Глава 31. Пасха 2005г. Прощание с отцом В

На Вербное воскресенье отец В снова посетил нас в Левоче. Это был его праздник, день иерейской хиротонии. Мы отпраздновали тихо эту дату. Первый тост сказала мать Татьяна, как сестра, лучше всех чувствующая дух батюшки: «Батюшка! Господня земля и исполнение ея вселенная и вси живущии на ней!» (Этим возгласом священники благословляют землю в конце отпевания и посыпают ей тело покойника.) Все молчали, понимая, что это сказано о предстоящей разлуке и Абхазии. Батюшка слегка побледнел. Как-то уж слишком загробно прозвучал этот тост. Все стукнулись бокалами в тишине и выпили. Потом как всегда на таких праздничных трапезах были грустные песни и разговоры о вечном.


На Страстной Седмице отец Михаил благословил отца В послужить, если он захочет. Отец В с хором ин.Татьяны служил в Левоче, а мы с отцом Михаилом ездили в Хвойную. Как-то, вернувшись, мы застали в Левоче что-то невообразимое. Батюшка в дверях трапезной крепко ругался на сестёр, обзывая их шлюхами и другими унизительными оскорблениями. Он говорил: «Для проститутки кто гладит, тот и хозяин!» Предрекал, что мы будем «пузатые ходить». Потом звучали ревнивые догадки о нашей продажности отцу Михаилу, и о нашей забывчивости: «С глаз долой - из сердца вон!» Когда мы появились впятером своим выездным хором, собрание уже расходилось, и мы услышали только последние фразы, возможно, вырванные из контекста. Сёстры в ужасе нам намекнули, что это не передать словами. И раз мы не слышали, значит, нам не нужно. Мы смирились.

 
Мы не знали, как будем служить Пасху. Отец Михаил неожиданно благословил отцу В поделить храмы на двоих. Отцу В ехать в Хвойную со всеми сёстрами, а потом в Минцы. А сам отец Михаил хотел служить со своими матушкой и дочкой в Левоче и после тоже сокращенным чином в Миголощах. Тут возник вопрос: кому регентовать с отцом В?

 
Мать Татьяна очень хотела, я это видела. Я ей отдала эту честь, потому что это её батюшка, она с ним прослужила столько лет. Батюшка сделал вид, что ему всё равно. А с исоном я обещала ей помочь. И всю службу я металась к исонам и помогала им найти их ноту. Ин.Татьяне нужно было всего лишь петь свою партию с закрытыми глазами и не заснуть.

 
Мать Татьяна потом сказала, что она еле выдержала мою суету. Она с царственным видом делала одолжение нам, управляя сестрами. И с исоном ей петь не понравилось. Зато батюшка был от службы в восторге. Ему очень понравился напев «Волною морскою». И всё остальное тоже. Он сказал, что был как будто на небесах. И тогда мать Татьяна сменила маску на добрую. После короткого богослужения в Минцах батюшка был уже еле жив. И удивлялся, как отец Михаил может служить один по четыре пасхальных службы.


Я пошла к отцу В на разговор. Не помню, с каким вопросом. Он был на своей волне и, между прочим, намекнул, что мать Татьяна нам не нужна, и он её хочет от нас забрать. Я попыталась его убедить, что мы её искренне уважаем, но нас смущает её личная к нам неприязнь. Мы её ничем не обижали. Он сказал, что она несчастная и больная, постоянный пациент психиатра. И её съедают своей завистью ин.Елена и ин.Екатерина. Я спросила: «А как же Аннушка?» Он ответил: «Аннушка – это Сметана Ивановна, сама что ли не знаешь?» Я спросила, оставит ли он её, если все сёстры будут «за». Он с сомнением посмотрел на меня. Я удалилась.


Внизу на первом этаже я нашла свой хор в сборе и рассказала им о нашем разговоре. Сёстры сказали, что они за то, чтоб ин.Татьяна осталась с нами. Мы поднялись наверх, к батюшкиной келье. В коридоре на диванчике сидели инокини Елена и Екатерина. Мы на них даже не посмотрели. И своей небольшой делегацией решительно двинулись в дверь. Батюшка посмотрел на нас расширенными глазами и был явно шокирован, что мы не серая масса, а разумные сёстры. В несколько минут каждая ему высказалась за мать Татьяну очень убедительно и добродушно. Батюшка такого от нас совсем не ожидал. И теперь точно не смог противиться нашей просьбе. А может даже испугался, что мы не такое уж быдло, каким он нас представлял. Решено было мать Татьяну оставить, а забрать мон.Марию (маму ин.Варвары) на время для решения каких-то дел. Я до сих пор не могу поверить, как он смог меня так загипнотизировать, чтобы я еще просила его оставить с нами мать Татьяну.


