О вечном вспомни, с повинной к Богу повернись

До того, как замрешь на последней меже,
В этой жизни подумать успей о душе,
Ибо там оказавшись с пустыми руками,
Ничего наверстать не успеешь уже.
Омар Хайям

Магомед-Гирей в стихотворении «Судьба» мастерски отразил ошибки, заблуждения и непрестанные блуждания человека в алчной суете, которую он метко окрестил маетой. Он показал афористичным словом и образом его скитания во тьме заблуждений, метаний между добром и злом, истиной и ложью. И ведя читателя из тьмы к свету, он завершил стих пронзительным афоризмом:

О вечном вспомнить бы пора,
С повинной к Богу повернуться...

Данные две строки великолепны, афористичны и многоплановы. В них в сконцентрированной форме отражена истина, которую несут Священные писания, высокая литература и искусство. Это написано не ради красного словца и лести. Любой мало мальски образованный и мыслящий человек найдет подтверждение этим словам и в религии, и в искусстве. В области литературы у меня есть очень авторитетный и неоспоримый свидетель. Его свидетельство приведу ниже.

Процитированные выше две строки, состоящие из вроде бы простых слов, вмещают в себя множество множеств эмоционально и нравственно пережитого и прочувствованного человеком на протяжении всей своей жизни. Магомед-Гирей даже в одно слово «повернуться» намеренно или по наитию вложил весьма глубокий смысл. От кого и чего он предлагает «повернуться» - «отвернуться»? От Его Высочества Нечестивости Сатаны, его отвратно сладкоречивых нашептываний и сладостных обольщений.

Творец смыслов и образов одним только словом «повернуться» в контексте своих двух строк и всего стиха призывает человека отвратиться от зла ради добра, от лжи во имя истины, от паскудства ради благородства, от алчности во имя щедрости, от гнусного предательства ради отечестволюбия - служения народу. И он страстно предлагает «повернуться» к Всевышнему не просто так - лицемерным слогом и мерзостной показухой, а с содержимым второго его (!) фундаментального слова «с повинной», то есть покаянием и искренним стремлением идти стезей добра, отвратившись от пути зла.

Перечитывая глубоко нравственный и мудрый посыл поэтических строк Мастера, я вспомнил рубаи Омара Хайяма. Если хорошенько вдуматься, то его строки ведь тоже о том, что надо бы «С повинной к Богу повернуться», чтобы потом не переживать те чувства, о которых Хайям писал в своих рубаи:

Раб страстей, я в унынье глубоком - увы!
Жизнь прожив, сожалею о многом - увы!
Даже если простит меня Бог милосердный,
Стыдно будет стоять перед Богом - увы!

Великий О. Хайям говорил не о страхе перед Господним наказанием, а о чувстве испепеляющего стыда перед Ним за свою подверженность грехам и неблаговидным поступкам. Я читал, перечитывал приведенные рубаи сотни, а может быть, тысячу раз, хотя и знаю их наизусть уже лет тридцать, и всякий раз меня берут за глотку - до дрожи по всему телу, две последние строки:

Даже если простит меня Бог милосердный,
Стыдно будет стоять перед Богом - увы!

Читая, декламируя вслух или мысленно вспоминая эти восхитительные строки, оглянешься в свое прошлое и повторяешь вслед Хайяму... увы!, увы!..

Спасибо Мастеру слова и образа, творцу боевого искусства - ингушской системы тотального боя «ШодСанЛат», внесенного в 2016 г. во Всероссийский реестр видов спорта. Он многое напомнил своим поэтическим словом. Особая благодарность ему за две строки, которым суждено стать афоризмом:

О вечном вспомнить бы пора,
С повинной к Богу повернуться...

Хамзат Фаргиев

27 ноября 2022

Примечания

1. Название - слегка перефразированные строки Мастера Гирея:
О вечном вспомнить бы пора,
С повинной к Богу повернуться.

2. Мастер Гирей. «Судьба»  - https://stihi.ru/2022/11/26/8518
3. Основатель боевого искусства «ШодСанЛат» Магомед-Гирей Сукиев. 4. Шод Сан Лат - ингушская система тотального боя.


Рецензии