя. В большом многоэтажном доме своими руками они создали очень уютную квартиру. Развели цветы и украсили живыми цветами площадку перед лифтом. Через некоторое время откликнулись и соседи, украсив цветником уже свои площадки.
В их семье растет симпатичная веселая девчушка, Анна-Стефания, с которой с самого рождения говорят на разных языках: грузинском, немецком, русском и греческом. Сейчас ей три года и она понимает каждый из этих языков в отдельности, отвечая на том из них, на котором был задан вопрос. На ночь и во время дневного сна ей всегда тихонько включают красивую музыку, часто классическую. Мама девчушки, спортсменка в прошлом, много занимается с ней в игре разными упражнениями. В результате чего у Стефании очень хорошая растяжка и гибкость. Но самый большой подарок, который ей подарили взрослые - это то, что ребенок всегда видит вокруг себя детей разных возрастов. «Откуда у вас всегда дети?», - спросила я однажды, и мне ответили: «А как же их не взять, если у одних соседей окна меняли три дня - дети жили у нас». У других еще чего-то – они опять берут к себе соседского ребенка. Так и подружились со всеми, а теперь у них так много настоящих друзей, что чувства одиночества уже и некогда испытывать. Бабушка часто печет, готовит интересные национальные блюда, которыми щедро угощают всех. Я научилась у нее вкусно готовить некоторые блюда и в первой книге «Истоки здоровья» напечатаны некоторые рецепты от этой семьи. Счастливыми можно быть при любых условиях, независимо от количества материальных ценностей. В детской у Стефании все стены увешаны ее веселыми рисунками, а на Новый год через всю комнату тянулась самая красивая на свете гирлянда из простых разноцветных бумажных колечек, потому что сделана она руками самих детей.
Есть у меня и еще один удивительный пример того, как можно создать настоящий Храм, в небольшой однокомнатной квартире. Мария - искусствовед, живет на шестнадцатом этаже типичного дома на окраине Петербурга. Подъезд, лифт, лестничная площадка и, конечно, сама квартира выкрашены типичной безликой серой краской. Однажды она представила, что это небольшое пространство Земли – ее квартира, ей дано, чтобы она создала в нем прекрасный цветущий уголок, который своим теплом и красотой отзовется во всей Вселенной. Она помечтала и взялась за дело. Я забыла сказать, что денег у нее совсем немного для осуществления чего-то грандиозного. Но, тем не менее, откладывая понемногу на обои и краски, постепенно она приобрела все необходимое.
Сначала был расписан балкон – серая бетонная плита, на которой появились прекрасные голубые рериховские горы с озером и водопадом. Также были расписаны батареи, и природный орнамент из переплетающихся лиан и цветов появился над обоями под потолком. Занавеси, покрывало, скатерти – все было сшито своими руками с большой выдумкой и вкусом. Настоящий цветник из всевозможных растений, даже пальма, выращенная из косточки авокадо, размещались как в комнате, так и на кухне. В доме постоянно поют птицы. Кормушка для вольных птичек висит за окном. В углу комнаты – импровизированный иконостас, где всегда горит лампадка. Шестнадцатый этаж позволяет каждому, кто окажется здесь, чувствовать совсем рядом с собой загадочный купол неба. Слепящее солнце, воздушные облака, радуга, неповторимые восходы и закаты над Финским заливом - постоянные гости в этом доме. Ощущение такое, что попадаешь в рай, и так хорошо становится на душе, что хочется сесть и просидеть вот так долго-долго, размышляя о чем-то высоком.
Но это еще не все. Однажды, возвращаясь к себе, домой, Мария заметила огромное различие между дивным миром, который ей удалось создать в своей квартире, и общественной лестничной площадкой, после чего и площадка была перекрашена в прекрасные теплые тона, а стены расписаны цветами. Соседи подивились несколько дней, а потом привыкли и даже собрали деньги на краску.
