Глава 10. Мир глазами детей
Они еще не разучились, в отличие от нас, видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Мы, взрослые, обладаем одним интересным свойством: видеть все, что происходит вокруг как бы через волшебное стеклышко. Это стеклышко - весь наш жизненный опыт, как положительный, так и отрицательный, как в этой жизни, так и прошлой. Причем отрицательный опыт - это каждое темное пятнышко, а весь опыт, имеющий оттенки искренней любви и светлых переживаний - это поток, очищающий стеклышко от грязи. Вот что есть наш жизненный опыт. Самые мудрые из нас к концу своей жизни приходили к пониманию, которое выражали словами: я точно знаю, что ничего не знаю. Вот, что написал, долго размышляя над смыслом человеческой жизни, прекрасный философ и поэт Омар Хайям:
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего неизвестно!
Вот последняя правда, открытая мной.
Как часто мы говорим своим детям: "Я опытнее тебя, я лучше тебя знаю жизнь".
А в чем опытнее? В умении наш прекрасный мир видеть уродливым? В умении прожить свою коротенькую жизнь исключительно для себя? В способности запасти материальных богатств, чтобы обеспечить безбедное существование своего потомства и с чувством выполненного родительского долга спокойно уйти с Земли? Но ведь весь опыт человечества показывает, что богатство и погоня за материальными ценностями еще никого не сделали по-настоящему счастливыми. Азарт же, который подталкивает людей, например, на поиски кладов и разных сокровищ, как правило, приводит их в тюрьму, а чаще всего к гибели. Обратившись к классической литературе, а также к реальной жизни, можно увидеть одну и ту же закономерность: там, где родители в поте лица добывали и только приумножали материальное, дети очень быстро проматывают нажитое.
Так как самым главным богатством для детей все-таки является воспитание духовное, и получить в дар от нас ребенок должен сокровища духовные. Тогда и к материальному он отнесется правильно, как к прекрасной возможности обрести то, что поможет ему быстрее раскрыться и найти свое место в жизни и в творчестве. Мы любим произносить: "Не в деньгах счастье!". Но все наши разговоры только о них. Давайте задумаемся, наконец, что же такое деньги на самом деле? Почему они играют основную и часто трагическую роль в нашей жизни. На этих бумажках сломалось столько прекрасных судеб, из-за них шли войны и рушились государства, но, тем не менее, мы продолжаем им поклоняться. И любим так, что оправдываем любые профессии, вплоть до палача: « потому что деньги зарабатывать надо, потому что нужно кормить своих детей».
Для того, чтобы объяснить происхождение денег на Земле, попробуем обратиться к отрывку из книги "Последняя надежда” и «Время поворота» Виссариона, которому именно за этот труд было присвоено звание академика в области человеческих отношений. Оттуда можно узнать, что мы, оказывается, не одиноки в этом мире, но только люди Земли почему-то творят так много зла и так много бед. Мы испугали некоторых представителей Внеземного Разума. Они-то и подбросили нам идею все измерять материальными ценностями, а для простоты - деньгами. Главное внимание противостоящий нам Внеземной Разум направил в область наших взаимоотношений друг с другом в быту, куда удачно были введены определенные условные ценности, переросшие в понятия всевозможных денежных единиц.
Эта область по расчетам данного внеземного разума давала почти полную гарантию легко привести порабощенное человечество к самоуничтожению, не нарушая при этом существующий закон Вселенского Разума, запрещающий открытое активное вмешательство в жизнедеятельность любой цивилизации подвижного разума с нарушением свободы выбора этой развивающейся цивилизации.
А в данном случае насильственного введения денежных единиц и системы, управляющей их передвижением, не было.
Мы имели полную свободу выбора, мы могли использовать или нет возникшую в сознании идею, с этим связанную.
Но мы не только взяли эту идею, а еще и через некоторое время с готовностью приложили все свои умственные и физические возможности в ее реализации и развитии.
Так как в этом, прежде всего, стал крайне заинтересован эгоизм человека...
Вскоре стало заметно, что там, где удалось ввести в нашу жизнь условные ценности, мы стали думать о возможностях приобретения этих ценностей гораздо больше, чем об идеях с религиозными мотивами, о которых продолжаем ради успокоения совести говорить, как о чем-то самом жизненно важном.
