55. Весна-лето 1379 года, Киприан

Он предал анафеме всех причастных к своему унижению вплоть до московского князя. Митяя Киприан, разумеется, не признавал, а епископов и остальной клир укорял за трусость перед произволом светской власти. Досталось даже Сергию. Старец был прощён лишь после того, как поклялся в том, что не знал о случившемся. Он осуждал действия московского князя и обещал распространить своё мнение по Руси.

И всё же усилий свято-троицкого игумена было недостаточно для признания Киприана митрополитом Киевским и всея Руси. За справедливостью требовалось отправляться в Константинополь. Страшась татар, Киприан поехал кружным путём: через Подолию, Молдавию, Валахию. На Дунае он подвергся грабежу, зато в родной Болгарии его ждал тёплый приём со стороны тамошнего патриарха Евфимия — старого товарища. Он выразил Киприану как моральную, так и материальную поддержку, но в Константинополь ехать отговаривал.

-Вокруг Ромейской империи кипят нешуточные страсти. Генуэзцы воюют с венецианами, а османский султан — с собственным сыном Савджи, которому помогает цесарь Андроник. Можешь легко попасть под чью-нибудь горячую руку. К тому же на патриаршем престоле сейчас обретается Макарий — враг твоего патрона Филофея. Он, конечно, тебя не низложит, но и поддержки не даст, и новых напастей прибавит. Возвращайся лучше на Русь.

Киприан не послушал совета, в конце апреля он добрался до Константинополя. Обстановка здесь действительно была опасна. Империя давно превратилась в город-государство, обладающее лишь южной частью Фракии и утрачивающее последние крохи самостоятельности. Её правители являлись жалкими марионетками латинян и, прежде всего, османского султана. Цесари во многом были не властны даже в пределах столицы.

Патриарх ясно дал понять, что держит сторону Дмитрия Московского и Митяя. Киприан собирался в обратный путь, но тут вокруг Константинополя развернулись боевые действия на море и на суше. Оставалось только сидеть и наблюдать за происходящим. Позже Киприан об этом не пожалел, ибо всё резко поменялось в его сторону.

25 мая султан Мурад разбил Савджи-бея и Андроника в битве, а 1 июня совместно с венецианами освободил томившегося в неволе Иоанна Палеолога. Одним из первых актов нового-старого цесаря стало низложение Макария. Киприан наряду с 17 епископами участвовал в заседании синода, посвящённого этому действию и с удовольствием поставил свою подпись.

После падения Макария предстояло выбрать нового патриарха. Для Киприана было бы идеальным возвращение Филофея, но тот совсем недавно скончался в заточении. Впрочем, Киприана не слишком волновали частности. Его позиция как единого митрополита Киевского и всея Руси значительно укрепилась.


Рецензии