Когда мне необходимо получить искренний совет, я звоню или прихожу к Марии в гости. Помню свое необычное ощущение, когда однажды мы с ней пережидали грозу в одной маленькой часовне, в которой кроме нас не было ни одного человека. Мы пошли туда помолиться перед дорогой. День был ясный, солнечный, на небе – ни единого облачка. Хранитель часовни, спрятавшейся под большим кедром, приветливо встретил нас и предложил перед молитвой окурить ее ладаном. Он совершил свое таинство и тихо вышел, оставив нас вдвоем. Необыкновенное чувство благодати окутало нас. И вдруг совсем неожиданно разразилась настоящая гроза с ливнем. Казалось, тонны воды обрушились на маленькую деревянную часовню, загромыхал гром, на улице почти непрерывно сверкала молния. На какой-то миг мне стало вдруг очень страшно, но уже в следующую минуту я поняла, что мы находимся на ладони у Бога и что бояться нам совсем нечего. Ведь пройти все жизненные бури можно, только бесконечно поверив Ему. А еще я подумала, что столь необычными природными проявлениями Отец хочет нам что-то сказать. В этой маленькой часовне, «в покаянии дождя», я вдруг поняла, что Он соединяет нас для чего-то, ведомого только Ему, Одному. Я почувствовала это каждой своей клеточкой. То же самое ощущение было и у Марии. Окончив молитву, мы вышли на улицу – все вокруг было залито солнцем, все дышало свежестью, пели птицы, и не было даже намека на грозу, которая прошумела над часовней буквально несколько минут назад.
И вот я в гостях у Марии в Санкт-Петербурге.
- Как ты пришла к такому ощущению пространства вокруг себя и мира в целом. Ведь я ощутила этот мир и в той деревеньке, где твой дом буквально утопал в цветах?
- Я могу рассказать тебе об этом, - говорит она:
« В детстве я любила смотреть на Небо. Среди плывущих по бездонному, голубому Небу белых, пушистых облаков, я искала Бога. Мне казалось, что на самом большом и красивом облаке плывет Господь, и я жаждала его увидеть. Вечером я часто садилась на крылечко и подолгу, почти не отрываясь, смотрела на мерцающее звездное небо. Было ощущение, что с Небес как будто что-то таинственное и прекрасное льется в мою душу. Красота и Величие Мироздания с детства пробудили в моем сердце ощущение Бога и благоговения перед Творцом всего, что я видела вокруг на Земле и на Небе.
Моя мама была верующей и никогда не скрывала этого ни перед кем, несмотря на гонения и насмешки даже среди близких ей людей. В какой-то мере я повторила ее судьбу. Надо мной так же смеялись, как и над ней и удивлялись, как я, достаточно образованный, по их определению, человек могу верить, что во Вселенной есть Творец. Это детское ощущение присутствия Бога во всем и везде сохранилось до сих пор, только усилилась трепетность при мысли о Нем. Мне нельзя жить без Бога.
О том, как я стараюсь создавать вокруг чистоту и уют, попробую рассказать на одном примере. Однажды в моей жизни был эпизод, который в настоящее время уже утратил некоторые детали переживаний, но тогда он оказал большое влияние на дальнейшее осмысление всех моих поступков и на отношении ко всем происходящим событиям. Так получилось, что некоторое время я жила в такой маленькой избушке, наклонившейся очень сильно одним бочком к земле. В избушке той нас проживало несколько человек. И однажды возникло желание преобразовать стоящий во дворе крепкий, объемный курятник под летнее жилье. Мне поручили его не только вычистить, но и отмыть. У меня перехватило дыхание от предполагаемой работы. Не помню уже, как я оказалась там с ведром воды в руках.
Я стояла и плакала, потому что не понимала, с чего же начать это «действо». «Господи, пожалуйста, помоги мне понять происходящее со мной», - обратилась я к Богу. Постепенно кроме слов жалости к себе и отчаяния у меня стали возникать слова утешения, успокоения. Меня как будто кто-то успокаивал. На какое-то время я «притихла». Именно в это мгновение я и услышала слова. Они не были оформлены звуком, но, тем не менее, это были слова, окрашенные интонациями. В них звучали и сочувствие, и нежность. Объяснить я это не могу, но это было именно так. Слова были следующими: «Милая моя, успокойся, успокойся, все хорошо, не переживай так. Улыбнись (улыбка никак не получалась у меня)».
Тогда прозвучало еще раз: «Улыбнись и радуйся! Знай, что на Земле твои руки будут мыть курятник, чтобы было чисто и уютно для тех, кто будет здесь жить. Но на самом деле ты не курятник будешь мыть – ты будешь мыть один из слоев вокруг Земли, который надо приготовить к заселению. Века, тысячелетия шли и ждали твоих рук, и именно твои руки должны это сделать». Голос звучал как будто внутри меня без звука. Слова лились с любовью, утешением, нежностью, заботой. Когда поток их остановился, я стояла уже совсем другая – полная решимости вымыть все, как можно чище.