Было хорошо видно, что как бы человек ни высказывался о своем религиозном проявлении, главное преклонение он, прежде всего, будет делать перед материальными ценностями.
И как бы напыщенно презрительно ни говорили мы о деньгах, жизнедеятельность свою всегда будем строить именно в полной зависимости от системы денежных единиц.
При этом послушно формируя жизнеустройство таким образом, при котором каждый представитель в обществе будет поставлен в полную зависимость от необходимости постоянно беспокоиться о приобретении все большего количества этих условных ценностей.
Так давайте во имя спасения наших детей попробуем разобраться с вопросами, которые уже давно неразрешенными стоят перед нашим обществом, и все вместе попробуем, размышляя, найти ответы на них.
Я чувствую, что здесь нужен какой-то очень простой подход. Предлагаю посмотреть на все глазами наших детей, через чистое стеклышко их внутреннего мира.
Сейчас по телевизору стали часто показывать маленьких рассуждающих детей, отвечающих на вопросы взрослых. Дети очень искренне объясняют нам взрослым разные вещи, а иногда очень метко, всего в нескольких словах, дают зарисовку нашей во многом абсурдной жизни. Например, на вопрос, почему взрослые не играют в прятки, один ребенок ответил: «А они большие, им спрятаться негде», второй же серьезно говорит: «Им некогда, им новости смотреть нужно». По этим телевизионным новостям мы и изучаем нашу жизнь, и живем в постоянном ожидании, что нам все расскажут, разжуют и примут за нас нужное решение. А у нас потом останется бессменное право - все критиковать и ругать, оправдывая свою взрослую бездеятельность.
Меня постоянно удивляет одно свойство нашего русского характера. Когда рассказываешь человеку, который, например, болеет, о вреде употребления в пищу мяса или пива, то слышишь в ответ: «А почему нам об этом нигде не говорят?»
-- А где нам об этом должны рассказывать?
-- Ну, по телевизору, по радио, в газетах почему, не пишут?
И продолжают отравлять себя, болеть и терпеливо ждать, когда же объявят об этом во всеуслышание.
Одна милая девчушка с большими серыми глазами и ласковым именем Оля всем сердцем восприняла и запомнила информацию о вреде курения и алкоголя. Мы как раз проходили на уроке тему вредные привычки. Она дома рассказала об этом своей маме, которая совсем недавно родила еще одного ребенка, но услышала в ответ: «Это неправда, почему же нам этого ничего не говорят». А кто же нам должен сказать? Разве голосом ребенка не может говорить с нами Господь?!
С одной стороны хорошо, что у нас такой доверчивый и терпеливый живет в России народ. Но с другой стороны это очень похоже на добровольное сумасшествие. На следующем уроке, когда Оля рассказывала, как отреагировала ее мама, я поняла, что девочка очень расстроена, почти что сломлена и не знает, что делать дальше. Она даже на урок пришла больная, с температурой, чтобы получить ответ, как ей поступать дальше. Дома она видит, как мама курит, и переживает за здоровье своего маленького братика. На этом примере видно, что дети в чистом виде воспринимают информацию, они наполняются силой и уверенностью, что многое могут изменить в этом мире к лучшему, но первый же, самый близкий человек, может поставить на этом пути каменную стену.
Я успокоила девочку, и мы договорились, что она, не обращая внимания на реакцию мамы, все равно будет рассказывать о том, что узнает нового на уроке о здоровом образе жизни. В тот день я передала для Олиной мамы «Учебник добрых знаний», по которому с удовольствием работаю. В нем мама сама сможет прочитать и убедиться, что, оказывается, и пишут, и рассказывают, и предупреждают, но только человек обращает внимание и принимает исключительно ту информацию, которая ближе всего его внутреннему миру, его привычкам, его ступеньке. В тот день я обратилась к ребятам с просьбой объяснить мне, почему везде идет такая крупная и яркая реклама самих сигарет и так мелко-мелко одной строчной - предупреждение Минздрава о вреде курения.
