О справедливости и правде

Всякий человек, выступающий за торжество справедливости и правды, гордится собой. А как же иначе, он — представитель сил добра и прогресса.

Взывающий к справедливости или к правде всегда оппонирует стороне, поддерживающей, по его мнению, несправедливость или неправду. Справедливость и правда — оценочные понятия. Действительно: справедливое для одного человека или какой-то группы лиц, социального слоя, идентичности часто бывает несправедливым для его оппонентов; сведения, объявленные правдой одной стороной отношений, могут названы лживыми или недостаточными другой стороной. Заметим также, что справедливость — это добровольно поддерживаемый спорящими сторонами компромисс и что там, где нет правды (справедливости), скорее всего, нет и справедливости (правды).

Людям, слушающим борцов за справедливость и правду, следует всегда помнить, что апелляция к справедливости и правде позволяет говорящему использовать из всего множества аргументов и фактов только те, которые нужны ему для обоснования своей позиции. Люди, слушающие борцов за справедливость и правду, должны всегда подозревать их во лжи и лукавстве.

Например, коммунисты отвергают право частной собственности и рыночную экономику на основании того, что капиталисты "паразитируют", "присваивая  прибавочную стоимость", созданную "рабочим классом".

Но, коммунисты говорят не всё. Они никогда не скажут, что реализация коммунистических идей связана с нарушением прав человека на частную собственность, свободу слова и демократию.

Коммунист никогда не скажет о том, что частная собственность является базой благополучия общества, что управление капиталом (сохранение и преумножение) является деятельностью необходимой не только капиталистам, но и всему обществу и что "класс" капиталистов больше других социальных слоёв заинтересован в развитии "производительных сил" и совершенствовании "производственных отношений" общества. Коммунисты любят взывать к сочувствию к людям труда, вынужденным, "за гроши горбатиться на капиталистов", забывая при этом упомянуть, что капиталисты, в отличие от рабовладельцев и феодалов прошлого, используют только труд, выполняемый по договорам добровольного найма.
 
Агитация коммунистов имеет откровенно популистский характер, но при определённых условиях она срабатывает, что позволяет коммунистам сначала встать у руля власти государства и затем силой государственной машины лишить народ свобод и демократии и принудить его к "построению социализма и коммунизма".

Кровавые коммунистические эксперименты в СССР и многих других странах мира показали всю бесперспективность и опасность использования критериев справедливости и правды как для оценки общественных отношений и явлений, так и для руководства к действиям. Встаёт вопрос: какие критерии оценки будут верными? За ответом "ходить далеко" не надо, достаточно вспомнить, что человек — мерило "всех вещей", а его права являются краеугольным камнем человеческой цивилизации.
 
Права человека — это права, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. Права человека фиксируются законодательствами государств. Закон — источник прав человека. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. В разных государствах законы различны, что ведёт к множеству разных списков прав человека.

Из всей совокупности прав человека, состоящей из отдельных прав всех людей живших и живущих на Земле людей, ООН в 1948 году выделила во "Всеобщей декларации прав человека" группу прав, которыми должны обладать все люди Земли, независимо от их расы, национальности, гражданства, места проживания, материального достатка и социального положения. Эта группа прав сейчас считается основной (базовой, фундаментальной) и называется Универсальными правами человека (УПЧ). Позже другими документами ООН уточнила и расширила группу универсальных прав человека. Итак, УПЧ — это права, которыми должны обладать все люди живущие на Земле.

Права человека на справедливость и правду несомненно являются универсальными. Право на справедливость — это право требования соответствия деяния и воздаяния. Право на правду — это право требования полного изложения условий и честного выполнения формирующихся или уже сложившихся договорных отношений. Право на правду — оружие борьбы против незаконной практики лжи и лукавства, скрывающей несправедливость.

Некоторые люди думают, что права на справедливость и правду являются самыми главными из всех универсальных прав человека. Однако это не так. Обоснуем это утверждение, обратившись к иерархической семиуровневой пирамиде человеческих потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908 — 1970).

Будем руководствоваться следующими соображениями. 1. Потребности человека порождают его права. 2. Реализация потребностей человека порождает необходимость соблюдения обществом его прав. 3. Права человека создают возможности для реализации его потребностей.

Стало быть, всем семи уровням пирамиды человеческих потребностей А.Маслоу, начиная с низшего уровня ("физиологические потребности": пища, одежда, жильё) и кончая высшим уровнем (потребность в "самоактуализации" — развитие личности, реализация её целей и способностей) обязаны соответствовать конкретные УПЧ. Если человек лишён какого-то из своих универсальных прав, то соответствующая этому праву потребность, скорее всего, не сможет им реализована.