Два дня я мыла и скоблила так, чтобы не осталось и намека на былую нечистоту. Затем мужчины сняли доски с пола и потолка, выстрогали их до чистого дерева, пахнувшего ароматом кедра, и вновь укрепили на место. Это оказались кедровые доски в прекрасном состоянии. Вымытые и выскобленные стены были украшены кружочками из березы. Оба окна расширили, и поток света заполнил чистое пространство. Теперь это уже был не курятник, а чистая и светлая, пахнувшая ладаном, светелка.
Я поняла, что руки каждого из нас нужны Господу для сотворения чистоты, красоты, гармонии на Земле. Очищая пространство вокруг себя, мы очищаем кусочек Матушки-Земли, а, значит, и всю Землю. Сажая деревья, выращивая цветы, мы украшаем пространство, сотворенное Богом. Это ощущение доставило мне великую радость. Я почувствовала в себе потребность создавать вокруг себя атмосферу чистоты, гармонии во всем: в быту, в одежде, в человеческих отношениях, в мыслях, словах и поступках. Мне кажется, что эта потребность заложена в каждом из нас Богом, надо только возжаждать этого, и тогда жизнь становится многогранной, созидательной, а не разрушительной. Прививать детям красоту и культуру нужно с того, чтобы даже ни одной бумажки или бутылки, банки не было брошено нигде: ни дома, ни на площадке, ни вокруг дома и ни на всей планете Земля. Но также необходимо помнить, что это и большой труд над собой и большая ответственность.
Я ощутила потребность творить красоту не только руками, но и словами молитвы».
А я подумала тогда: ведь раньше в России ни одного дела не начинали, не помолившись. В каждой семье висела икона, перед которой теплилась лампадка. Детей рожали, купали и кормили, отправляли учиться и на труд с молитвой на устах. Всей семьей посещали храм по праздникам и выходным.
Представьте, какой прекрасный эмоциональный урок получали дети, ведь по силе своего воздействия он намного превосходит любые слова взрослых. Начинать родителям всегда нужно только с себя, ведь культуру - чистоту отношений и поведение в обществе ребенок, прежде всего, наблюдает дома».
И еще один, на мой взгляд, важный вопрос хочется затронуть в этой главе. Храм семьи это дом, где интересы всех членов семьи находятся в равном положении, а интересы детей - стоят на особом месте. Бывает так, что кто-то из родителей или оба бросаются на «помощь» в другие семьи, забывая о своей родной, в которой как раз не хватает их собственного тепла, заботы и уюта. Я понимаю таких людей, потому что сама последнее время решаю для себя этот вопрос: как же все-таки правильно помогать другим. Из своего опыта и осмысления ошибок я поняла, а потом и прочла в одной мудрой книге, что «те, кто просит, как правило, в помощи не нуждаются, человек может рассказать свою нужду, но не ждать, что ему обязательно помогут… Лучше недодать, чем передать, так как лишняя опека может способствовать развитию лени у другого человека».
Это не значит, что не надо помогать вообще. Помогать обязательно нужно, ведь мы и рождены на Земле, чтобы развиваться, помогая друг другу. Только помощь эту необходимо оказывать правильно, чтобы человек поднимался по лестнице духовного развития, а не скатывался вниз. Нужно помнить, что на нас всегда смотрят глаза детей, которым мы каждым своим словом, каждым поступком преподносим жизненно-важный урок. Помогать нужно, слушая свое сердце, и в первую очередь там, где человек искренно хочет изменить свою жизнь, протягивая к вам две свои руки.
Там же, где тянется только одна рука, а другая крепко держит свой груз, с которым не желает расстаться, помогать бессмысленно. Можно топтаться рядом с этим человеком, оставляя без помощи других людей и без внимания – своих детей. К тому же бежать помогать другим часто заставляет гордыня, которой приятно, когда ее хозяина или хозяйку похвалят другие люди, в то самое время, когда в семье мы принимаем помощь и заботу друг друга, как должное, часто даже не замечая ее.
«Иоанн Кронштадтский когда-то сказал своей жене, что они будут служить Богу, а счастье успеется – пусть будут счастливы другие!
Если это взаимно, если оба или вся семья готовы отдать некоторые свои радости для других, это иное дело. Но против чего я протестую, это против идеи, что один имеет право загубить чужую радость, отнять радость у других, чтобы куда-то унести на сторону, пойти утешать кого-то на другом конце города, тогда как собственная семья остается без радости, без утешения.», - написал в своей книге « Таинство Любви» митрополит Антоний Сурожский. И я подписываюсь под этими словами, завершая эту главу книги.
Свидетельство о публикации №222112600681