Мудрые мои ребята наперебой стали кричать: «Потому что это выгодно тому, кто зарабатывает на сигаретах большие деньги!». Ребята прекрасно понимают лицемерие взрослых, когда, например, на одной пачке сигарет дана взаимоисключающая информация. То же самое происходит с рекламой пива. Удивительно то, что нам просто навязывают его, понимая, что даже вскользь брошенный взгляд на красочную рекламу оставляет в подсознании человека информацию, которая в скором будущем проявит себя желанием попробовать пива. Ведь это первая ступенька к употреблению более крепких напитков, а в дальнейшем для кого-то и к наркотикам. Недаром пиво считается самым опасным и коварным алкогольным напитком, незаметно приучающим человеческий организм к приему спиртного. Тем не менее, эту информацию нам навязывают на каждом углу, и какое-то время сотни тысяч людей, пользующихся метро, не могли даже спуститься к электричкам, не пройдя через турникеты, где кроме денежной оплаты, они проходили еще и обработку своего подсознания пивной рекламой.
Двадцатый век назван веком толпы. Причем в последнее время роль толпы во всех сферах жизни общества существенно возросла. Психологи отмечают в качестве одной из характерных черт толпы ее низкий интеллектуальный уровень. Как грипп приводит к упадку физических сил здорового человека, так даже интеллектуально развитый человек, будучи захваченным полем толпы, превращается в ее примитивную единицу.
« День города. – рассказывает один человек, - запомнился мне тем, что там я потратил значительную сумму денег, накупив кучу пирожков, пива, кофе и многого другого. Когда мы с женой пришли домой с полной сумкой продуктов, то даже засмеялись. Зачем же мы купили все это (причем раза в полтора дороже), отстояв в огромных очередях, когда можно было дешевле, спокойнее и быстрее приобрести все это в магазине, который находится на первом этаже нашего дома».
Сработал эффект толпы, когда большая группа людей, захваченная одной эмоцией, одной страстью, неуловимым образом влияет на поведение одного человека.
Концентрация людей – это первая физическая предпосылка формирования толпы. Во всем мире произошла небывалая концентрация населения в больших городах. Сейчас мы ежедневно оказываемся в центре то одной, то другой толпы: в автобусах, метро, в больших магазинах, на рынках, пляжах и стадионах. Это ставит нас в мощное психологическое поле, которое не может не оказывать воздействия на наше поведение.
Многие формы поведения, в том числе и потребительского, воспроизводятся нами без лишних размышлений. В основе этого лежит механизм подражания. Чтобы не ломать голову, человек в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут окружающие. Механизм подражания потому так затягивает людей, что думать самостоятельно, находить собственные решения – для многих из нас весьма тяжкая работа, требующая напряжения ума и воли. Поэтому из лени или, как многие говорят, из «здравого смысла» мы стараемся экономить свои интеллектуальные силы и идем по пути подражания. Особенно легко этот механизм захватывает наших детей-подростков. Вот и бродят они по городу с неизменными бутылочками, к которым, как грудные младенцы, постоянно прикладываются. Только в бутылках этих не молоко полезное, а пиво очень вредное и коварное.
На недавних курсах по борьбе с наркоманией нам читал лекцию доктор биологических наук из института, который занимается профилактикой алкоголизации и наркозависимости населения. Меня поразил тот факт, что, оказывается, пять-шесть бутылок любого пива средней крепости по всем показателям приравниваются к одной бутылке водки. Профессор привел такой пример: «Если старшеклассник, например, утром перед школой выгуливая собаку, прихватит с собой и выпьет одну бутылку пива, а потом на большой перемене с друзьями в соседнем подъезде еще одну, после уроков, придя домой достанет из холодильника третью, потрудившись за уроками, захочет расслабиться и выпьет еще одну, а, насмотревшись телевизор или после компьютерных игр, чтобы уснуть, выпьет пятую бутылку пива, то мы можем смело сказать, что этот ребенок один выпил за день бутылку водки».
Так делают многие наши дети, но родители позже крайне удивляются, что их ребенок получил диагноз алкоголика. Они говорят: «Как же так, ведь мы никогда его не видели пьяным!» Но они не могли его видеть пьяным, потому что парень постоянно находился в состоянии легкого алкогольного опьянения, и к его такому состоянию все привыкли, не зная его другим. Это настоящая трагедия для родителей и подростка. Когда человек выпивает ежедневно по бутылке водки, мы считаем его алкоголиком, но ежедневное потребление пяти бутылок пива по разрушающему воздействию на мозг, кровь, печень, интеллект человека приравнивается к первому случаю по всем показателям.