Когда об этом узнала ин.Татьяна, она устроила настоящую истерику. Она залегла в келье лицом в подушку и рыдала во весь голос, выкрикивая между всхлипами: «Вы мне никто не нужны! Оставьте меня в покое! Ни одна из вас мне не нужна! Я не хочу оставаться с вами! Зачем просили? Отстаньте от меня!» Её успокаивала мать Мария. Но что толку? Столько эгоизма и самовлюблённости я в ней не подозревала до этого.
Ин.Татьяне прощалось очень много. Ни одной сестре не простилась бы подобная истерика. Меня глубоко задели её слова. Я поверила, что мы ей не нужны. У нее явно было нарциссическое расстройство личности. Она не считала за людей никого из нас. Ей хотелось быть поближе к начальству. Она даже ради приличия этого не скрывала.

 
Отец В позвал меня поговорить, мы сели с ним в его машине возле храма. Он высказал мне всё, что думал обо мне. По его словам, он относился ко мне «нежнее всех сестер». А я не поняла и не хотела принимать таких слов в свою душу. Я тактично сказала ему, что отношение всегда видно, а я ничего кроме злости и желчи в свой адрес не видела. Он был очень жесток по отношению ко мне. Я больше поверю, что он так относится к ин.Татьяне, ин.Елене и другим. Но он отрицал. Он продолжал настаивать на своих благих намерениях относительно меня и пожелал мне исправляться и каяться. Я видела, что он очень обижен, несмотря на почти десятимесячный срок обиды. Все равно чувствовалось, что прежнего его доброго отношения не будет, он заметает следы. Тогда в Юсупове я поступила крайне неосторожно, обозвав его «грязным мужиком».

 
Во вторник Светлой Седмицы батюшка служил, ин.Татьяна регентовала, а в среду было отпевание по пасхальному чину. Рабу Божию звали Надежда, и преставилась она на Пасху. Батюшка сказал в проповеди, что это очень достойная смерть на Пасху и, наверное, она была очень доброй и хорошей души человек. И велел вытащить набор косметики из гроба. Родные сопротивлялись, говоря, что это последняя воля покойной. Но батюшка не разрешил.

 
После этого мы последний раз посидели в трапезной, провожая отца В. Потом он нас всех благословил, каждому что-то говоря. Мне лишь сурово промолвил, что надо исправляться. Потом сказал краткую напутственную речь, в которой указывал, как дальше жить, не предавать друг друга, подставлять плечо, жалеть друг друга и прощать. И всегда держаться вместе. Это было самое главное благословение. Выглядело, как будто он с нами прощается навсегда. Но мы привыкли, к тому, что он мог уехать надолго. Сел сам за руль и рванул, поднимая за собой клубы пыли. У многих сжалось сердце от такой манеры ездить.

 
Все побрели по послушаниям. Мне было плоховато. Началась тахикардия, и не хватало воздуха. Я спала несколько суток по два-три часа. Мать Наталия померила мне давление. Оказалось 145 на 100 и высокий пульс. Она прописала мне выпить корвалола и полежать.


   http://proza.ru/2022/11/26/740



   Фото из интернета. Село Минцы, церковь.
 


Рецензии
Добрый день, Эмилия! Глава понравилась. Что-то с отцом В. случилось. Он стал говорить правильные речи, а в Вас увидел богобоязненную девушку, такую, с которой самому ему надо брать пример, поэтому он стал себя оправдывать в Ваших глазах, якобы относился к Вам лучше, чем к другим. А Ваше здоровье уже, думаю, подорвано таким служением.
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   30.03.2025 11:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила! Спасибо Вам за добрый отклик! Батюшка был максимально странным, он всю вину за нашу размолвку возложил на меня. Богобоязненности он не увидел во мне, потому что сам не знал, что это такое. Я после его отъезда долго приходила в себя. Даже сейчас, когда вспоминаю его, становится тяжело на душе. Почему так, не знаю.
С уважением и теплом,

Эмилия Лионская   30.03.2025 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.