Если рассматривать справедливость и правду, как потребности человека, то эти потребности можно разместить только на четвёртом уровне пирамиды А.Маслоу (потребность в "уважении, одобрении, признании"), так как второй уровень пирамиды отведён под потребность в "безопасности", а третий — под потребности в "любви и принадлежности". Таким образом, важнее прав на справедливость и на правду являются права человека на пищу, одежду, жильё, на безопасность, на любовь и принадлежность, так как они соответствуют более низким уровням иерархической пирамиды потребностей А.Маслоу.

Заметим, что права человека на частную собственность и свободу слова обеспечивают его безопасность и стало быть они важнее права на справедливость и что право человека на демократию, как и права на справедливость и правду, соответствует четвёртому уровню пирамиды потребностей А.Маслоу.

Пример решения проблемы "исторической" несправедливости. Эльзас и Лотарингия, территории Священной Римской империи, расположенные между Маасом и Рейном, были присоединены королевством Франция между XVI и XVIII веками. Эти же территории вошли в состав Германской империи в XIX веке, а затем Третьего рейха в XX веке, прежде чем снова стать частью Франции.

Каждый переход Эльзаса и Лотарингии из одной империи в другую сопровождался утверждениями победителей о торжестве исторической справедливости. Так оно продолжалось бы и до сих пор, если бы в Германии и Франции после Второй мировой войны не отказались от идеи восстановления "исторической" справедливости, как главной ценности, в пользу идеи поддержки УПЧ.

Поддержка УПЧ потребовала от правительств Франции и Германии отказа от войн за обладание ранее спорными территориями и перехода к поддержке мирного сотрудничества во всех сферах взаимных интересов.

Этот исторический пример свидетельствует, что только защита УПЧ является подлинной борьбой за справедливость. Но, пример демократических Франции и Германии не стал мировым прецедентом. Территориальные претензии одного государства к другому и в наше время обосновываются империалистическими кругами ссылками на историческую справедливость.   

Подведём итог.
 
1. Справедливость и правда у соперничающих сторон выглядят неодинаково.
2. Справедливость — это добровольно поддерживаемый спорящими сторонами компромисс.
3. Человек — мерило всех вещей. Соблюдение УПЧ во всей их совокупности — единственно верное мерило оценки человеческих отношений, ценностей, интересов и целей.
4. Права человека на справедливость и правду — не самые первые (главные) позиции в списке УПЧ.
5. При оценке общественных явлений и отношений не следует ограничиваться их проверкой только на справедливость и правду: нужно оценивать и соблюдение УПЧ всех причастных, имеющих разные мнения людей.
6. Люди, слушающие доводы борцов за справедливость и правду, должны поддерживать их только в части, направленной против нарушений УПЧ.
7. Борцов за справедливость и правду нужно всегда подозревать во лжи и лукавстве.

 
Частная собственность и социальное равенство http://www.proza.ru/2019/04/18/569
Об информационном иммунитете http://www.proza.ru/2018/12/20/538
О начальниках и подчинённых http://proza.ru/2020/07/16/200


Рецензии
Справедливость и правда - это что такое? Вы сможете объяснить хотя бы для себя? Нет не сможете. Потому что понятие справедливости и правды для разных людей разное, точнее, это понятия классовые. То, что справедливо для хозяина, никогда не будет справедливым для его рабов или его работников. Так было, так есть и так будет. Правда начальника отличается от правды его подчиненных. И никуда от этого не денешься.
До начала рабочего движения в странах капитала капиталист всегда старался заставить своих работников работать больше, а платить им он старался как можно меньше.

Виталий Овчинников   04.01.2023 15:08     Заявить о нарушении
Виталий Овчинников: "Справедливость и правда - это что такое? Вы сможете объяснить хотя бы для себя? Нет не сможете".

Ваше предположение ничем оправдано, так в моём тексте есть определения обоих понятий. Повторю их для Вас.

"Право на справедливость — это право требования соответствия деяния и воздаяния. Право на правду — это право требования полного изложения условий и честного выполнения формирующихся или уже сложившихся договорных отношений".

Ваша рецензия лишь подтверждает написанное мною: "Справедливость и правда — оценочные понятия. Действительно: справедливое для одного человека или какой-то группы лиц, социального слоя, идентичности часто бывает несправедливым для его оппонентов; сведения, объявленные правдой одной стороной отношений, могут названы лживыми или недостаточными другой стороной". Не так, ли?

Спасибо за отклик.

Геннадий Гасилов   04.01.2023 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.