Как же еще сообщать и где еще нужно кричать о том, что мы своими руками уничтожаем свое будущее – наших детей. Правильное воспитание ребенка, прежде всего, должно быть заложено не словами, а только личным примером. А закреплено все это может быть в школе или других учебных заведениях. Наши дети очень талантливы и восприимчивы к любой информации и, прежде всего, к доброму, теплому, искреннему отношению к ним. Давайте больше общаться, разговаривать с ними, и они нам поверят, если увидят, что это наши убеждения, а не пустые слова.
В противовес рекламе алкоголя и всевозможным установкам на разложение молодежи средствами массовой информации я стараюсь проводить наглядные, эмоциональные уроки на разные темы, которые ребята запоминают надолго. Сейчас попробую описать вам один такой урок.
Я спрашиваю ребят, какие праздники в жизни людей они знают, на каких торжествах им уже приходилось быть. У детей горят глаза, они погружаются в воспоминания больших и маленьких событий. Мы останавливаемся на свадьбе и пробуем все вместе создать вполне реальный праздник. Мы вспоминаем все подробности церемонии, много фантазируем, одевая жениха и невесту, выбирая цветы, подарки, приглашая гостей. Всем очень весело. Подходим к тому, что скоро все проголодаются и захотят сесть за праздничный стол. Я беру мел, подхожу к доске, а иногда - большой лист бумаги и карандаши и начинаю рисовать стол, скатерть, вазу с цветами и все, что ребята называют. Теперь мы все вместе сервируем праздничный стол. Иногда ребята выбегают к доске и дорисовывают или исправляют какую-то деталь на рисунке. Я рассказываю им о любви, о настоящей любви, о встрече двух половинок, о той ответственности, которую жених и невеста берут друг за друга на всю жизнь, о будущем рождении детей и ответственности за их здоровье и судьбу.
Мы продолжаем сервировать стол, рисуем конфеты, торт, фрукты, всякие закуски… и вот кто-то из ребят называет шампанское. Я спрашиваю: « Все считают, что без шампанского праздник не может состояться?». Они дружно отвечают, что, конечно, не может, не положено празднику быть без шампанского и без других алкогольных напитков. В этом месте, отступая от игры, я спрашиваю, знают ли они, почему шампанское называют шампанским.
Оказывается, во Франции есть местечко, которое носит название Шампань. Там самые замечательные сорта винограда, и из них издавна готовят виноградные вина и употребляют их на свадьбу. Эти вина долгое время считали целебными. Но однажды заметили, что именно в этой области с таким красивым названием Шампань по сравнению с другими областями, люди стали больше болеть, рано умирать, здесь стало рождаться больше детей с отклонениями от нормы или просто уродов. Это очень встревожило ученых, и они начали искать причину. Исследовали все, что только можно: пищу, воду, воздух и многие другие факторы. На вина никто даже не мог подумать, так все были уверены в их пользе для здоровья. И только потом догадались проверить, как на самом деле влияют эти чистые виноградные вина на здоровье человека. Провели исследования и определили – да, это алкоголь, именно алкоголь, содержащийся в виноградном вине, был виновником всех бед. Вот смотрите сами, что он может натворить.
Ученые провели эксперимент: взяли три клетки, посадили в каждую клетку по три кролика, и в пищу им стали добавлять вещества, которые считаются не очень полезными во взрослом возрасте. В первую клетку кроликам стали добавлять в пищу по 5 капель сахарного сиропа – у людей избыток сахара может вызвать сахарную болезнь – диабет, во вторую клетку стали добавлять по 5 капель молока – у взрослых от него может возникнуть болезни кишечника и другие, а в третью клетку стали добавлять по5 капель вещества, которое нашли в шампанском. Всего по 5 капелек – это совсем мало, на троих кроликов по 1,5 капельки в день. И стали наблюдать за кроликами, за их поведением, развитием.
В первой клетке кролики развивались нормально, во второй клетке тоже кролики развивались нормально, а в третьей клетке с кроликами что-то случилось – они стали агрессивными, злобными, кусались, царапались до крови, вырывали друг у друга клочьями шерсть, старались выцарапать друг другу глаза. Потом у кроликов родились крольчата. В первой клетке родились 9 крольчат, все были здоровыми; во второй клетке тоже родились 9 крольчат и все они также были здоровыми; в третьей клетке родились 9 крольчат, но 5 из них родились мертвыми, а четверо – с уродствами: у одного крольчонка не было ушек, у другого крольчонка не было ротика и носика, у третьего крольчонка не было лапок, у четвертого – было все, но он не двигался. И, конечно, это потомство было нежизнеспособным – они все умерли. Неужели так подействовали на кроликов 5 капелек вещества, которые взяли из «безобидного» шампанского?
Тогда один ученый, который никогда в своей жизни не пил и не курил, предложил проверить действие алкоголя на нем. К голове ученого подключили необходимые датчики, поставили большой экран и дали ему выпить всего один глоток шампанского. В этот же момент на экране в районе мозга появилась одна черная точка. Когда дали второй глоток шампанского, на экране рядом с первой появилась вторая черная точка. Вначале ученые удивились этим точкам, но потом изучили их, проверили разными новейшими приборами и обнаружили, что каждая такая точка содержит 17000 погибших клеточек головного мозга, причем клеточек самых умных, развитых, думающих!!! Все дело в том, сердце в первую очередь снабжает кровью, которая несет питание, самые важные и ответственные участки головного мозга, и поэтому гибнут сначала 17000 самых «умных» клеточек от одного глотка шампанского! А сколько их гибнет от нескольких глотков? А если человек пьет более крепкие вина, водку? – Известно, что стакан водки убивает сразу миллион самых «умных» клеток головного мозга.
Здесь я слышу, как Дима, сидящий на первой парте говорит вслух: «Так ведь он (человек, употребляющий алкоголь) даже не может реально теперь оценивать свое состояние. Вот почему все выпивающие люди всегда говорят, что они не пьют, а те, кто пьет, говорят, что если захотят, то в любой момент бросят».
А еще ученые узнали, что организм ребенка до 18 лет разрушается от спиртного в 20 раз быстрее и сильнее, чем организм взрослого человека. Если взрослый человек выпил какую-то дозу спиртного и ребенок тоже выпил такую же дозу, то организм ребенка по отношению ко взрослому разрушится настолько, как если бы он выпил 20 таких доз. Иногда такие случаи приводят ребенка к смерти.
Ребята потрясены, спрашивают, почему об этом нигде не рассказывают, почему их родители ничего не знают? Они задают мне столько «почему», что урока не хватает. Мы начинаем рассуждать о вреде алкоголя и гибели самых «умных» клеточек, а выходим всегда на размышления, почему мы так живем, кто все перепутал в этом прекрасном мире, кому это выгодно, что может один человек, если он почувствует себя свободным и ответственным за все, что происходит на Земле. Ребята не хотят уходить с урока, глаза их горят, но дальше они идут домой, сталкиваются с жизненной реальностью и происходит то, о чем я рассказала на примере с девочкой Олей.
Я прошу вас, родители, поверьте своим детям, поддержите их в добрых начинаниях, ведь именно им жить дальше на нашей прекрасной, но очень усталой и больной планете. И если не дети спасут Ее, то кто?!
Мы и так много ложных установок уже успели заложить в их сознание. Меня, например, каждый раз удивляет реакция ребят на вопросы, которые я задаю в конце описанного урока: « Скажите, ребята, кто будет покупать на свою свадьбу вино, шампанское, водку? Может быть, купите гостям?» - Большинство отвечает, что никогда пить не будут, но, опустив глаза, добавляют, что алкогольные напитки на стол поставят, потому что их не поймут или обидятся гости. « Ребята, ведь вы свободны!!! И вы теперь знаете, что несет в себе алкоголь, почему тогда боитесь?», - обращаюсь я к ним, но это уже тема другого урока, на который я приглашу вас в другой раз.
Чтобы урок прошел наиболее эффективно и имел реальные положительные результаты для каждого ребенка и его семьи, в которой он проводит большую часть своего времени; чтобы перекрыть лавинообразную рекламу губительного образа жизни, которая идет по телевизору, интернету, всевозможным плакатам, газетам и дешевым книгам; чтобы выдержать всю эту войну, объявленную нашим детям, а значит и будущему России, будущему Земли и Вселенной в целом, нужно найти какое-то гениальное и при этом очень простое решение проблемы. А заключается оно в глубинном понимании сути самого человека.
Свидетельство о публикации №222112701070